CREATION OF MODEL OF AN INNOVATIVE CONTROL SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Demand of entrants for training is often formed under the influence of psychological factors. Desires and preferences of entrants on education on concrete specialties change every year, and the offer of training in the directions demanded by the market in state universities doesn't satisfy demand. The problem of discrepancy of the offer to demand in labor market is wrapped in lag of development of economy in country scales. Creation of the operational working system which will allow to provide labor market with necessary experts in the necessary quantity is an exit from current situation.

Keywords:
model, innovations, management, educational service, university.
Text

Состав участников рынка образовательных услуг в сфере высшего образования Российской Федерации можно упрощенно представить состоящим из следующих объектов: государство, высшие учебные заведения, физические лица (потенциальные специалисты), работодатели и финансовые структуры, что представлено на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь участников рынка образовательных услуг в сфере высшего образования

Анализ состояния рынка образовательных услуг в сфере высшего образования показывает, что в настоящее время рынок характеризуется некоторым разрывом между предложениями вузов и спросом работодателей на специалистов-выпускников. Такой разрыв объясняется, прежде всего, дисбалансом спроса на обучение со стороны абитуриентов и спроса работодателей на специалистов. На рис. 2 показано соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования.

Спрос абитуриентов на обучение зачастую формируется под влиянием психологических факторов. Желания и предпочтения абитуриентов на получение образования по конкретным специальностям меняются каждый год, а предложение обучения по требуемым рынком направлениям в государственных вузах не удовлетворяет спрос. Непреодоленный демографический спад и доступность всех направлений подготовки, которая возникла из-за увеличения числа коммерческих вузов, приводит к ориентации вузов на удовлетворение потребительского, в большей степени конъюнктурного, спроса абитуриентов на образовательные услуги. А это, в свою очередь, создает ситуацию, когда выпускники не могут найти работу по своей специальности, а работодатели не могут полностью удовлетворить свою потребность в квалифицированных кадрах, прибегая к затратам на обучение вновь принятых работников.

 

Рис. 2. Соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг

в сфере высшего образования

 

Проблема несоответствия предложения спросу на рынке труда оборачивается отставанием развития экономики в масштабах страны. Создание оперативно-работающей системы, которая позволит обеспечить рынок труда необходимыми специалистами в нужном количестве, является выходом из сложившейся ситуации.

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития актуальна не только подготовка специалистов, но и подготовка потенциальных работодателей, способных, используя полученные знания и навыки, грамотно организовать инновационно-ориентированный бизнес.

Высшие учебные заведения, выполняющие государственные задания на подготовку специалистов, играют роль инструмента, при помощи которого государство регулирует число специалистов-выпускников конкретных направлений подготовки. Бюджетные средства, выделяемые вузам, для многих становятся обязательным условием выживания на рынке, но этих средств недостаточно для обеспечения благоприятных условий для развития. Для обеспечения и развития научно-технического, кадрового, финансово-экономического и инновационного потенциала высшим учебным заведениям приходится искать дополнительные источники финансирования. Таким образом, предпринимательская деятельность высших учебных заведений в части обучения студентов на платной основе, с одной стороны, насыщает рынок образовательных услуг, удовлетворяя спрос абитуриентов, не прошедших конкурс на бюджетное обучение, а с другой стороны, обеспечивает развитие вуза, являясь, тем самым, важнейшим компонентом современного высшего образования в России.

В этих условиях высшее учебное заведение для обеспечения своей конкурентоспособности должно отвечать следующим требованиям:

1. Гибкость и оперативность в подготовке новых специалистов. Это требование подразумевает способность высшего учебного заведения в кратчайшие сроки адаптироваться под изменения в плане приема на специальности, а также под необходимость обучения по специальностям, по которым ранее подготовка не осуществлялась.

2. Минимизация расходов на подготовку специалистов. Требование подразумевает оптимизацию использования ресурсного, кадрового, технического и прочего обеспечения, и может быть удовлетворено путем объединения усилий в реализации смежных направлений подготовки, что позволяет создать задел для обеспечения возможного дальнейшего изменения в учебных планах данных направлений подготовки или количества подготавливаемых специалистов, а также в широком использовании современных информационных технологий, позволяющих эффективно реализовать дистанционное обучение. Минимизация расходов на подготовку специалистов позволяет устанавливать оптимальную, как для обучаемого, так и для учебного заведения, стоимость обучения.

3. Поиск дополнительных источников финансирования. Дополнительные источники финансирования для высшего учебного заведения – это различные формы дополнительного обучения, такие как второе высшее, заочное, очно-заочное, дистанционное, сокращенное образование, курсы (повышение квалификации, довузовская подготовка и пр.), научно-исследовательские разработки, хозяйственная деятельность (редакционно-издательская и пр.). Постоянное расширение и реализация этих источников является необходимым условием развития вуза.

