Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article deals with the problem of the development of creative thinking of younger schoolchildren. The features of educational creative tasks and ways of their use when learning vocabulary in primary school are discussed. The potential of the lessons of the Russian language for the formation of students’ cognitive activity and their needs for creative authoring activities are revealed.
younger schoolchildren; cognitive activity; development of creative thinking; creative tasks; learning vocabulary; language literacy.
В современной начальной школе вопросы творческой деятельности учащегося рассматриваются не только в связи с его литературным, но и языковым образованием. Традиционным методическим подходом в этом направлении является использование разных видов творческих работ на уроках развития речи, которое дает возможность организовать «лабораторию» детского творчества, где младшие школьники учатся импровизировать, разыгрывать различные речевые ситуации, фантазировать. Языковая грамотность обучающихся в начальной школе рассматривается как процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, позволяющей раскрыть творческий потенциал школьников в разных формах устных и письменных работ. Психологической основой такого подхода вполне обоснованно можно считать концепцию Л.С. Выготского о творческой деятельности в детском возрасте [1]. При организации обучения любому виду творческих работ и выполнении отдельных творческих заданий педагогу следует ориентироваться на соблюдение следующих методических условий:
•• способствовать накоплению ребенком опыта наблюдения за явлениями языка;
•• развивать воображение и фантазию учащегося;
•• «провоцировать» процесс творческой деятельности и поддерживать эмоциональное отношение к ней со стороны учащегося;
•• создавать ситуацию успеха при выполнении учебных творческих задач.
Анализ современных средств обучения позволяет утверждать, что творческие работы далеко не всегда являются неотъемлемой частью процесса обучения на уроках русского языка. В методике обучения младших школьников
заданиям с элементами творчества по-прежнему уделяется недостаточное внимание. Анализ конспектов уроков доказывает, что термины «творческое задание», «творческая работа» понимаются учителями неоднозначно, а средства обучения не содержат достаточного материала для формирования умений выполнять поставленную учебную задачу творчески. Уровень языковой грамотности, в частности несформированность необходимых коммуникативных умений учеников начальной школы, свидетельствует о недостаточном для современного культурного человека осознании возможностей русского языка, его богатства и многообразия. Привычка современных детей чуть ли не с рождения работать с экраном телефона, планшета, компьютера приводит к тому, что многие из них:
•• с трудом выражают свои мысли и чувства;
•• допускают в построении элементарного высказывания логические и композиционные ошибки;
•• неверно употребляют синонимы;
•• не знают значения фразеологизмов;
•• не могут подобрать антонимы;
•• не учитывают явление сочетаемости слов и т.д.
Таким образом, классические темы раздела «Лексика» становятся непонятными, трудными для изучения, а следовательно – ненужными и скучными.
По нашему убеждению, такую ситуацию можно изменить, если использовать на уроках продуктивные способы деятельности, а в процессе изучения младшими школьниками систематического курса русского языка, в частности лексики, предлагать им задания, в которых и формулировки, и языковой материал стимулируют познавательный интерес, пробуждают творческую мысль, фантазию ребенка.
1. Tekst