Russian Federation
The article considers the issues of psychophysical loads of children of different age groups in the tourist and local history. The analysis of the interaction of the family with the child's personality in the tourism and local history. Theoretical and practical issues of pedagogical interaction and cooperation are considered. The pedagogical experience and educational potential of tourist and local history activity are analyzed. The work was carried out within the framework of the project № 27.9397.2018/BCH "Pedagogical support for the development of education and socialization of children in the education system".
Education, mechanisms of education, educational situation, tourist and local lore activity, psysical loads, interrelation with family in tourist and local lore activity, healthy lifestyle.
Важнейшей задачей образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. Организация и проведение туристических походов в советский период показали массовую доступность данных занятий с детьми и гармонизацию их с природной средой. Походы выходного дня включали различные элементы педагогического воздействия: беседа, похвала, обучение навыкам движения и т.д. Данные элементы не только помогали в познании красоты окружающего мира, но и способствовали всестороннему развитию личности ребенка. Из этих элементов складывалась воспитательная технология в процессе туристско-краеведческой деятельности, направленная на комплексное развитие ребёнка. Однако помимо этого туристско-краеведческая деятельность оказывала также поддержку семье в развитии и воспитании детей. В первую очередь, за счёт обретения нового коллектива единомышленников в туристической группе, где основным механизмом успешности воспитания являлось развитие ответственности перед коллективом (туристической группой) за порученные дела. Этот феномен формирования коллектива в решении поставленных задач был рассмотрен Анатолием Николаевичем Лутошкиным, объяснившим это явление, – «эффектом группы». Он называл его «потенциалом деятельности коллектива», им были рассмотрены пять стадий развития коллектива и его возможностей (А.Н. Лутошкин, 1978) [3]. К этому можно добавить, что большую роль в туристско-краеведческой деятельности для укрепления коллектива играла разносторонняя практическая деятельность ребёнка в условиях природы. Природа обладает колоссальной энергией воздействия на личность человека. В основе организации природы, непосредственной естественности, лежит огромное многообразие форм и взаимоотношений, где царствует естественная эволюция. Характер сложившихся природных экосистем в естественной эволюции настраивает психику ребёнка на гармоничное развитие. Человек пока ещё только учится выстраивать гармоничные взаимоотношения с миром растений, животных и самим собой. Современный мир человеческого общества воздействует в первую очередь на самого человека, изменяющего окружающую среду, в которой все труднее остаться здоровым физически и психически. Созданные цивилизацией городов бытовые удобства (ровная температура квартир, постоянная доступная пища, малоподвижный образ учебы и работы) ослабляют организм «дитя природы», отдаляя человека от мира природы, тем самым ослабляя организм как физически, так и духовно. Туристско-краеведческая деятельность одна из форм работы с поколением, позволяющая строить энергичные, с большим многообразием воспитательные ситуации, показывающие эволюционные пути развития жизни, несущие истинные физические и нравственные ценности в окружающем мире. Туристско-краеведческая деятельность позволяет превратить обычный поход в событие для личности, где каждый может стать героем, преодолевающим трудности пути, тяготы дороги, походной жизни. Именно в походе организм получает психофизические нагрузки, которые закаляют тело и характер, именно в походе появляется коллектив, сплоченный одной идеей, решающий задачи, необходимые всем и каждому в отдельности. В походе личность ребенка определяет собственные способности и возможности. Это протекает на фоне развития выносливости и закрепления положительных качеств личности. Каждый участник туристской группы понимает и видит решение простых жизненно важных вопросов, определяет свой потенциал и характер деятельности в их правильном решении [6, с. 217].