4. Подготовка инновационных предпринимателей. В настоящее время актуальной является поддержка раннего трудоустройства студентов на малых предприятиях, создаваемых вузом. А также в форме поддержки инновационных проектов творческой молодежи. При осуществлении данных мер выпускник вуза – специалист, ориентированный на создание малого инновационного предприятия, т.е. на создание новых рабочих мест. А вуз, реализующий данную программу, создает дополнительные источники своего финансирования.

Вышеперечисленные требования являются составной частью инновационной деятельности высшего учебного заведения, направленной на обеспечение конкурентоспособности [1, 12].

Конкурентоспособным считается предприятие, которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным [13–15]. Применительно к высшим учебным заведениям конкурентоспособность включает в себя комплекс характеристик, обеспечивающих в совокупности определенную позицию в образовательной среде: качество образования, внутрикорпоративная среда, внешний имидж, маркетинговый фактор, востребованность выпускников на рынке труда [16–20].

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках [19]. Применительно к высшему учебному заведению и его деятельности, направленной на предоставление образовательных услуг, инновационная деятельность подразумевает использование инновационного потенциала (подготовленность персонала, в том числе в области маркетинга, техническое обеспечение, создание задела научно-технических разработок для инноваций, востребованных рынком и пр. [19]) для создания и реализации новых образовательных программ, технологий и форм обучения с целью расширения списка предлагаемых образовательных услуг, улучшения их качества и получения прибыли (рис. 3) [21–30].

Рис. 3. Соотношение понятий конкурентоспособность и инновационная деятельность

Переход от новшества к инновации – непрерывный процесс, который реализуется основными подразделениями вуза (рис. 4). Очень важной составляющей процесса является экономическая оценка последствий внедрения новшеств, так как она обусловливает целесообразность их внедрения.

 

Рис. 4. Переход от новшества к инновации

На успех внедрения новшеств влияет, во-первых, их востребованность рынком, во-вторых, организационно-управленческая структура организации и ее ресурсное обеспечение, в-третьих, прочие параметры, такие как законодательство и т.д. Следовательно, для того чтобы оперативно реагировать на изменение потребности в специалистах-выпускниках и обеспечить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, необходимо постоянное перераспределение ресурсов между подразделениями и направлениями работы вуза и реорганизация его организационно-управленческой структуры. Мотивация перераспределения ресурсов и изменения организационно-управленческой структуры вуза показана на рис. 5.

Рис. 5. Мотивация перераспределения ресурсов и изменения организационно-управленческой структуры вуза

 

В условиях динамично изменяющегося рынка образовательных услуг решения по адаптации к новым условиям должны приниматься оперативно, чтобы сохранить и повысить конкурентоспособность высшего учебного заведения. Для решения задачи принятия оперативных решений предлагается использовать модель инновационной системы управления вузом (рис. 6).

Рис. 6. Модель инновационной системы управления вузом

 

Таким образом, для успешного функционирования на рынке образовательных услуг высшее учебное заведение должно обеспечивать свою конкурентоспособность через инновационную деятельность. Осуществление инновационной деятельности невозможно без оперативной оценки возможных управленческих решений на их экономическую целесообразность. Следовательно, роль подсистемы экономической оценки последствий внедрения новшества, которое может состоять в управлении набором студентов, создании новых образовательных услуг, изменении содержания образовательных услуг и т.п. очень важна. Вышеперечисленные управленческие решения, так или иначе, влекут за собой изменение ресурсного обеспечения и организационно-управленческой структуры вуза. В связи с этим, представляется важным изучение принципов и методов построения и изменения организационно-управленческой структуры и ресурсного обеспечения вуза и оценки эффективности их функционирования.

References

1. Hohlova O.S. Razvitie vzaimodeystviya vysshih uchebnyh zavedeniy s promyshlennymi predpriyatiyami i gosudarstvom na osnove opyta SShA / A.A. Harin, O.S. Hohlova // Innovacii. - 2011. - № 8 (154). - S. 17-23.

2. Fedorov V.K. Povyshenie kachestva innovacionnyh razrabotok v special'nom mashinostroenii na osnove primeneniya metodov standartizacii i dizayna / V.K. Fedorov, A.A. Harin, A.N. Ganza // Tehnologiya mashinostroeniya. M.: Izd-vo Rossiya, - 2013. - № 12. - S.62-64.

3. Rozhdestvenskiy A.V. Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti na osnove integracii vysshih uchebnyh zavedeniy i predpriyatiy / A.V. Rozhdestvenskiy, A.A. Harin, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.7-13.

4. Gurckoy D.A. Klastery kak instrument razvitiya setevogo vzaimodeystviya mezhdu predpriyatiyami i universitetami / D.A. Gurckoy, V.K. Fedorov, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.217-221.

