Russian Federation
Russian Federation
For a little more than 50 years of its existence, the Zemstvo self-government bodies have been able to create an effective system of health care, education, veterinary services in the Russian Empire, introduce innovative approaches to agronomy and other areas.These areas have not been covered by the state authorities for centuries, so the importance of their activities increases significantly. Nevertheless, the financial situation of Zemstvos remained difficult due to the reluctance of payers to pay this tax. The article attempts at least to review the contribution of Zemstvos to the life of Kursk province in the late XIX-early XX centuries and the level of their annual income.
zemstvo, local government, agriculture, statistics, local government, reference, historical experience.
«Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – докторов наук (МД-4949.2018.6)».
Проблема функционирования земского самоуправления в Российской империи находится в постоянном спектре научных интересов историков [1, 2, 8, 12]. Причины такого внимания кроются в том, что период деятельности этих органов местного самоуправления относят к этапу формирования гражданского общества в стране со своими плюсами и минусами. Однако отметим, что формирование бюджетов рассматривается обзорно и только некоторые авторы более подробно анализируют указанную проблему [5, 7].
Целью земской реформы, начатой в 1864 г., было, в том числе, улучшение регионального благоустройства, социально-экономического положения, а также удовлетворение общественного запроса на самоуправление. При этом напомним, что спектр деятельности земств был сильно ограничен. Центральная власть, дав земствам возможность заниматься вопросами местного хозяйства, не планировала с ним делить власть политическую. Что касается земских функций, то они были поделены на обязательные и необязательные. К первой группе относились: содержание арестантских помещений и квартир для чинов полиции, этапная повинность, устройство и ремонт больших дорог, выделение подвод для разъездов полицейских, жандармов и других государственных чиновников, содержание мировых посредников и судей, т.е. на местное самоуправление фактически часично перекладывались государственны функции. К числу необязательной деятельности были отнесены: оказание врачебной помощи населению, организация народного образования, создание ветери службы, содействие хозяйству, устройство , почты и пр. Благодаря земств, им вторая группа обязанностей постепенно главным направлением работы, направленной на улучшение качества жизни местного населения.
уездные земские в Курской губернии, с одобрения МВД, открывались с 25 апреля по 25 июня 1865 г. [3, л. 7-8]. Первые уездные собрания избирали ные земские ны, занимавшиеся текущими ми земского хозяйства – управы. Практчески сразу земцы сосрежоточили свое внимание на социальной сфере.
В здравоохранении курскому земству фактически всю деятельность предстояло создавать с нуля, вырабатывая социальноориентированной медицины. Для борьбы с эпиде оспы в сельской создавались и содержались иватели. С 1869 г. Курская губерния была разделена на 20 оспопрививательных с годовым их ассигнованием по 400 руб. в год на каждый. Стоит отметить, что, развивая сеть лечебных учреждений, земства заботились и о положении их сотрудников, понимая, что, какие бы чудесные врачебные участки они не создавали, если не будет оказана поддержка специалистам, то работать там будет некому. Оклад составлял руб., фельдшеров – от 420 до 480 руб. Кроме того, установлены периодические к жалованию 5 лет в размере 10% оклада. Для научных знаний были трехмесячные ки в университеты и больницы с пособием от в 200 руб. Правом на такую пользовался врач, прослуживший в Курской не менее трех лет.
Еще одним важным направлением работы земств была организация системы образования, которая, в первую очередь, охватила крестьянское население. Так, губернское земское ие в 1868 г. приняло решение о создании народных школ по . Первоначально открыть до 30 школ, для было ассигновано 3000 руб. (по 100 руб. на ). К маю 1869 г. в уездах ось 17 действующих и 5 предназначенных к открытию . Эти учебные заведения работали в уездах до середины 80-х годов XIX столетия. Только с увеличением ежегодного финансирования до 10 тыс. руб. число школ стало рости: в и 1886 г. их было 27, в г. – 32, в 1888–1892 гг. – 36, в 1893–1894 гг. – 38 [см.: 14]. В учебном Курская губерния 47 школ с 3642 .
Расходы по содержанию учителей, обслуживающего персонала школ также ложились на земские бюджеты. Первоначально эти статьи расходов в бюджете проходили под названием «награды учителям», в дальнейшем «жалование». Стоит отметить, что частично расходы на школы несли и сельские общества по статьям расходов мирских сборов [см.: 6], что вызывало определенные неудобства, т.к. сельские общества не всегда исполняли возложенные на них обязательства, задерживали выплаты или вообще отказывались от этого, что приводило к оттоку учительских кадров. В результате, земства стали все расходы на себя. В тех же регионах, где осталось совместное , добивались, сельские вносили свою долю в земской управы. По Империи жалование учителей земских школ имело тенденцию к увеличению: в 1870-е их ежегодный доход варьировался от 120 до 150 руб.; в 1880 г. – руб.; 1890-х гг. – 200–240 руб.; в XX вю – 240–300 руб. В этои отношении учителя Курской губернии получали средств больше, чем по государству: в г. среднее жалование 242 руб. [9, с. 54].
Деятельность земств распространялась и на другие просветительские сферы: организация библиотек, открытие народных к-читален в крупных селах (в Курской губернии к началу Первой мировой войны их дейстовало 34) [10, с. 61].
