Penza, Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of a comparative study of the characteristics of the budgetary systems of the Russian Federation and foreign countries, in particular, the United States and China. The directions of increasing the efficiency of the functioning of the budgetary system of the Russian Federation on the basis of using the experience of other countries are considered.
budget, budget system, gross domestic product, budget revenues, budget expenditures.
Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Он служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. Развитие территорий, поддержка незащищенных слоев населения, поддержка государственно значимых отраслей и уровень жизни населения зависят от эффективности функционирования бюджетной системы государства, что определяет актуальность исследования этой проблемы.
Целью данного исследования является проведение сравнительного исследования бюджетных систем зарубежных стран и Российской Федерации, разработка рекомендаций по развитию эффективной бюджетной системы РФ.
Достижение поставленной цели опосредованно решением следующих задач: раскрытие сущности государственного бюджета, сравнительный анализ основных показателей функционирования бюджетных систем Российской Федерации и зарубежных стран (США и Китая), разработка предложений по использованию положительного опыта зарубежных стран в области функционирования бюджетной системы.
Объектом исследования выступают бюджетные системы зарубежных стран и Российской Федерации. Предметом исследования являются бюджетные показатели.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса). Федеральный бюджет является основным планом государства, отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих его возможности по выполнению возложенных на него функций [4].
Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия [1].
Западная и отечественная политическая и экономическая теория и практика уделяют бюджету исключительно большое внимание. Его рассматривают как экономическую категорию, политический институт, центральное звено финансовой системы, мощный рычаг государственного регулирования экономики, самый значительный по своему объему фонд денежных средств.
Государственный бюджет США представляет собой исторически сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его деление на три уровня – федеральный, штатов и местных органов власти – соответствует устройству государственной власти и позволяет эффективнее удовлетворять государственные и общественные потребности в финансировании, а также воздействовать на экономические процессы в стране. Эффективному бюджетному процессу помогает хорошо разработанная конституционная и законодательная основа бюджетного устройства.
На 2016 г. США являлось лидером по абсолютному показателю ВВП, который составил 18558, 1 млрд долл. Лидерами в структуре ВВП США являются такие отрасли, как правительство и управление (13%), недвижимость, аренда и лизинг (13%), оптовая и розничная торговля (12%), профессиональные и деловые услуги, которые включают в себя юридические, управленческие, бухгалтерские услуги, услуги дизайнеров и другие профессиональные консультативные услуги. Социальная составляющая (образование, здравоохранение, культура, искусство и др.) составляет 8% от общей структуры ВВП [6].
Основные статьи расходов федерального бюджета США в 2016 г. связаны с социальным обеспечением (23%), программами медицинского страхования (15%), национальной обороной (15%), со сферой здравоохранения (13%) и поддержанием уровня жизни (пособия по безработице, продуктовые талоны, помощь малоимущим) (13%).
Согласно закону «О бюджете Китайской Народной Республике» бюджет устанавливается на 5 уровнях власти: на уровне центрального правительства; уровне провинций, автономных районов и муниципалитетов, находящихся в прямом подчинении центральному правительству; городов, в составе которых имеются районы и автономные префектуры; уездов, автономных уездов городов, в которых отсутствует деление на районы и муниципальные районы; поселков, национальных поселков и небольших городов [2].
Бюджетную систему Китая составляет Центральное правительство и региональные и местные органы власти. Консолидированный бюджет Китая на 2016 г. составил 2823,8 млрд долл., что в два раза меньше бюджета США, а федеральный был равен 410, 1 млрд долл., что в 9 раз меньше бюджета федерального бюджета США.
Рассматривая статьи расходов бюджета Китайской Народной Республики за 2016 г., необходимо отметить, что треть бюджета уходит на обеспечение обороны страны (35%), значительная часть бюджета (25%) используется на обеспечение общегосударственных расходов (обслуживание долга, международные отношения, расходы на управление зерновыми и нефтяными резервами). Значительная часть бюджета расходуется на национальную экономику (12%), куда относится защита окружающей среды, природные ресурсы, сельское и лесное хозяйство, транспорт, торговлю, финансы. Меньшее внимание уделяется социальной составляющей государства (здравоохранение, образование, культура, СМИ, обеспечение социальных гарантий) [3].
Исходя из полученных данных, следует вывод о том, что в рассматриваемый период в стране приоритетными направлениями являлись милитаристская и экономическая составляющая.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципе федеративного устройства и имеет трехуровневую систему. Несмотря на то, что каждый субъект Федерации имеет собственный бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, которые предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, экономика страны на мировом фоне находится в отстающем от сравниваемых экономических держав положении.
