Ekaterinburg, Russian Federation
This article analyzes the features of competitive advantages of enterprises of the military-industrial complex, both in the framework of the main activity and in terms of conversion. The specificity allowing to orient activity of the enterprise on achievement of the most effective conditions of production is allocated.
competitiveness, competitive advantages, the military-industrial complex.
Понятия «конкуренция» и «конкурентное преимущество» неразрывно связаны. Развитие термин конкуренция получил благодаря Адаму Смиту в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» провел анализ конкуренции [11]. В продолжение работы Адама Смита изучением конкуренции занимались Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.П. Кураков, Л.Г. Раменский, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др. На основе анализа определений конкуренции, можно выделить основные направления, характеризующие термин в соответствии с представлением ученых, табл. 1. Классификация конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволит ранжировать их по признакам и влиянию. Одним параметром конкурентного преимущества является факторы формирования, которые в укрупненном виде можно разделить на внешние и внутренние, или рыночные и ресурсные соответственно. Рыночный подход развивали И. Ансофф и М. Портер, а второй — ресурсный, его
основоположниками являются Э. Пенроуз и Б. Вернерфельт, также над ним работали Б. Прахалад и Г. Хамел, Р.М. Грант. К. Хофер, Д. Шендел выделили шесть типов ресурсов, которые дополнил Р. Грант. Суть ресурсной концепции состоит в том, что фирмы конкурентоспособны вследствие обладания уникальными ресурсами и способностями, которые являются источниками экономических рент либо источником экономии на издержках. Ресурсный подход требует опережающего создания, удержания и развития специфических ресурсов и компетенций. В числе ранее изученных рассмотрен признак, отражающий время реализации (срок действия), отраженный в работах Р.А. Фатхутдинова и Б. Карлоффа [8, 12]. Если рассматривать признак времени более детально, модно обратиться к исследованиям А.П. Градова, который предложил концепцию жизненного цикла конкурентного преимущества. Наиболее значим для классификации КП вид получаемого конечного результата. Фатхутдинова Р.А. определил четыре возможных вида результата — научнотехнический, экономический, социальный
и экологический [8]. Ю.Б. Рубин рассматривает конкурентные преимущества по факту их реализации [10]. Также в исследованиях выделяют классификации по времени реализации, характеру динамики, возможности имитации, по факту реализации, по сфере проявления [30].
1. Babenko D.N. Obespechenie ustoychivogo funktsionirovaniya predpriyatiya na osnove upravleniya ego konkurentosposobnost'yu: avtoref. dis. … kand. ekon. nauk. - Krasnodar, 2004. - S. 6.
2. Bogomolova I.P., Khokhlov E.V. Analiz formirovaniya kategorii konkurentosposobnost', kak faktora rynochnogo prevoskhodstva ekonomicheskikh ob»ektov [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/1/3548.html (data obrashcheniya 10.05.2017).
3. Bondarenko O.A. Upravlenie konkurentosposobnost'yu rossiyskikh promyshlennykh predpriyatiy na baze protsessnogo podkhoda: avtoref. dis. … kand. ekonom. nauk. - Krasnodar, 2006 - S. 8, 11.
4. Vasil'eva Z.A. Ierarkhiya ponyatiy konkurentosposobnosti ob»ektov rynka // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2006. - № 2 (52).
5. Golubkov E.P. Issledovanie i analiz rynochnoy situatsii [Elektronnyy resurs]. - URL: '68ttp://www.mavriz.ru/articles/ 2001/3/59.html (data obrashcheniya 10.05.2017).
6. Danilov I.A. Retrospektivnyy analiz traktovaniya terminov «konkurentosposobnost'» i «konkurentnoe preimushchestvo» otechestvennymi i zarubezhnymi avtorami» // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 3 (184). - S. 132.
7. Dorzhieva E.V. Konkurentosposobnost' ekonomiki na mezourovne: sushchnost', kriterii, faktory: avtoref. dis. … kand. ekonom. nauk. - Ulan-Ude, 2004. - S. 8.
8. Karlof B. Delovaya strategiya: per. s angl. [tekst] / nauch. red. V.A. Pripisanov. - M.: Ekonomika, 1991. - 239 s.
9. Mlotok E. Printsipy marketingovogo issledovaniya konkurentsii na rynke [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/ (data obrashcheniya 10.05.2017).
10. Rubin Yu.B. Konkurentsiya: realii i perspektivy / Yu.B. Rubin, V.V. Shustov. - M.: Znanie, 1990. - S. 15.
11. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. - M.: Sotsekgiz, 1962. - 333 s.
12. Fatkhutdinov R.A. Konkurentosposobnost' organizatsii v usloviyakh krizisa: ekonomika, marketing, menedzhment. - M.: 2002. - S. 356.