Penza, Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of a study of financial problems of implementing pension reform in the Russian Federation. The directions of increasing the efficiency of financial provision of the country's pension system and measures for its improvement are considered.
pension; pension system; retirement age; reform; budget.
В условиях динамически развивающейся экономики одной из стратегических задач нашей страны является, в первую очередь, повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния. В условиях наличия высокой доли численности населения пенсионного возраста важное место здесь принадлежит вопросам пенсионного обеспечения на достойном уровне и проведению пенсионной реформы в Российской Федерации с решением ее финансовых проблем.
Исследование качества предоставляемых услуг Пенсионным фондом Российской Федерации, реализации его функций пенсионного обеспечения населения, планирования и эффективного исполнения бюджета фонда и разработки путей повышения эффективности этих процессов являются актуальными задачами.
Цель исследования заключается в определении направлений улучшения финансирования реформы системы государственного пенсионного обеспечения. Объектом исследования стал комплекс мероприятий по реализации пенсионной реформы в Российской Федерации. Предметом научного исследования – механизм финансирования пенсионной реформы в Российской Федерации.
Достижение цели исследования опосредовано решением следующих задач: раскрытие сущности пенсионной реформы и процесса ее финансирования; анализ проблем финансирования пенсионной реформы Российской Федерации на современном этапе развития экономики и разработка направлений по их решению.
Пенсионная реформа – это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения [5].
Будущее пенсионной системы России сегодня активно обсуждается в обществе. Основным вопросом для обсуждения является повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
За последние годы пенсионная система претерпела существенные изменения: произошло трансформирование трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную); введен «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), который оценивает вклад гражданина за каждый год его трудовой деятельности; произошло повышение пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом, который вступил в силу 1 января 2017 г. [6].
Пенсионная реформа в России направлена на достижение нескольких, достаточно сложных, отчасти противоречивых друг другу целей, основными из которых являются: обеспечение финансовой эквивалентности доходов и обязательств пенсионной системы в долгосрочной перспективе; повышение уровня жизни пенсионеров; обеспечение адекватности уплаченных взносов назначенным пенсиям.
Кроме того, задачами пенсионной реформы в Российской Федерации являются:
– поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;
– развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоративная и частная пенсия);
– повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Анализ системы пенсионного обеспечения в России позволил выявить следующие проблемы. Проанализировав динамику бюджета Российской Федерации, было выявлено, что за последние четыре года произошли серьезные финансовые изменения в государственной системе пенсионного обеспечения (рис. 1).
Рис. 1. Бюджет Пенсионного фонда России, трлн руб.
С 2014–2016 гг. произошел резкий скачок повышения расходов над доходами бюджета. По итогам 2016 г. расходы бюджета Пенсионного фонда превысили доходы на 204,4 млрд руб. Эта связано, прежде всего, с переводом гражданами собственных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды.
В целях оптимизации расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации запланирована реализация следующих мер.
1. Установить пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет, предоставив женщинам право на снижение этого возраста выхода на пенсию на один год за каждого рожденного ею ребенка. А к 2030 г. увеличить срок выхода на пенсию до 63 лет, что позволит снизить налоговую нагрузку на бизнес до 20–22%.
2. Ликвидировать рабочие места с вредными и опасными условиями труда для минимизации фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций.
3. Перевести досрочно назначаемые пенсии по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с применением дифференцированного тарифа страховых взносов в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
На сегодняшний момент социологами выявлено, что наибольшая часть российских граждан не имеет представления о проходимых изменениях пенсионной реформы из отсутствия необходимой информации со стороны сотрудников Пенсионного фонда РФ, что в дальнейшем может негативно отразиться на развитии пенсионной системы страны.
Пенсионная реформа в Российской Федерации постоянно совершенствуется с учетом сложившихся требований современных реалий, в пенсионной системе с 2013–2018 гг. произошли следующие изменения.
