Kosmodemyanskaya secondary school (Ethics Teacher and School Psychologist)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article shows the conceptual foundations of ethical education and reflects the experience of experimental work on the example municipal’s budgetary educational institution "Kosmodemyanskaya secondary school" of the Ruzsky district Moscow’s region. An important role is given to the importance of the teacher's ethical dialogue with students and the devel-opment of the value-semantic sphere of the student's personality. Important practical results of ethical education of schoolchildren in this educational institution are also described.
humanism, schoolboy, ethical dialogue, value-semantic sphere, school, teacher.
В жизни современного общества воспитание растущего поколения – это одна из главных задач школы, так как именно школа является в непростое время единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Начиная свою школьную жизнь, ребёнок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в определенной мере воспитывает.
«Цель любого образования – научить жить» – говорил швейцарский педагог Генрих Песталоцци, и его слова актуальны для нашего времени. Научить ребёнка жить в современном обществе, считаясь с мнением других, традициями, научить его справляться с межличностными проблемами и находить компромиссы, а также свободно держаться в любом общении и выглядеть достойно.
Человек как личность, т.е. носитель морали с индивидуальной формой ее проявления, реализуя себя в различных сферах жизни, выступает то в одной, то в другой роли, причём эти роли тесно переплетаются. Такой процесс напрямую связан с социализацией личности. Социализация происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность разных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе воспитательного.
В микрорайоне, где расположена школа, которая является экспериментальной площадкой ФГБНУ «ИИДСВ РАО» отсутствуют воспитательные и досуговые центры. Практически школа взяла на себя функции воспитательной работы в микрорайоне. Все социально значимые мероприятия проходят на базе данного образовательного учреждения.
Включённость МБОУ «Космодемьянская СОШ» в экспериментальную работу продиктована необходимостью помочь учащимся найти значимые нравственные ориентиры в жизни, чтобы успешно реализовать себя в жизни.
Усилия педагогического коллектива были направлены, прежде всего, на то, чтобы сформировать нравственно-этическую среду в школе, где ученик чувствовал бы себя комфортно, с мотивацией шёл на уроки.
В своей каждодневной профессиональной работе педагоги с успехом используют методику «этического заряда», а также методики, активизирующие нравственный потенциал, метод диалогового взаимодействия.
Сложившаяся система воспитательной работы опирается на нравственно-этические установки. В своей профессиональной деятельности педагогический коллектив опирается на идеи педагогики гуманизма, педагогики сотрудничества, педагогики общей заботы, а также на лично-ориентированный и аксиологический подходы к школьнику. Активно проводится работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Дети изучают историю школы, семьи, посёлка, окрестных деревень, храмов, находящихся на территории поселения. Пополняют экспонатами школьный краеведческий музей. Информация и знания, полученные детьми, помогают им понять и осмыслить духовную связь времён. Понять настоящее нельзя, если не знаешь своё прошлое. На уроках истории и географии также воспитывается уважительное отношение к нашим далёким предкам, их героическим подвигам, заботой их об общем благе.
Воспитание чувства прекрасного, умения видеть красоту родной природы проходит на занятиях эколого-биологической направленности. Вопросы, затрагивающие нравственно-этические стороны бытия Человека на Земле, учителя-предметники освещают на уроках естественно-математического цикла.
Воспитательные мероприятия, которые проводятся в школе, учат детей быть терпимыми по отношению к окружающим.
Этическое воспитание школьников в данном образовательном учреждении опирается на развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся и имеет следующую логику этического воспитания: обозначение ценности – её осознание в субъектно вырабатываемом индивидуальном опыте воспитанника во взаимодействии с другими школьниками – нахождение собственного смысла в обозначенной ценности – согласование и обогащение индивидуальных смыслов учащимися через взаимодействие в этическом диалоге как основном методе познания, что и стимулирует развитие ценностно-смысловой сферы в целом.
Эта логическая последовательность определяет воспитательную технологию развития ценностно-смысловой сферы личности, результатом которой становится ценностно выраженное отношение воспитанника к постигаемой действительности, осознание ценностей.
В воспитательной работе МБОУ «Космодемьянская СОШ» определены основные направления индивидуального развития ценностно-смысловой сферы школьника в системе нравственно-этического воспитания: этическое познание; развитие эмоциональной сферы; стимулирование нравственного выбора в опыте поведения; организация рефлексии, актуализация нравственной оценки и самооценки.
В экспериментальной работе представлены также:
Этические средства по развитию ценностно-смысловой сферы школьника |
||||
Философско-мировоззренческие |
Ценностно-смысловые |
Операционно-технологические |
Организационно-методические |
Информационно-содержательные |
Выявление специфики и места этического воспитания в контексте развития ценностно-смысловой сферы школьника. Изучение и освоение этических взглядов, различных философских направлений, религий и мыслителей, обогащающих ценностно-смысловую сферу личности. Использование потенциала «диалога культур». |
Актуализация в соответствии с возрастной спецификой нравственных категорий и ценностей, выявление нравственных проблем и идей. Выработка педагогических умений по трансляции и интериоризации нравственных ценностей и смыслов. Выявление сущностной роли диалога в процессе ценностно-смыслового взаимодействия. |
Разработаны принципы, общие методические подходы, движущие силы, «точки роста», критерии, этапы, уровни этического воспитания в контексте общего воспитания личности. Разработаны механизмы, способствующие органичному сосуществованию различных видов воспитания. |
Использование специфических методов, способов, приёмов, гуманных акций, разработанных для этического воспитания, которые можно экстраполировать на другие виды воспитания. Разработка и систематическое проведение семинаров, научно-практических конференций, мастерских. |
Журнал «Этическое воспитание», различные учебно-методические пособия для учителей, хрестоматии по этике, диалоги, проблемные ситуации, притчевые миниатюры для учащихся и т.д., а также разработки авторских курсов, конкретных занятий и мероприятий.
|
В результате работы у школьников выявлены следующие критерии нравственного развития: высокий уровень соотнесённости этических знаний с опытом повседневного поведения, развитая культура чувств, ценностно-смысловая ориентация поведения, способность к рефлексии, выраженная потребность нравственной оценки поведения и самооценки.
Экспериментальная работа показала эффективность вхождения педагогов в освоение и реализацию ценностно-смыслового подхода в практической реализации этического диалога, подтвердила выработанные условия целесообразного методически грамотного его применения.
В результате деятельности был собран богатый материал в контексте проблемы в разных возрастных группах, творческих разработок воспитательной деятельности школы (изюминки педагогических находок, диагностические и экспериментальные методики, папки с практическими наработками школ, обобщающие материалы).
Материалы по экспериментальной работе МБОУ «Космодемьянская СОШ» востребованы современной практикой воспитательной работы в образовательных учреждениях. Подготовленные материалы по научной проблеме расширяют, углубляют её педагогический контекст в реализации развития нравственного воспитания школьников, обеспечивая педагогов как научным пониманием её освоения и развития, так и конкретными методическими пособиями для работы.