Kazan, Russian Federation
Kazan', Kazan, Russian Federation
Kazan, Russian Federation
GRNTI 06.03 Экономические теории
BBK 6501 Общая экономическая теория
The article focuses on such issues as the types of energy used in the firm's activities, the importance of electric power costs for production; consideration of the position of the labor theory of value, institutional and neoclassical theory for the study of energy costs, the definition of the essence of optimization of electric power costs, the role of cost management in the electric power supply of the firm's activities. According to the authors, in the process of the firm's activity, all types of energy should be investigated. In the research methodology, an overview of legislative documents and theoretical provisions, abstracting, analyzing and summarizing various data.
energy-consuming theory of the firm, electric power costs, electric power.
Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00102- ОГН-А
Деятельность любой организации не обходится без использования тепловой, электрической, электромагнитной энергии, а также без физической, умственной и нервной энергии каждого сотрудника. Эффективное использование энергии любого вида влияет на конечные результаты организации. В частности, интенсивность труда зависит от количества энергии, которое тратит работник в единицу рабочего времени. А в мировой науке на поиск путей получения и хранения энергии в разных формах тратятся большие финансовые и материальные ресурсы [1], [2].
На каждом этапе процесса создания и использования энергии возникают издержки. Следует отметить, что в современной науке и практике больше обращают внимание на издержки, связанные с технологическими видами энергии, в частности, с издержками использования электроэнергии.
Производство и приобретение электроэнергии товара, отличающейся по многим параметрам от других видов товаров, влияет на формирование издержек производства и характер ценообразования на продукции предприятия. Полный расчет издержек, связанных с использованием энергетических ресурсов, находится в планировании деятельности предприятия, в ценообразовании на единицу продукции, получении эффективности работы всего предприятия. По некоторым данным, доля энергозатрат в структуре себестоимости промышленной продукции составляет от 10 до 40% [3]. Например, в химической промышленности удельный вес энергозатрат в себестоимости продукции составляет 9,7%, что вдвое выше, чем по промышленности в целом [4]. Повышение энергетической эффективности электроэнергетики, то есть отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников является элементом целевой политики правительства [5].
Ключевые положения об оптимизации затрат электроэнергии входят в содержание различных нормативно-правовых документов. Начало было положено с выходом в свет Постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» в 1992 г. [6]. В ноябре 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т.д. [7].
В утвержденном в 2009 г. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» предполагается сокращение к 2030 г. (по сравнению с уровнем 2005 г.):
- доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте – не менее чем в 1,7 раза;
- доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте – более чем в 3 раза;
- доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту – не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений – более чем в 2 раза;
- удельной энергоемкости валового внутреннего продукта – более чем в 2 раза;
- удельной электроемкости валового внутреннего продукта – не менее чем в 1,6 раза [8].
Как же достичь поставленных государством целей?
Для исследования оптимизации использования электроэнергетических затрат можно использовать позиции трудовой теории стоимости, институционализма и неоклассической теории.
В теории трудовой стоимости затраты электроэнергии входят в издержки производства и влияют на себестоимость продукции. Они пронизывают все стороны деятельности предприятия. Например, по способу включения в производства можно выделить прямые (связанные с производством) и косвенные (затраты нескольких производств) затраты электроэнергии.
В институциональной теории затраты электроэнергетики входят в трансакционные издержки, которые возникают при заключении различных договоров с контрагентами по поводу подключения к энергосети, оказания энергосервисных услуг и т.д. В финансово-экономическом плане заключение и сопровождение любого энергосервисного договора и контракта имеет стоимость (цену). Оно состоит из ряда последовательных мероприятий, таких как разработка проекта мероприятий в сфере заключения энергодоговоров, анализ энергосберегающих мероприятий, выбор наиболее оптимального мероприятия, внедрение энергосервисных мероприятий, контроль за ходом выполнения заключенных договоров и т.д.
Не все типы трансакционных издержек оцениваются в денежном эквиваленте. Стоимость приобретения электроэнергии можно определить, но затраты времени нет. Поэтому могут применяться предположительные (экспертные) оценки.
В неоклассической теории затрат исходными понятиями являются «альтернативные возможности», «полезность», «ценность», «предельность». Разным видам деловых операций и решений соответствуют разные виды издержек. Особое значение имеют альтернативные (вмененные, имплицитные) затраты. В условиях ограниченности ресурсов все издержки носят альтернативный характер. В частности, производитель должен сам выбирать варианты обеспеченности электроэнергией своего производства. Есть три варианта решения:
- покупка электроэнергии со стороны, то есть через технологическое присоединение к энергосетям;
- создавать свое автономное производство электроэнергии;
- ориентация на совместное использование первых двух вариантов.
В каждом случае необходимо оценить ценность альтернативных возможностей. В целом, при принятии экономических решений в сфере обеспечения электроэнергией все издержки носят альтернативный характер, т.е. в зависимости от вариантов стоимости ресурсов выбирается оптимальное решение их использования. Учет альтернативных издержек позволяет точнее оценивать и сравнивать эффективность различных экономических решений.
