ANALYSIS OF THE MOST EFFECTIVE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH DOWN SYNDROME
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problem in this article is the lack of scientific data that reveal the organizational and methodological foundations of adaptive physical education of children with down syndrome. To date, all his questions remain open. In particular, there is insufficient information about what types of motor activity are suitable for children with down syndrome. The need to concretize this information and determines the relevance of the study.

Keywords:
children with down syndrome, pedagogical supervision, adaptive physical education, pedagogical process of AFV.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Как известно, синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из самых частых хромосомных аберраций, распространенность, которой составляет 1:1000 новорожденных. Синдром Дауна – это не заболевание, а генетическая аномалия, которая приводит к значительным изменениям в организме. Он не лечится. Синдром подразумевает набор определенных характеристик и особенностей. Впервые обнаружил данную хромосомную патологию британский врач Джон Л.Х. Даун, в честь которого и назван синдром [1; 2].

Сведения, имеющиеся в отечественной и зарубежной науке относительно лиц с синдромом Дауна, носят обобщенный характер, они описывают лиц с синдромом Дауна как гомогенную группу с явными или «тяжелыми» проявлениями умственного недоразвития, что в целом не противоречит их реальному статусу [3].

Некоторым тормозом в развертывании психологической и педагогической помощи является устойчиво сохраняющаяся тенденция в отечественной педагогической практике рассматривать синдром Дауна как состояние неперспективного психического развития. На уровне принятия конкретных решений заключения такого рода обобщаются в понятие «необучаемые», что создает в обществе комплекс негативных социальных стереотипов и нравственно-этических проблем относительно детей с синдромом Дауна и их родителей [3].

В общей педагогике и психологии, в некоторой степени, решен вопрос  об обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. Интенсивная разработка фундаментальных основ современной коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев) и результативность психолого-педагогических исследований, предпринятых в последние годы по проблеме ранней коррекции (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.), позволили обосновать ряд педагогических программ. Они создали научные предпосылки для более внимательного анализа состояния проблемы, касающейся лиц с синдромом Дауна, которые, несмотря на глубину и своеобразие интеллектуального нарушения, располагают возможностями к развитию психической деятельности [2].

Адаптивное физическое воспитание предлагает сегодня некоторое множество методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. В то же время в процессе физического воспитания детей с синдромом Дауна, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-оздоровительные методики, адаптированные к возрастным особенностям детей, используются крайне редко, фрагментарно и малоэффективно.

 Адаптивное физическое воспитание является неотъемлемой частью образования детей с синдромом Дауна. Это относительно новое для России направление, которое успешно применяется в западной практике. Посещая спортивно-оздоровительные занятия, дети не только укрепляются физически, но и получают новый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, то есть учатся общаться. Спортивно-оздоровительные занятия помогают детям с синдромом Дауна не только скорректировать тело, компенсировать слабость мышечного тонуса, развить координацию, ловкость,  но и повышают уровень социализации.

Проблема исследования заключается в недостаточном количестве научных данных, раскрывающих организационно-методические основы адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. На сегодняшний день открытыми остаются все его вопросы. В частности, недостаточно сведений о том, какие именно виды двигательной деятельности подходят для детей с синдромом Дауна. Необходимость конкретизации этих сведений и обуславливает актуальность исследования.

            В настоящее время материалы по теме нашей работы крайне  малы, так как эта область научной деятельности рассматривается в большей степени с психолого-педагогического  и медицинского подхода.

Так, в  работе Алёхиной А.В. рассматриваются особенности психического развития детей с синдромом Дауна [3]. Основная цель данного экспериментального исследования состояла в изучении психического развития и индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна применительно к их хронологическому возрасту (от 5-6 до 12 лет), а также выявлению факторов, раскрывающих совпадение (несовпадение) темпа и качества психических новообразований, описанных в отечественной детской психологии. 

Канд. мед. наук, Кружко Д.А. в своей работе исследовал состояние нервной системы при синдроме Дауна. Целью его работы было изучение роли неврологических нарушений при синдроме Дауна в прогнозировании течения заболевания, выделения дополнительных критериев процесса диагностики фенотипических проявлений заболевания, определении реабилитационного потенциала больных и выработке адекватных лечебно-коррекционных подходов.

В работе профессора, д-ра пед. наук Фоминой Н.А., раскрывается вопрос использования сюжетно-ролевой ритмической гимнастики в процессе адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Многолетние исследования позволили выявить, что у детей дошкольного возраста под воздействием занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой происходит значительное улучшение показателей координации, быстроты, выносливости, гибкости, а в психологическом аспекте познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, без которых невозможна интеллектуальная деятельность человека.

Целью нашей исследовательской деятельности явилось: выявить виды двигательной деятельности, в рамках которой дети с синдромом Дауна демонстрируют наиболее высокий уровень психофизического состояния. Для достижения поставленной цели нами используются такие методы исследования, как: педагогические наблюдения за  вниманием детей, регистрация параметров кардиореспираторной системы в различных вариантах двигательной деятельности. Её структура приведена на рис. 1.

Средства: педагогический процесс АФВ детей с синдромом Дауна.

Формы: внеурочные занятия на базе ГКУ СО Суровикинского центра социального обслуживания населения.

Принципы: специфический, к нему относится  принцип цикличности, предполагает соблюдение закономерности цикличности структуры процесса, то есть такой последовательности, при которой занятия и серии занятий чередуются в порядке «кругооборота».

Методы: параметры внимания детей, реакции их и кардиореспираторной системы в различных вариантах двигательной деятельности.

В ходе своего исследования буду использовать наглядные методы, а именно «практические», так как они формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия двигательных ощущений.

References

1. Bolezn' Dauna. Klinicheskie i citogeneticheskie issledovaniya / Pod red. E. F. Davidenkovoy. - L.: Izd-vo «Medicina», Leningradskoe otdelenie, 1966. - 202 s.

2. Babenkova R.D. Razvitie staticheskih funkciy u detey s bolezn'yu Dauna // Voprosy obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami intellekta / Pod red. M.I. Kuz'mickoy. - M., 1974. - S. 85-97.

3. Alehina A.V. Osobennosti psihicheskogo razvitiya detey s sindromom Dauna //19.00.10 - korrekcionnaya psihologiya. - S.-Pb. - 2000.

Login or Create
* Forgot password?