В целом, хозяйственно-экономические мероприятия земств были весьма разносторонние: агрономические; развитие кустарным промыслам; кредитование крестьянских ; поддержка кооперативного движения и различных твенных объединений; распространение животноводства, включая организацию ветеринарной службы; скота, и улучшение пород; начального сельскохозяйств образования; пожарно- дело; дело; меры по тию земской почты и сети и др. [см. 13].
Если обзорно осветить реализацию перечисленных мер в конкретной Курской губернии, то следует отметить, что в 1896 г. м был открыт сельскохозяйственный , где можно было различные сельскохозяйственные и орудия и необходимые в сельском товары по самым ценам. В 1899 г. организована крестьянам раздача в семян кормовых . С 1900 г. было учреждено 4 участка с 4 агрономами и номическими остами. Содержание кой организации проводилось на средства казны, земства и др.
Безусловно, перечисленная деятельность требовала крупных капиталовложений. Рассмотрим движение средств в Курском земстве в 1896 г. К поступлению было назначено по окладным листам 640 тыс. руб., к которым прибавлялись долги по недоимкам в размере 761 тыс. руб. Другие статьи: пени за взнос сборов, патентный сбор, возвратные поступления, с работы земской типографии дали соответсвенно 35 тыс. руб., 112 тыс. руб., 26 тыс. руб., 13 тыс. руб. Были так же и другие пункты в доходной части бюджета. Всего планировалось собрать 1,6 млн руб. Однако, поступление земских сборов было весьма проблемным, за все время существования этих налогов [см.: 4] поступало не более 60%. Изучаемый год не был исключением – внесено было 0,85 млн руб. или 53%. Внесение по всем статьям бюджета колебалось от 52% до 55% (оклада поступило 0,35 млн руб. (54,6 %) [см. 11].
Таким образом, деятельность Курского земства была многогранна и распространялась на практически всю социальную и экономическую сферу жизни общества: если до введения земских учреждений в губернии не было специльных врачебных участков, то к 1912 г. работало 9 медицинских участков с больницами; практически не было школ для крестьян – к 1914 г. имелось 188 земских школ (с 8745 учащимися); отсутствовала ветеринарная служба – силами земств она была обеспечена и т.д. Земства за сравнительно недолгий срок реформировали основу губернского хозяйства, в целом, и по отдельным отраслям, в частности.
1. Volkova T.I. Zemstvo i zemskie uchrezhdeniya v Rossii v nachale HH veka (na materiale guberniy Centr. Rossii): ucheb. pos. -¬ Yaroslavl': Yaroslavskiy gos. un-t im. P. G. Demidova, 2007. - 111 s.
2. Gerasimenko G.A. Zemskoe samoupravlenie v Rossii. - M.: Nauka, 1990. - 262 s.
3. Gosudarstvennyy arhiv Kurskoy oblasti. F. 39. Op.1. D. 1a. L. 7-8.
4. Kravcova E.S. Istoriya sbora nalogov v rossiyskoy provincii na rubezhe XIX - HH stoletiy. - Kursk: KGMU, 2007. - 164 s.
5. Kravcova E.S. Modernizaciya nalogovoy sistemy Rossii : 1885-1917 gg. : avtoref. dis. ... d. ist. n. - Kursk, 2011. - 50 s.
6. Kravcova E.S. Rol' sel'skogo samoupravleniya v fiskal'noy sfere v Rossii na rubezhe XIX - HH stoletiy // Ekonomicheskaya istoriya. - № 1. - 2012. - S. 64-70.
7. Kravcova E.S. Evolyuciya sistemy zemskih sborov v Rossii vo vtoroy polovine XIX nachale HH vv. // Prepodavanie istorii v shkole. - № 3. - 2008. - S. 21-24.
8. Mamaeva T.P. Zemskaya shkola Kurskoy gubernii i rol' gubernskogo zemstva v ee razvitii: 1865-1917 gg.: dis. ... k. ist. n. - Voronezh, 2002. - 327 s.
9. Obzor Kurskoy gubernii za 1897 god. - Kursk : Tipo-lit. gub. pravleniya, 1898. - 109 s.
10. Obzor Kurskoy gubernii za 1914 god. - Kursk : Tipo-lit. gub. pravleniya, 1915. - 146 s.
11. Otchet Kurskoy gubernskoy upravy, o prihode, rashode i ostatke summy byvshih v ee rasporyazhenii za 1896 god - Kursk: Tip. gub. zem., 1897. - 194 s.
12. Pirumova N.M. Zemskoe liberal'noe dvizhenie: Social'nye korni i evolyuciya do nachala XX. - M.: Nauka, 1977. - 288 s.
13. Tyurin V.A. Institut zemskih uchastkovyh nachal'nikov v sisteme uezdnogo administrativnogo upravleniya Rossii konca XIX - nachala HH v. // Rossiyskaya gosudarstvennost': ot istokov do sovremennosti. Sb. st. Mezhdunarod. nauch. konf., priurochennoy k 1150-letiyu rossiyskoy gosudarstvennosti. - Samara: Izd-vo Samar. nauch. centra RAN, 2012. - S. 83-86.
14. Chernyshev A.I. Deyatel'nost' zemskih uchrezhdeniy Kurskoy gubernii po razvitiyu narodnogo obrazovaniya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vekov: avtoref. dis. ... k. ist. n. - Kursk, 2010. - 22 s.