Moskva, Moscow, Russian Federation
The article defines the tasks, directions and opportunities for the development of customs and logistics management of cross-border business processes. The problem areas of the customs and logistics area are disclosed.
customs and logistics systems, cross-border processes, business regulation.
Эффективность функционирования таможенно-логистических систем в значительной мере определяет перспективы развития всех национальных экономик, а также траекторию развития глобальной бизнес-сферы. На предыдущих этапах социально-экономического развития подавляющее число государств было заинтересовано, главным образом, в результативной реализации фискальных функций таможенных органов. В последнее время над решением фискальных задач начали превалировать требования логистически-ориентированного содействия участникам внешнеэкономической деятельности. Приоритетное развитие в деятельности таможенных органов сегодня получают регулятивные функции, предполагающие расширение использования инновационных технологий, развитие в таможенной сфере информационно-коммуникационных систем электронного взаимодействия с наращиванием объемов предварительного информирования таможенных органов о намечающихся трансграничных процессах. В настоящее время для глобальной бизнес-сферы характерна высокая степень интеграционной активности. Интеграция государств способствует оптимизации товародвижения, а, соответственно, развитию национальных экономик. Важным элементом интеграционных процессов выступает унификация таможенных технологий и процедур с консолидированным содействием логистической оптимизации методов таможенного регулирования трансграничного бизнеса [5]. Логистически-ориентированная модернизация таможенной сферы и сопряженных с ней бизнес-процессов является непременной предпосылкой решения большого числа экономических и социальных проблем современного общества. На нынешнем этапе необходима ускоренная разработка мер по совершенствованию системы таможенных технологий, повышению эффективности таможенного администрирования, развитию таможенной и околотаможенной инфраструктуры, оптимизации форм и методов регулирования таможенно-логистической деятельности на микроэкономическом уровне, включая инструментарий регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов и провайдеров таможенно-логистических услуг. Нуждаются в развитии механизмы межгосударственного регулирования таможенно-логистических процессов [2]. Современная система таможенного администрирования должна адекватно взаимодействовать с рыночными структурами, быть способной к оперативной адаптации и самоорганизации с учетом изменения внутригосударственных и геополитических обстоятельств. У субъектов таможенно-логистической сферы сегодня появляются принципиально новые задачи и цели, которые прежде ими не только не решались, но даже не ставились. В этой сфере начинают действовать новые бизнес-структуры, между таможенными органами и инициаторами трансграничных процессов (экспортерами и импортерами), а также их логистическими партнерами формируются новые отношения, оптимизируются бизнес-связи как внутри отдельных участников внешнеэкономической деятельности, так и в масштабах всего таможенно-логистического комплекса [4].
1. Adamov N.A. Optimizatsiya dokhodnoy chasti byudzheta putem vzaimodeystviya nalogovykh i tamozhennykh instrumentov [Optimization of the revenue side of the budget through the interaction of tax and customs instruments]. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy]. 2013, I. 6, pp. 73-77.
2. Bryntsev A.N. Logistika i prodvizhenie tovara [Logistics and product promotion]. RISK [RISK]. 2013, I. 4, pp. 48-50.
3. Voronkova O.N. Vneshneekonomicheskaya deyatel’nost’: organizatsiya i upravlenie [Foreign economic activity: organization and management]. Moscow, Ekonomist Publ., 2009. 495 p.
4. Garnov A.P. Osobennosti i zadachi regional’nogo upravleniya otechestvennoy biznes-sferoy s uchetom ratsional’nykh zarubezhnykh podkhodov [Features and tasks of regional management of the domestic business sphere, taking into account rational foreign approaches]. RISK: Resursy. Informatsiya. Snabzhenie. Konkurentsiya [RISK: Resources. Information. Supply. Competition]. 2012, I. 1, pp. 249-253.
5. Glaz’ev S.Yu. Perspektivy razvitiya evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii: ot TS-EEP k EES (kontseptual’nyy aspekt) [Prospects for the development of Eurasian economic integration: from the CU-EEA to the EEC (conceptual aspect)]. REZh [REJ]. 2013, I. 1, pp. 3-12.
6. Kapustin V.R. Svobodnye ekonomicheskie zony [Free economic zones]. Moscow, Laboratoriya knigi Publ., 2009. 237 p.
7. Rossiya v tsifrakh [Russia in figures]. Rosstat [Rosstat]. Moscow, 2017, p. 473.
8. Krotov I. Uproshchenie protsedur torgovli s primeneniem informatsionnykh tamozhennykh tekhnologiy [Simplification of trade procedures using information customs technologies]. Logistika [Logistics]. 2014, I. 11.
9. Stakhanov D.V., Stakhanov V.N. Tamozhennaya logistika [Customs logistics]. Moscow: PRIOR Publ., 2001. 96 p.
10. Suleymanov Z.E. Makroekonomicheskie aspekty tamozhenno-logisticheskoy deyatel’nosti [Macroeconomic aspects of customs and logistics activities]. Voprosy regional’noy ekonomiki [Issues of regional economy]. 2017, I. 3, pp. 83-88.
11. Suleymanov Z.E. Formirovanie tselostnoy sistemy upravleniya tamozhenno-logisticheskoy deyatel’nost’yu: problemy metodologii i praktiki [Formation of an integrated management system customs and logistics: problems of methodology and practice]. Moscow: «ITKOR» Publ., 2018. 150 p.
12. Garnov A.P., Garnova V.Yu. Sravnitel'nyy analiz ucheta osnovnykh sredstv v logisticheskom komplekse po MSFO I RSBU [Comparative analysis of accounting for fixed assets in the logistics complex according to IFRS and RAS]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova [Vestnik of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov]. 2018, I. 1 (97), pp. 115-122.