5. Balashov V.V. Razvitie sistemy vzaimosvyazey vysshego obrazovaniya s proizvodstvennymi strukturami / V.V. Balashov, O.S. Harina, A.A. Harin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. SPb: Izd-vo SPbGPU, - 2013. - № 4-2 (183). - S.185-190.

6. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury obrazovaniya, nauki i biznesa: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, V.V. Balashov, A.A. Harin, O.S. Harina. M.: Al'fa-M, 2014. 160 s.

7. Kolenskiy I.L. Upravlenie razvitiem innovacionnoy deyatel'nosti v regionah Rossii: monografiya / A.V. Rozhdestvenskiy, I.L. Kolenskiy, A.A. Harin. M.: NIC INFRA, 2015. 213 s.

8. Karpov A.S. Razvitie innovacionnyh predpriyatiy na osnove nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti molodezhi / A.S. Karpov, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», - 2015. - № 6. - S.275-279.

9. Harina O.S. Napravleniya vzaimodeystviya vuzov i predpriyatiy, sposobstvuyuschie razvitiyu chelovecheskogo kapitala / O.S. Harina, A.A. Harin, A.A. Harin // Vestnik universiteta. M.: FGBOU VPO «GUU», - 2015. - № 6. - S. 293-297.

10. Harin A.A. Innovacionnye integrirovannye struktury kak mehanizm upravleniya innovacionnym razvitiem ekonomiki / A.A. Harin // Fakul'tet menedzhmenta: 70 let organizacionno-upravlencheskih innovaciy: sb. st. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. M.: Izd-vo Paleotip, 2015. - S.297-302.

11. Harin A.A. Innovacionnaya infrastruktura kak osnovnoy element nacional'noy innovacionnoy sistemy / A.A. Harin / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. po nauke, obrazovaniyu i tehnologiyam // Naukovedcheskie issledovaniya, 2015: sbornik nauchnyh trudov; pod red. Rakitova A.I. M., 2015. - S.12-18.

12. Ganeev A.R. Sertifikaciya professional'nyh kvalifikaciy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala dlya postroeniya innovacionnoy ekonomiki / A.R. Ganeev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 6 (200). - S.84-90.

13. Poduraev Yu.V. Vzaimodeystvie obrazovatel'nyh organizaciy vysshego obrazovaniya i mashinostroitel'nyh predpriyatiy kak odin iz osnovnyh instrumentov razvitiya chelovecheskogo kapitala / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2015. - № 8 (202). - S. 42-44.

14. Podkuyko A.I. Rol' inzhiniringovyh uslug v razvitii tehnologicheskih innovaciy (na primere sub'ekta Rossiyskoy Federacii) / Pastuhov V.V., Podkuyko A.I., Harin A.A., Harin A.A. // Innovacii. -2016. - № 3 (209). - S. 42-46.

15. Kharin Alexander. Educational environment forming on the basis of the human capital development / Alexander Karpov, Alexander Kharin, Olga Kharina // SHS Web of Conferences 9, 02019 (2016) International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016).

16. Poduraev Yu.V. Razvitie chelovecheskogo potenciala predpriyatiy na baze sovmestnyh nauchno-obrazovatel'nyh kompleksov s obrazovatel'nymi organizaciyami vysshego obrazovaniya / Yu.V. Poduraev, A.A. Harin, O.S. Harina // Innovacii. - 2016. - № 8 (214). - S. 20-24.

17. Podkuyko A.I. Osnovnye instrumenty gosudarstvennoy podderzhki razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2016. - №4(39). - S. 131-135.

18. Elbakiev A.M.Tendencii i problemy razvitiya inzhiniringovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. / A.M. Elbakiev, A.I. Podkuyko, A.A. Harin / Vestnik MGTU «STANKIN». - 2017. - №2(41). - S. 103-106.

19. Kharin A.A. Innovative infrastructure as basic element of national innovative system / Kharin A.A., Kharina O.S., Yeleneva J.Y., Andreev V.N. // 2nd International Conference on Business, Economics and Management (BEM 2017) JUN 28-29, 2017. Advances in Business and Finance vol.7 p.3-7.

20. Kharin A.A. Corporate knowledge management in Ramp-up conditions: The stakeholder interests account, the responsibility centers allocation / Julia Y.Yeleneva, Alexander A.Kharin, Konstantin S.Yelenev, Vladimir N.Andreev, Olga S.Kharina, Elena V.Kruchkova. // CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology 03.02.2018. https://doi.org/10.1016/j.cirpj.2017.12.002

21. Harina O.S. Upravlenie funkcionirovaniem innovacionnoy obrazovatel'noy organizaciey s cel'yu razvitiya ee resursnogo obespecheniya. /O.S. Harina, A.A. Harin// Ustoychivoe razvitie regionov Rossii: ot strategii k taktike: Sbornik materialov III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii / Pod obsch.red. S.S. Chernova. - Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2018. - S. 124-130.

Login or Create
* Forgot password?