Yaroslavl', Russian Federation
A signifi cant contrast between the academic evaluation of the students’ knowledge in marks and in higher educational institutions of the Russian Federation using a score-rating system is noted. It is emphasized that the readiness of higher educational institutions to accept the score-rating system depends on the level of implanting the rating technologies in the formation of the total subject assessment.
rating of educational achievements, score-rating system, higher education establishment.
Переход к балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений стал одним из направлений модернизации российского высшего образования в рамках Болонского процесса. В настоящее время такие системы используются во многих вузах Российской Федерации, причем в некоторых из них на протяжении довольно длительного времени [6]. Благодаря их использованию реализуются механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизируется учебная работа студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью. «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества подготовки специалистов» является одним из основных документов системы менеджмента качества в вузе. Попытки создания многобалльной системы оценки, совместимой с 7-ступенчатой шкалой ECTS (A-B-C-D-E-Fx-F), были впервые предприняты с разрешения Министерства образования и науки РФ в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), начиная с 2002/03 учебного года. Результаты анализа эксперимента по внедрению 7-балльной
оценки, проведенного в ННГУ, подробно изложены в работе В.А. Блонина [2]. Преподавателями ННГУ было высказано мнение о том, что введение 7-балльной шкалы слабо связано с интеграцией российского высшего образования в общеевропейскую систему. В качестве преимущества 7-балльной оценки отмечено, что она более объективна и адекватна. Анализ использования 100-балльной системы оценки в 14 государственных университетах России впервые проведен в работе В.А. Белобородова, А.П. Фролова и Е.А. Кельчевской [1]. В представленной статье эти данные существенно дополнены сведениями из других, особенно медицинских, вузов. В таблице приведены критерии перевода рейтинговых баллов (по 100-балльной шкале) в академическую оценку, принятые в вузах РФ на основании действующих в них положений о балльно-рейтинговой системе (БРС). Заметно существенное отличие академических оценок по балльной содержательности. Нижний порог успешности освоения дисциплины имеет значения от 33 до 60 баллов. Нижняя граница оценки «отлично» находится в пределах 85–90 баллов, оценки «хорошо» — 65–77. В тех случаях, когда учебное заведение не различает уровни Fx и F, применяется только одна оценка F. В работе В.А. Белобородова и др. [1] отмечено, что соотношения баллов за текущую работу и экзамен (зачет) в разных вузах также различаются. Наиболее часто встречающиеся соотношения 60/40, 70/30. Расхождение в границах оценок ставит вопрос о взаимном признании оценок и академической мобильности студентов даже в пределах РФ.
1. Beloborodov V.A., Frolov A.P., Kel’chevskaya E.A. Osobennosti reytingovoy sistemy otsenki uspevaemosti studentov v vuzakh Rossii [Features of the rating system for assessing the progress of students in Russian universities]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality management system: experience and prospects]. Irkutsk: Irkutskiy gos.med.un-t Publ., 2015, I. 4, pp. 39-44.
2. Blonin V.A. Novaya sistema ekzamenatsionnykh otsenok: pervye rezul’taty i vyvody [New system of examinations: first results and conclusions]. Vestnik NNGU [Bulletin of UNN]. 2003, I. 1(4), pp. 72-82.
3. Ebel R.L. Measuring educational achievement. - Prentice-Hall Inc., Englewood Cliff s, New Jersey, 1965. - 481 p.
4. Kontrol’ znaniy v vysshey meditsinskoy shkole [Knowledge control in the higher medical school]. Novosibirsk: Sibmedizdat NGMU Publ., 2007. 125 p.
5. Latyshev O.A. Sistemnyy podkhod k sostavleniyu i ispol’zovaniyu klinicheskikh situatsionnykh zadach kak forma obucheniya i kontrolya v professional’noy podgotovke vracha [A systematic approach to the design and use of clinical situation problems as a form of training and control in the professional training of a physician: a method. manual for teachers of clinical departments]. Yaroslavl’: Avers Plyus Publ., 2007. 64 p.
6. Sazonov B.A. Ball’no-reytingovye sistemy otsenivaniya znaniy i obespechenie kachestva uchebnogo protsessa [Ball-rating systems for assessing knowledge and ensuring the quality of the learning process]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2012, I. 6, pp. 28-39.
7. Chernaya N.L., Ivanova I.V. Reytingovaya sistema otsenki uchebnykh dostizheniy studentov na klinicheskoy kafedre vysshey meditsinskoy shkoly [Rating system for assessing students’ academic achievements at the clinical department of the higher medical school]. Yaroslavl’: Avers Plyus Publ., 2009. 40 p.
8. Yakuba Yu.A. Metodika testirovaniya kachestva proizvodstvennogo obucheniya [Technique of testing the quality of production training]. Moscow, APO Publ., 2001. 57 p.