Показатель валового внутреннего продукта России на 2016 г. составил 1283 млрд долл., что позволило России подняться на 14 строчку в мировом рейтинге.
Рассматривая структуру ВВП, следует заметить, что большую часть структуры ВВП занимает государственный аппарат (13%). Обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, производство и распределение энергии, газа и воды в равной степени и составляют по 12%. Социальная составляющая равна 8% от общей структуры ВВП, 7% составляет финансовая деятельность. Наименьшие значения в структуре имеют сельское хозяйство (1%), добыча полезных ископаемых (2%), транспортировка и хранение (3%), информационные услуги 5% [5].
В расходах федерального бюджета России большую часть составляют оборона страны и поддержание внутреннего правопорядка. Треть бюджета (33%) в 2016 г. израсходована на эти цели. Еще 10% на общегосударственное расходы (международные отношения, обслуживание государственного долга).
Сравнительный анализ бюджетных систем показал следующее. Так, рейтинг исследуемых стран по уровню ВВП на 2016 г. можно представить следующим образом: США – 18558,1 млрд долл., Китай – 11383 млрд долл., Россия – 1283 млрд долл. (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что Россия отстает от США в 14,5 раз, а от Китая почти в 9 раз. Такое отставание во многом обосновано структурой ВВП в анализируемых странах.
Рис. 1. Уровень ВВП в США, Китае и России в 2016 г., млрд долл. США
Не менее важным аспектом в экономике и развитии страны является направление расходов государственных бюджетов, в которых отображаются наиболее развивающиеся отрасли в определенный период. Рассмотрев доходы и расходы анализируемых стран, следует, что наибольшие государственные расходы в Китае (24,5%), которые составляют четверть от общего бюджета страны, затем следует Россия (10,5%). Наименьшие общегосударственные расходы у США (9,2%). Немаловажное значение для страны играют расходы на национальную экономику. Сюда включены расходы, связанные с региональным развитием, охраной окружающей среды, сельским хозяйством, транспортом, с развитием науки и технологий. Наибольшие расходы на регулирование и обеспечение более высокой хозяйственной деятельности у России (14,9%), затем следует Китай (12,4%) и США (5,6%). Рассматривая социальную сферу и здравоохранение, видим, что Россия и Китай уделяют меньшее внимание данному аспекту, нежели США.
Рис. 2. Расходы стран по сферам деятельности, %
В ходе анализа было выявлено, что Россия значительно отстает по абсолютному показателю ВВП от лидирующих стран, что во многом обусловлено структурой ВВП, направлением расходов и доходов государственного бюджета, законодательной базой.
Для совершенствования бюджетной системы Российской Федерации необходимо устранить недостатки в структуре доходов и расходов бюджетной системы всех уровней, избавить от дисбаланса бюджета, усовершенствовать законодательную базу, повысить эффективность использования государственной собственности. Также необходимо укрепить взаимосвязи между стратегическими задачами и государственными функциями посредством связи правомочий каждого из ведомств с политикой государства.
Необходимо совершенствовать социальные функции бизнеса, повышение корпоративной социальной ответственности предприятий, увеличение заработной платы граждан (внедрение опыта США), повышать социальную направленность бюджетной политики РФ. Бюджетная система Российской Федерации нуждается в совершенствовании не только законодательной базы, но и основных статей доходов и расходов, развитии различных сфер деятельности, от которых зависит уровень и качество жизни населения и параллельно уровень поступлений в бюджет.
1. Burhanova N.M. Byudzhetnaya sistema RF [Elektronnyy resurs] : uchebnoe posobie / N.M. Burhanova. - Elektron. tekstovye dannye. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2014. - 159 c. - 2227-8397. - Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/8179.html
2. Zakon «O byudzhete Kitayskoy Narodnoy Respubliki» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://law.uglc.ru/budget.htm/8 (data obrascheniya 15.05.18)
3. Kalabekov I.G. Rossiya, Kitay i SShA v cifrah. Spravochnoe izdanie. - M., 2017. - S. 65.
4. Neshitoy A.S. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] : uchebnik dlya bakalavrov / A.S. Neshitoy. - Elektron. tekstovye dannye. - M.: Dashkov i K, 2015. - 310 c. - 978-5-394-02215-9. - Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/4494.html
5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.gks.ru (data obrascheniya 10.05.18)
6. U.S. Burea of Labor Statistics [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.bls.gov/ (data obrascheniya 13.05.18)