Abstract and keywords
Abstract (English):
The aspects of experience economy which were identified, studied and described by B. Joseph Pine II and James H. Gilmore are widely employed by service providers in a range of activities. Experiences do not only accompany the conventional product, but are themselves gaining the status of a product offered and consumed. Experiences are also increasing viewed as intrinsic to marketing and prerequisite for communication, certain managerial decisions and service provision. Therefore, decisions concerning a targeted effort at consumer experience creation will affect a company’s service activity system and sustained development. The author of the article identifies the application areas of the conceptual aspects of experience economy in the process of tourist and service enterprise development.

Keywords:
product, supply, experience, service, creation, consumer, tourism and hospitality
Text

Постиндустриальная экономика, следствиями которой стали приращение потребительского выбора, тенденции кастомизации и персонализации продуктов, предлагаемых потребителю, развитие маркетинга и ожесточение конкуренции, а также ряд других факторов привели к усложнению потребительского поиска и выбора. Современный потребитель выбирает уже не столько функцию, и даже не бренд, а те ощущения и впечатления, которые он получит от использования продукта. По образному выражению А. Кузнеца, «экономика ежовых рукавиц» сменяется «экономикой прихоти» [4]. Сервис становится определяющим фактором в поведении потребителей, процессах потребительского выбора и пр. [1]. 

Этот феномен изучался многими учеными и практиками. В начале XXI века была разработана концепция экономики впечатлений, основанная на посылке «Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена» [7]. Этот постулат лег в основу разнообразных управленческих решений действующих предприятий сферы услуг как в сегменте В2С, так и В2В. 

Российские ученые также указывают на формирование экономики впечатлений, представляя эволюцию развития от индустриальной экономики к экономике услуг и далее, к экономике впечатлений. По мнению Д.А. Мозжухина, принципиальным отличием экономики услуг от экономики впечатлением является место впечатлений: если в первом случае они были необязательным дополнением к потребляемому продукту, то во втором – становятся неотъемлемым элементом процесса потребления, на который к тому же приходится все большая доля стоимости [6]. Более того, автор делает заключение, что появляется потребность во впечатлениях как объектах потребления. К основным видам впечатлений он относит развлечения, обучение, эстетику, уход от реальности, которые различаются по степени вовлечения потребителя в процесс потребления впечатления (активное, пассивное) и от типа связи между потребителем и впечатлением (поглощение, погружение). Следовательно, возможность впечатлений не ограничивается совершенствованием существующего продукта, они могут создавать и новую потребительскую стоимость. 

References

1. Arno, A.V., and Vapnianskaia, O.I. Issledovanie izmenenii lichnogo potrebleniia s tochki zreniia servisologii [A serviceological perspective on changes in personal consumption]. Servis plus [Service plus]. - 2011. - № 4.

2. Ivanova, T.E. “Ekonomika vpechatlenii” - innovatsionnaia stupen’ v povyshenii kachestva zhizni [Experience economy as an innovative tool for living standards improvement]. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii “Informatsionnye sistemy i modeli v nauchnykh issledovaniiakh, promyshlennosti, obrazovanii i ekologii” [Proceedings of the research-to-practice conference on information systems and models in scientific research, industry, education, and ecology]. Tula - Moscow - St.-Petersburg, 2011. Retrieved on October 20, 2013 from http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/.

3. Kotler, P., and Keller, K.L. Marketing management [12th ed]. St.-Petersburg: Piter Publ., 2006.

4. Kuznets, A. Obraz novoi ekonomiki: ekonomika innovatsii, ekonomika intellekta, ekonomika vpechatlenii [The image of a new economy: innovation economy, intellect economy, experience economy]. Retrieved on October 20, 2013 from http://www.ldpu.org.ua/rus/liberalism/48879bda30376/.

5. Legchakov, A.A. Navigatsiia v sotsiokul’turnom prostranstve kak etap ravnovesiia individa v ekonomike vpechatlenii [Navigation in the sociocultural environment as a stage of individual balance in the context of experience economy]. Ekonomicheskii zhurnal [Economics journal]. - 2011. - № 1. - Vol. 21.

6. Mozzhukhin, D.A. Innovatsionnyi menedzhment i ekonomika vpechatlenii: simbioz ili protivorechie [Innovative management and experience economy: symbiosis or antimony]. Naukovedenie [Science studies]. - 2012. - №1.

7. Pine, B. J. II, and Gilmore, J. H. Ekonomika vpechatlenii. Rabota - eto teatr, a kazhdyi biznes stsena [The experience economy: Work is theatre & every business a stage]. Moscow: Vil’iams Publ., 2005.

8. Pekar, V. Vvedenie c ekonomiku vpechatlenii [an Introduction to experience economy]. Biulleten’ “TOP kluba” [Top Club Bulletin]. - 2009. - №1 (8).

9. Petrenko, E.S. Ekonomika vpechatlenii vyvedet restorany iz krizisa [Experience economy to relieve restaurants from the crisis]. Kreativnaia ekonomika [Creative economics]. -2009. - № 3 (27).

10. Rybakova, Iu.L. Muzei kak ob’’ekt turistskogo interesa [Museums as tourist attractions]. Kul’turnoe obozrenie: informatsionno-analiticheskii sbornik [Cultural review: Research and information digest].. - 2011. - № 3.

11. Stal’naia, V.A. Ekonomika “vpechatlenii”: osobennosti stanovleniia i problemy razvitiia otechestvennoi industrii razvlechenii [“Experience” economy: peculiarities of evolvement and problems of Russian entertainment industry development]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Modern economics issues]. - 2009. - № 1 (29).

12. Khoreva, L.V., and Gordin, L.V. Innovatsionnyi potentsial ekonomiki vpechatlenii c kontekste globalizatsii [Innovative potential of experience economy in the context of globalization]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki na Dal’nem Vostoke [Social Sciences and Humanities in the Far East].- 2011. - № 1.

Login or Create
* Forgot password?