DEMONSTRATION EXAM: THE FORMATION AND EVALUATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the issues of introducing competence-based qualifi cation in the procedures of the state fi nal certifi cation in the fi eld of vocational education.

Keywords:
secondary vocational education, federal state educational standard, demonstration exam, state fi nal examination, WorldSkills (WSR).
Text

Рост современного производства требует стремительного развития профессионального образования, приведения его в соответствие с мировыми стандартами. С 2013 г. представители учреждений российского профессионального образования участвуют в движении «Молодые профессионалы». Студенты принимают участие в чемпионатах профессионального мастерства, проводимых в рамках соревнований, ориентирующихся на уровень, востребованный техническими условиями WorldSkills. Государственной программой развития среднего профессионального образования Новосибирской области актуализированы задачи, стоящие перед профессиональными образовательными учреждениями, ориентированные на формирование у выпускников профессиональных компетенций, востребованных современным рынком в целях обеспечения сферы производства и услуг кадровым потенциалом. Исследование потребности предприятий показывает, что ожидаемый уровень развития Сибирского региона повысит спрос на рабочие профессии, обеспечивающие и развивающие инновационное производство, а также рабочих, владеющих знанием современных технологий и навыками обслуживания современного оборудования. Уровень плановой потребности обеспечения производства в Сибирском регионе на период 2018-2022 гг. по прогнозам составит 10–11 тыс. работников технического профиля. Сегодня национальный реестр профессиональных стандартов (ПС) содержит стандарты по 1001 виду профессиональной деятельности. Жизненный цикл ПС — 3–5 лет. Естественно, будут появляться новые профессиональные стандарты, изменяться уже существующие. Вместе с ними должны изменяться и ФГОС. Процедура внесения изменений во ФГОС весьма длительна и трудоемка. Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о введении в программу новой формы итоговой аттестации специалистов, подготавливаемых средними профессиональными образовательными учреждениями, т.е. демонстрационного экзамена, соответствующего требованиям времени и производства. Апробирование новой инициативы будет выполняться по профессиям и специальностям, относящимся к высокотехнологичным отраслям промышленности и сфере оказания услуг. 2017 год дал старт внедрению нового формата ГИА — демонстрационного экзамена более чем по 40 компетенциям. В числе первых в рамочном проекте приняли участие профессиональные образовательные учреждения 20 регионов России.

References

1. VALO: vklad v razvitie sovremennoy sistemy kvalifi katsiy 2011-2014 gg. [VALO: contribution to the development of the modern system of qualifi cations in 2011-2014]. St. Petersburg, 2012. Available at: http://valo.nwaip.ru/doc/materiayi/publikacii/sbornik.pdf.

2. Demonstratsionnyy ekzamen predstoit sdavat’ vypusknikam kolledzhey [Demonstration examination is to be handed over to graduates of colleges]. Available at: http://informatio.ru/~HN6on (accessed 25 September 2017).

3. Korikov V.A., Romanchenko M.K., Shalbaeva L.V. Sovershenstvovanie programmno-metodicheskogo obespecheniya uchebnogo protsessa v razlichnykh formakh organizatsii uchebnoy deyatel’nosti [Perfection of the program-methodical support of the educational process in various forms of organization of educational activity]. Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad [New Science: Theoretical and Practical View]. 2016, I. 8 (88), pp. 81-83.

4. Pakhnevskaya O.G., Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Sistemy professional’nogo obrazovaniya Rossii i zarubezhnykh stran [Vocational education systems of Russia and foreign countries]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad]. 2017, I. 1 (25), pp. 153-162.

5. Proektno-analiticheskaya sessiya «Demonstratsionnyy ekzamen kak platforma otsenki i poiska kompetentnykh kadrov» [Project-analytical session “Demonstration exam as a platform for assessing and fi nding competent personnel”]. Available at: http://www.minobr.nso.ru/news/5746 (accessed 25 September 2017).

6. Romanchenko M.K., Romanchenko A.M., Pakhnevskaya O.G. Traditsii i innovatsii v formirovanii i razvitii konkurentosposobnoy lichnosti [Traditions and innovations in the formation and development of a competitive personality]. Sibirskiy uchitel’ [Siberian teacher]. 2017, I. 3 (112), pp. 120-122.

Login or Create
* Forgot password?