Elektrogorsk, Moscow, Russian Federation
GRNTI 10.09 История государства и права
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
Predmetom issledovaniya v dannoy stat'e yavlyaetsya mestnoe samoupravlenie Ukrainy v ego istoricheskih formah. Mestnoe samoupravlenie igraet ogromnuyu rol' v sovremennoy Ukraine v formirovanii grazhdanskogo obschestva i postroenii demokratizma. Avtor provodit analiz formirovaniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya Ukrainy. V dannoy stat'e rassmatrivayutsya osnovnye normativnye pravovye akty, v kotoryh soderzhatsya opredeleniya, imeyuschie otnoshenie k ponyatiyu mestnogo samoupravleniya. Metodologicheskuyu osnovu issledovaniya sostavlyaet kompleks obschenauchnyh i chastnonauchnyh metodov poznaniya. V processe issledovaniya ispol'zovalis' takie metody i podhody kak sociokul'turnyy podhod, pozvolivshiy rassmotret' mestnoe samoupravlenie skvoz' prizmu kul'tury, a takzhe analiz i diahronnyy sravnitel'no-pravovoy metod. V processe rassmotreniya bylo raskryto ponyatie «mestnoe samoupravlenie» s pravovoy pozicii Soveta Evropy i zakonodatel'stva Ukrainy. Provedennyy analiz normativnyh pravovyh aktov, a takzhe ih prakticheskogo primeneniya v regionah Ukrainy, pozvolil rassmotret' mestnoe samoupravlenie Ukrainy dinamike ego razvitiya.
istoriya gosudarstva i prava, mestnoe samoupravlenie, zakonodatel'stvo Ukrainy, mestnyy referendum, mestnaya iniciativa, municipal'noe pravo zarubezhnyh stran, samoupravy, sovety
Проблема развития и становления современных институтов государственной власти на территории бывшего Советского Союза представляет огромный интерес, поскольку каждое государство после распада Советского Союза пошло по своему уникальному пути развития, сочетая в себе различные политико-правовые культуры.
Местное самоуправление Украины играет важное значение в формировании гражданского общества данного государства, являясь одним из институтов демократии.
Становление местного самоуправления Украины связано с «плавным» переходом Украины от социалистического общенародного государства к суверенному, независимому, демократическому, социальному и правовому государству.
В то же время законодательство Советского периода оказало огромное влияние на формирование и развитие институтов публичной власти Украины, ярким примером является то, что вплоть до 1996 г., а именно, до дня принятия новой Конституции – 28 июня 1996 г., действовала Конституция 1978 г., с изменениями, касающимися только учреждения института Президента Украины.
При этом необходимо отметить, что с 1991 года начался длительный процесс самоидентификации государств, входивших в Советский Союз. Как отмечает С. Берч «десятилетний переход сыграл решающее значение для определения параметров Украинского государства, определения Украинской национальной самобытности и построения демократических институтов»[5, с. 14]. Все это повлияло на специфику формирования и создания органов местного самоуправления Украины.
Кроме того, В. Пархоменко отмечает, что «перестройка организации местного самоуправления, которая началась одновременно с провозглашением независимости Украинской государственности новой эпохи, вызвала интерес к роли этого института в разные периоды истории Украины»[7, с. 8].
Тем не менее, до 1996 г. деления власти на государственную и местную в законодательстве Украины не существовало, и по своей сути Украина являлась централизованным государством.
Таким образом, чтобы понять, что собой представляют современные органы местного самоуправления Украины, необходимо обратиться, в том числе, к историческим формам органов государственной власти на местах.
Возникает вопрос о необходимости изучения органов государственной власти на местах в Советский период. В то же время в современной Украине можно наблюдать два противоположных субъекта публичной власти Украины – это местные государственные администрации Украины и органы местного самоуправления. При этом местные государственные администрации входят в систему органов исполнительной власти, однако, в соответствии с Законом Украины от 9 апреля 1999 г. «О местных государственных администрациях» местные государственные администрации могут осуществлять полномочия местного самоуправления, при их делегации соответствующими советами.
Итак, первое упоминание о местном самоуправлении в истории государства и права Украины было в 1918 г. в связи с созданием Украинской Народной Республики после Октябрьской революции. В Конституции указанного государства провозглашалось, что местные дела возлагаются на выборные Рады и Управы общин, волостей и земель[3, ст. 26]. Кроме того, указанным выборным Радам и Управам принадлежала «единственная непосредственная местная власть»[3, ст. 26]. При этом министры УНР исключительно контролировали и координировали их деятельность, а в статье 50 указанной Конституции декларировалось, что такие рады являются учреждениями местной самоуправы.
После установления Советской власти на территории Украины были созданы Советы Рабочих, Крестьянских и красноармейских депутатов (городские и сельские), а также избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы), а также Съезды Советов (губернские, уездные и волостные), а также избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы), входившие в систему государственных органов Украинской Социалистической Советской Республики в соответствии с Конституцией Украинской ССР 1919 г.
Дальнейшее свое развитие данный институт государственной власти получил в подразделе «органы местной власти» раздела II Конституции Украинской ССР 1929 г.
В этот период к органам местной власти на местах относились советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а также районные съезды советов и избранные ими исполнительные комитеты (исполкомы).
Впервые в Конституции Украинской ССР 1929 г. была указана компетенция местных органов власти. Так, перед ними ставились такие задачи как принятие мер к культурному и хозяйственному подъему территории, составление и утверждение местных бюджетов, решение дел, имеющих местное значение для данной территории и другие функции.
1. Evropeyskaya hartiya mestnogo samoupravleniya ot 15 oktyabrya 1985 g.
2. Zakon Ukrainy ot 21 maya 1997 g. № 280/97-VR "O mestnom samoupravlenii v Ukraine"//Vedomosti Verhovnoy Rady Ukrainy (VVR), 1997, № 24, st. 170.
3. Konstituciya Ukrainskoy Narodnoy Respubliki ot 29 aprelya 1918 g.
4. Metodologiya sravnitel'no-pravovyh issledovaniy. Zhidkovskie chteniya [Tekst]: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferencii. Moskva, 30 marta 2012 g./pod red. G.I. Muromceva, M.V. Nemytinoy. M.: RUDN, 2013. 444 s.
5. Birch, Sarah. Elections and Democratization in Ukraine. Basingstoke (Hants.): Macmillan press; London: St. Martin press, 2000. XII. 212 p.
6. Litvinenko I.L. Istorichni tradicii stanovlennya i rozvitku miscevogo samovryaduvannya v Ukraini // Vіsnik Hmel'nic'kogo institutu regіonal'nogo upravlinnya ta prava. 2002. № 1. S. 43-49.
7. Parhomenko V. Istorichni koreni miscevogo samovryaduvannya v Ukraini // Aspekti samovryaduvannya. 1998. № 1. S. 7-9.
8. Statut Politichnoi partii "Internet partiya Ukraini", zatverdzheno I zizdom Internet partii Ukraini Protokol №1 vid 27 veresnya 2007 r.
9. Yarmish O.N., Ser'ogin V.O. Derzhavne budivnictvo ta mіsceve samovryaduvannya v Ukraini: Pidruchnik. Harkiv: Vid-vo Nacional'nogo un-tu vnutr. sprav, 2002. 656 s.