Наш российский путешественник, писатель, художник, священник, Федор Филиппович Конюхов, отвечая на вопрос журналиста, как он готовился к путешествиям, ответил: «Надо готовиться морально, физически, духовно, материально. Для меня самое главное – духовный настрой. Даже полет на воздушном шаре вокруг Земли (в 2016 году) – это был духовный настрой. Я не допускал мысли, что я где-то приземлюсь или упаду. Надо духовно выстроить свой путь и не прерывать его» [1]. В туристско-краеведческой деятельности дети только начинают постигать построение пути маршрута похода, за которым происходит постепенное построение маршрута жизненного пути, определяются профессиональные наклонности и оттачиваются личностные положительные качества. Анализ педагогического опыта показывает важную роль семьи. Родители провожают и встречают своих детей из походов, оказывая им всяческую поддержку в туристических занятиях. В туристско-краеведческой деятельности дети начинают постигать историю своего края, интересуясь у родителей, где их корни, изучая краеведческий материал, делают первые шаги в определении роли своей семьи в общественном развитии. Однако главная помощь семье состоит в развитии и закреплении качеств личности у ребенка в туристско-краеведческой деятельности. Это самостоятельное приготовление пищи в условиях открытого огня (на костре), самостоятельное выполнение обязанностей, возложенных в коллективе, ролевых функций (штурман, костровой, повар, ремонтник и т.д.). Руководитель похода предоставляет возможность каждому ребёнку опробовать свой личностный потенциал в различных условиях и формах.
Туристско-краеведческая деятельность имеет огромный ресурс для физических нагрузок. Туризм сравнивают с работой грузчика по переносу тяжести на расстояние, только в туризме добавляется пересеченная местность с массой препятствий естественного характера. В этой деятельности необходима физическая подготовка. Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П.Ф. Лесгафт. Он рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» [2]. Рассматривая взаимосвязь культуры здоровья с различными компонентами физической культуры и видами физкультурно-спортивной деятельности, следует отметить гармоничную направленность в развитии личности занятиями туристско-краеведческой деятельности. Проблема формирования положительной мотивации и убеждений здорового образа жизни у учащейся молодёжи может успешно решаться средствами туристско-краеведческой деятельности [5, с. 3]. Вместе с тем, положительные результаты достигаются при активной систематической и технологически грамотной туристско-краеведческой работе, использовании разнообразных технологий, форм и методов воспитательного воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, стимулирования интересов, подчёркивании общественной значимости проводимых туристско-краеведческих мероприятий. Походная жизнь наиболее полно помогает определить личностные качества, помочь в искоренении недостатков и увеличить класс мастерства и физического развития каждого участника. В преодолении трудностей дороги раскрываются черты характера личности учащегося, его способности, интересы, склонности и устремления. Организованная группа всегда находит возможности поддержать тех, кому сейчас трудно. Появляется «чувство локтя» – умение чувствовать, когда товарищу тяжело и вовремя его поддержать [7, с. 225].
Туристско-краеведческая деятельность позволяет плодотворно и целенаправленно вести работу по развитию отдельных сторон личности воспитанника. Важным элементом воспитания являются установленные правила поведения. И наибольший эффект дают правила, обозначенные в игровой форме. Так в 2000 г. в Кенозерском полевом экологическом лагере в шуточной форме мною были прописаны правила поведения. В частности, разрешалось: стоять на головах во время утренней зарядки; показывать знания во время занятий; выигрывать в соревнованиях; просить дополнительную порцию во время обеда; спать головой на север и др. А запрещалось: разжигать огонь под подушкой и возле палатки; выбрасывать мусор на голову товарища, а также рядом; бежать куда глядят глаза; ломать и закапывать инвентарь; выть на облака и луну и др. Игровая форма педагогического воздействия позволяет «проживать» конкретные роли, действия, образы, быть учащемуся свободным, раскованным. Игровая форма, спортивный азарт помогают снять болезненную застенчивость, активизировать участников, усилить оптимистическое мироощущение сегодняшнего дня. А прохождение маршрута похода или программы туристического лагеря позволяет поставить каждого участника в новые условия (без родительской опеки, комфорта, привычного образа жизни), что в корне меняет характер взаимоотношений: все друг с другом связаны, все друг от друга зависят. Это позволяет формировать у детей такие качества, как коммуникабельность, ответственность, спокойность, психологическая устойчивость личности [8, с.154].
Туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся познакомиться с природой и историей своего края, – это увлекательный, интеллектуальный труд, дарящий радость познания, творчества и общения. Туристско-краеведческая деятельность может легко перерастать в общественно-полезное дело и стать первой ступенькою в социальной структуре общественной гражданственности. Александром Александровичем Остапцом-Свешниковым была разработана программа детского туризма «Школа жизни – окружающий мир», являющаяся в настоящее время основополагающей концепцией развития туристско-краеведческой деятельности. Основные положения программы: «Школа жизни – окружающий мир» сводятся к всестороннему развитию личности, здоровому образу жизни, познанию окружающего мира [5, с. 57]. Педагогический потенциал туристско-краеведческой деятельности заключается в реализации личностных запросов молодежи, в раскрытии качеств и свойств личности, в развитии социальных отношений. А.А. Остапец-Свешников доступно передавал свой педагогический опыт. Можно увидеть обозначенные им педагогические принципы построения туристско-краеведческой деятельности: туризм и краеведение доступны каждому; мечтаем о будущих путешествиях; важна физическая подготовка; не важно, какая погода, важно какое снаряжение [4].
В практике туристско-краеведческой деятельности происходит удовлетворение личностных запросов участников похода, показывающих положительные стороны развития личности в различных видах деятельности. И эта положительная модель поведения пропагандирует ценности уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора, формирует отношения к миру, самому себе, развивает умения и навыки, реализует внутренне присущие человеку задатки и свойства личности. В туристско-краеведческой деятельности педагогика ориентирована в здоровое и безопасное будущее, а ее «конечный продукт» – инициативная, ответственная, творческая личность. Конечно, важная роль принадлежит личности педагога, руководителю похода, учитывающему эмоциональный потенциал, силы и возможности каждого ребенка. Благоприятно влияет на развитие личности психологический климат формируемого состава туристской группы, коллектива, где преобладает доброжелательность, защищенность, мажорность, взаимопомощь, уважительность. В ходе путешествий происходит разнообразная взаимосвязь с семьёй, успех этой взаимосвязи зависит от цели, содержания заданий, условий организации и опыта руководителя. Во всех случаях участия детей в путешествиях они запоминают свои первые самостоятельные шаги в познании себя и окружающего мира. Помочь сделать правильно первый шаг, к испытанию себя на прочность, к прохождению жизненного пути через преодоление трудностей походной жизни – задача опытного педагога, воспитателя. Обретение самостоятельных навыков преодоления психофизических трудностей даёт возможность учащемуся войти полноценным гражданином в реалии современной жизни, выйти на уровень «добытчика в семье» за счет сбора ягод или грибов на маршруте и доставки их домой. Не всегда это много, но ложка дорога к обеду, пусть развивающийся потенциал «добытчика» восхитит родителей.
Нацеленность туристско-краеведческой деятельности на эмоциональное развитие ребенка, развитие личностных качеств школьника, воспитание экологической культуры личности, ознакомление с природой и историей родного края, утверждение ценностей здорового образа жизни в сознании воспитанника – все это есть педагогические условия увеличения потенциала физического и психического развития детей в процессе туристско-краеведческой деятельности.
1. http://tass.ru/opinions/interviews/3858839
2. https://elibrary.ru/item.asp?id=28164539
3. Lutoshkin A.N. Kak vesti za soboy.- 1978. - 123 s.
4. Ostapec A.A. Na marshrute turisty - sledopyty: Kn. Dlya uchaschihsya. - M.: Prosveschenie, 1987. - 128 s.
5. Ostapec A.A. Pedagogika i psihologiya turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti uchaschihsya. Izd. 2., M.: CDYuTK MO RF, 2001. - 96 s.
6. Skovorodkin V.A. Obnovlenie vospitatel'nogo processa na osnove tehnologii organizacii turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti // Molodoy uchenyy. - 2016. - №7.6. - S. 216-220.
7. Skovorodkin V.A. Vospitatel'nyy potencial turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti s det'mi //Opyt, problemy i perspektivy postroeniya pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovaniya/sbornik nauchnyh statey i materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 2-h chastyah. pod redakciey S.A. Gerasimova, N.N. Skorobogatovoy, I.Z. Skovorodkinoy, V.P. Aksenovoy; per. s rus. yaz. V.L. Podol'skoy; GBPOU Arhangel'skoy oblasti «Arhangel'skiy industrial'no-pedagogicheskiy kolledzh», GBOU VO Moskovskoy oblasti «Akademiya social'nogo upravleniya». Izdatel'stvo: KIRA. - 2016. - S. 221-228
8. Skovorodkin V.A. Vospitatel'nyy effekt turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti// Konferencium ASOU: Sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferenciy №2 / Izdatel'stvo: Akademiya social'nogo upravleniya Moskva, 2016. - S. 150-156.