Как известно, явные издержки, в зависимости от объема производства, можно подразделить на постоянные и переменные. Постоянные – не зависят от объема производства, а переменные издержки нет. Это касается и затрат электроэнергии. Так, часть таких затрат направлена на постоянное обеспечение рабочего состояния технических или технологических средств. Это может быть обеспечение противопожарной или технологической безопасности.
Важным элементом анализа затрат является определение предельных издержек электропотребления. Предельные издержки – прирост издержек электроэнергии в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Предельные издержки можно исчислять, исходя из переменных и постоянных издержек.
Предельные издержки = D Валовые издержки электрообеспечения / D Количество продукции.
Предельные издержки = D Переменные издержки электрообеспечения / D Количество продукции, где D (дельта) показывает прирост показателей.
Процесс управления электроэнергетическими затратами находится в поле зрения любого управленца. Чем масштабнее производство, тем больше будут израсходованы ресурсы [9], [10]. Наличие программы управления издержками ведет к снижению затрат, соответственно положительно влияет на энергоэффективность предприятия.
Оптимизация энергоиздержек подразумевает проведение ряда мероприятий, таких как установление связи между участками использования электроэнергии, определение основных направлений снижения затрат, составление плана мероприятий по снижению затрат. В начале анализа необходимо обратить внимание на те затраты, которые не подлежат пересмотру из-за необходимости обеспечения деятельности предприятия; потом на затраты, которые могут быть пересмотрены, в последнюю очередь, на затраты, которые могут быть отклонены или отложены на другие периоды деятельности предприятия.
В процессе оптимизации издержек предлагается использовать методику нормирования энергопотребления на выполнение технологических операций: номинальную мощность оборудования, указанную в паспорте (документации производителя), корректируют на средний коэффициент полезного действия энергоустройства (мотора, нагревателя и т.д.); полученное значение, отражающее потребление электроэнергии оборудованием, умножают на продолжительность технологической операции [11].
Поскольку все затраты должны контролироваться на определенном организационном уровне, предприятию необходимо четко определить, на каком уровне контролируются те или иные затраты. Оптимизация энергозатрат может происходить за счет контроля потерь энергоресурсов и их снижения; использования вторичных энергоресурсов; оптимизации режимов ведения технологического процесса; разработки и согласования графика пуска энергоемкого оборудования; минимизации потерь тепла; модернизации оборудования. В перспективе учитывать процесс внедрения цифровой экономики во все сферы развития общества [12].
Таким образом, в деятельности предприятия используется множество видов энергии, реализация каждого из них должна быть в фокусе теоретиков и практиков. В методике оптимизации затрат электроэнергетики находится использование положений трудовой теории стоимости, теории транзакционных издержек и неоклассической теории экономической науки.
1. Burganov R.A., Yudina N.A. To the question of creation of energy consumer firm theory // Journal of Entrepreneurship Education. - 2018. - Vol. 21. - Issue 1. - P. 1-5.
2. Burganov R.A., Misbakhov R.S., Gureev V.M., Mukhametova L. Methodological aspects of the driver of economic growth and energy // -Ponte. - 2016. -Vol. 73. - Issue 5. - p. 189-195.
3. Energosberezhenie [Elektronnyy resurs] / URL: http://www.alfar.ru/smart/2/637
4. Struktura sebestoimosti produkcii [Elektronnyy resurs] / URL: http://investobserver.info/struktura-sebestoimosti-produkcii-rezervy-i-napravleniya-ee-snizheniya
5. Federal'nyy zakon ob elektroenergetike ot 26.03.2003 N 35-FZ [Elektronnyy resurs] / URL: http://www.consultant.ru
6. O neotlozhnyh merah po energosberezheniyu v oblasti dobychi, proizvodstva, transportirovki i ispol'zovaniya nefti, gaza i nefteproduktov. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 iyunya 1992 g. № 371. [Elektronnyy resurs] / URL: http://base.garant.ru/106031
7. O neotlozhnyh merah po energosberezheniyu. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii № 1087. [Elektronnyy resurs] / URL: http://www.docs.cntd.ru/document/9014243
8. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda/ Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 13 noyabrya 2009 g. № 1715. [Elektronnyy resurs] / URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy.
9. Burganov R.A. Koncentraciya proizvodstva i ekonomicheskaya koncentraciya kak sistemnye osnovy razvitiya ekonomiki [Tekst] / R.A. Burganov // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . - 2016. - T. 2. -№ 4. - S. 3.
10. Burganov R.A. Institucional'naya model' nacional'noy ekonomiki i elektroenergetiki [Tekst] / R.A. Burganov // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. - 2-16. - T. 4.- № 6. - S.7-12.
11. Kakih oshibok izbegat' pri normirovanii potrebleniya tehnologicheskoy elektroenergii [Elektronnyy resurs] / URL.: https://fd.ru/recommend/2631-kak-normirovat-zatraty-na-elektroenergiyu
12. Burganov R.A. Golicyna L.A. «Industriya 4.0» kak obolochka strategicheskogo razvitiya otrasli i firmy [Tekst] / R.A. Burganov // Russian Journal of Management. - 2017. - T. 5. - № 2. - S. 165-169.