1. В связи с вступлением Федерального закона от 23.12.2013 №424-Ф3 (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии» [7] и Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (последняя редакция) [8] изменился порядок формирования и расчета пенсии, понятие «трудовая пенсия» утратило силу, появились два вида пенсии – страховая и накопительная.
2. С 1 января 2015 г. для расчета страховой пенсии по новым стандартам ввелось понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный бал), который оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
3. С 2012 г. увеличился возраст выхода на пенсию государственных служащих. Произошло плавное повышение пенсионного возраста (на 0,5 года ежегодно) для мужчин 65 лет и для женщин 63 года.
4. Увеличение индексации пенсий в 2018 г. Ежегодно 1 февраля государство осуществляет повышение всех видов страховых пенсий с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране. В 2018 г. с учетом планирования бюджета с инфляцией в большем размере, чем получилась фактическая (факт – 3,2%), было принято решение увеличить страховые пенсии на 3,7%, причем со смещением даты индексации на один месяц – 1-го января. Такая мера направлена на обеспечение более значимого роста реального размера пенсий.
Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в каждом конкретном регионе. Если пенсионное обеспечение будет ниже этого уровня, то гражданин имеет право на установление социальной доплаты федерального или регионального бюджета.
Опираясь на результаты анализа финансовых проблем пенсионной реформы Российской Федерации, предложим некоторые направления их решения.
1. Грамотное информирование населения по вопросам пенсионного обеспечения со стороны сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Строгий контроль и ежемесячная проверка со стороны налоговой инспекции, прокуратуры за деятельностью работодателя, который уклоняется от уплаты пенсионных взносов.
3. Ужесточение законодательства в сфере пенсионного обеспечения, усиление защиты трудовых прав работников.
4. Повышение прозрачности расчета начисления пенсий.
5. Оптимизация расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: ликвидация рабочих мест с вредными и опасными условиями труда для минимизации фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций.
6. Переведение досрочных назначаемых пенсий по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.
Таким образом, система пенсионного обеспечения требует решения постоянно возникающих проблем в области ее финансирования, изыскания возможности поддержания уровня жизни пенсионеров на достойном уровне и повышения эффективности реализуемых государством изменений в этой сфере.
1. Belyaninova Yu.V. Vasha buduschaya pensiya [Tekst] : poshagovoe rukovodstvo po formirovaniyu pensii / Yu.V. Belyaninova, N.A. Zaharova, N.M. Udalova. - Elektron. tekstovye dannye. - M. : Eksmo, 2012. - S. 218
2. Borisenko N.Yu. Etapy reformirovaniya pensionnoy sistemy Rossii [Tekst] / Finansy i kredit, - 2012, - №3 (387). - S. 34
3. Galimova I.V. Problemy pensionnoy reformy v Rossii [Tekst] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2015. - №4. - S.69
4. Geronina N.R. Sovremennye metody povysheniya ustoychivosti pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federacii [Tekst]: monografiya / N.R. Geronina, G.A. Bunich. - Elektron. tekstovye dannye. - M. : Dashkov i K, 2015. - S. 54.
5. Pensionnaya reforma v Rossii v 2017-2018 g.g. [Elektronnyy resurs] // URL: www.personright.ru (data obrascheniya 05.05.18)
6. Federal'nyy zakon ot 23 maya 2016 g. N 143-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v chasti uvelicheniya pensionnogo vozrasta otdel'nym kategoriyam grazhdan" [Elektronnyy resurs] // URL: https://informatio.ru/news/glavnoe/zakon_o_povyshenii_pensionnogo_vozrasta_chinovnikov_prinyat_v_gosdume/ (data obrascheniya 11.05.18)
7. Federal'nyy zakon ot 23.12.2013 №424-F3 (red. ot 23.05.2016) «O nakopitel'noy pensii» [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (data obrascheniya 11.05.18)
8. Federal'nogo zakona "O strahovyh pensiyah" ot 28.12.2013 №400-FZ [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (data obrascheniya 11.05.18)