Tula, Tula, Russian Federation
The article analyzes data from various sciences: psychology, ethnography, history, philosophy, studying the category of "childhood". A great contribution to the study of the child's soul was made by the classics: L.N. Tolstoy, F.M. Dostoevsky, M.A. Bitter.
children's age, child, childhood, age, age, Russian literature.
Детский возраст – необходимый период жизненного цикла каждого человека. Однако научный интерес к нему возник лишь в начале двадцатого века.
Художественная литература позволяет подчерпнуть большой объем информации о детстве, но без данных других наук: психологии, социологии, этнографии, истории, педагогики, философии, литературоведения невозможно получить полное представление о предмете исследования.
Проблему детства изучали многие ученые: психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.), этнографы (М. Мид), историки (Ф. Ариес), филологи (Л.Н. Савина, Д.Н.Емец), философы (В.В. Зеньковский).
Разные науки по-разному трактуют понятие «детство». Так, с точки зрения юриспруденции, ребенок – это лицо, не достигшее совершеннолетия. Психологи трактуют детство как начальный период онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Для педиатрии дети – человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специальными детскими заболеваниями. Педагогика считает ребенка объектом воспитательного воздействия. Мы, вслед за Л.Ф. Обуховой, понимаем детство как «период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества» [2, с. 21].
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского выделяет стадиальный характер детского развития. Все изменения в психике носят необратимый характер. Детство – период усвоения социального опыта. Отечественные психологи отмечают, что существенным фактом детского развития является не только наследственность, но и среда. Именно ближайшее социальное окружение оказывает влияние на развитие ребенка и формирование его личности. Также играет роль активность самого субъекта. Приведем пример, у ребенка есть слух и задатки, мать отводит ребенка в музыкальную школу. Дальнейшее будет зависеть от желания ребенка учиться, его старательности, трудолюбия.
В статье «Проблема возраста» Л.С. Выготский делит развитие человека на стабильные и критические периоды. Понятие «возраст» психолог определяет через представление о социальной ситуации развития, которую понимает, как «специфическую для каждого возраста, определенным образом организованную систему отношений ребенка с окружающим миром» [психологический словарь]. В зависимости от возраста она меняется. В младенчестве (1 месяц – 1 год) ребенок должен освоить нормы отношения между людьми, в раннем детстве (1 год – 3 года) происходит усвоение способов деятельности с предметами, в дошкольном возрасте (3 – 7 лет) – освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми, в младшем школьном возрасте (7–10-11 лет) – освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. В подростковом возрасте (10-11 – 14-15 лет) – освоение норм и отношений между людьми. Ранняя юность (14-17 лет) –период освоения профессиональных знаний и умений.
Развитие психики напрямую зависит от общества. Когнитивный процесс «речь» развивается путем подражания взрослым. Ученым известны примеры детей Маугли, которые по разным причинам остались без опеки взрослых. Сензитивный период закончился, а навык не был сформирован.
Маргарет Мид, известный американский этнограф, изучала положение детей в первобытном обществе и доказала прямую зависимость уровня развития общества и наличия детства. В племени Самоа в семь лет девочка помогает по хозяйству, поддерживает огонь, присматривает за младшими детьми, мальчик охотится, собирает ягоды, плоды.
А. Дистервег выдвинул три основных принципа обучения и воспитания: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природособразностью педагог понимал развитие задатков, возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип культуроссобразности означал учет в содержании воспитания достигнутого уровня культуры и воспитательного потенциала общества. Самодеятельность Дистервег понимал, как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания.
Великий педагог Я. Корчак рассматривал жизнь ребенка лишь на фоне общества, в котором он проживает. Он выделил два неравноправных класса: взрослых и детей. Детям в обществе отводилась второстепенная роль. Я. Корчак хотел помочь быть самим собой, признавая за ним право быть таким, каким он хочет.
Известный философ В.В. Зеньковский считал юность вершиной развития человека. Юность воспринимается как водораздел, отделяющий детство от взрослости
Детство и детскость — критерий в самопознании у Н.А. Бердяева и у В.В. Розанова.
П.А. Флоренский и С.И. Гессен актуализируют практику связи ребенка и взрослого в воспитании и творчестве, понимая обоюдную духовную значимость этой связи и для ребенка, и для взрослого. Проекты общественного воспитания у С.И. Гессена укоренены в саморефлексии: он проанализировал опыт собственного детского отношения к получаемому им образованию и воспитанию, соотнес его с реальными и возможными результатами. П.А. Флоренский обретал в эпистолярном общении с собственными детьми духовные силы, чтобы выстоять, выжить, находясь на Соловках. Он рос духовно, продолжал развиваться интеллектуально в связи со своими детьми, получающими образование и воспитание вдали от него.
Французский историк и демограф Филипп Ариес собрал большое количество фактического материала о том, как изменялось представление о детстве в сознании художников, писателей и ученых в различных исторических эпохах.
Ллойд де Мод в книге «Психоистория» выделил шесть основных стилей воспитания, которые были присущи родителям, начиная с начала времен и по сей день, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период.
Детство не явилось предметом изображения в русской литературе XVIII в. Предметом всестороннего изучения оно становится лишь в XIX в. Л.Н. Толстой так характеризовал этот период жизни человека: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» [4, с. 16]. Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал, что дети «учат нас многому и.... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами» [1, с. 26]. И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты» [3, с. 29].
Социальные условия образования и воспитания подрастающего поколения ярко представлены в повести Л.Н. Толстого «Детство». Николенька – сын дворянина, и происхождение обязывает его учиться, но предметы, на сегодняшний взгляд, странные – бальные танцы, фехтование, но тогда знание данных наук было обязательным для знатного общества.
Социально обусловленным является также детство и в художественной литературе XX в. Так, в повести М. Горького «Детство» главный герой постигает сложную науку жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что наука и художественная литература, хоть и имеют один предмет исследования «детство», но цель перед собой ставят разную, первая – изучить, вторая – понять душу ребенка, его внутренний мир, формирование которого зависит от общества, которое его окружает.
1. Dostoevskiy F.M. Dnevnik pisatelya [Tekst] / Sost., kommentarii A. V. Belov / Otv. red. O. A. Platonov. - M.: Institut russkoy civilizacii, 2010 - 880 s.
2. Obuhova L.F. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik [Tekst] / L. F. Obuhova. - M.: Yurayt; MGPPU, 2011 - 460 s.
3. Tolstoy L.N. Pedagogicheskie sochineniya[Tekst] /L.N. Tolstoy. - M.: Pedagogika, 1989.-542 s.
4. Tolstoy L.N. Sobranie sochineniy v vos'mi tomah[Tekst]. T.1./L.N. Tolstoy. - M.: Leksika, 1996. - 391 s.