INFLUENCE OF CULTURAL EPOCH ON ECONOMIC IDEAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Culture is a display of everything that man has ever created. It determines the course of the society on which the society will be built, and the economy is an indivisible part of this trend, which is guided by culture. Only a person directly influences the development and formation of a culture in which each sphere of society is interconnected and where each of them is an inseparable link. The article presents a brief overview of the mutual influence of two sciences - economics and culture

Keywords:
culture, economy, man, society, era
Text
Publication text (PDF): Read Download

Экономика и культура в нашу эпоху вызывают множество дискуссий, в которой каждая сторона доказывает другой, что эти два понятия разрывны между собой и не имеют общих черт, что каждая из них движется своим путем и не пересекается при прогрессировании; хотя другая спорящая сторона доказывает обратное. Культура, словно мода, заставляет людей мыслить и вести себя сложившимся образом. Это касается всех сфер жизни человека. В различные культурные эпохи у людей возникают экономические идеи, которые лучше всего отражают время и состояние, в котором люди живут. Какие-то экономические идеи входят в моду и массово поддерживаются обществом, другие же выходят из моды и начинают казаться пережитком времени. Даже А. Смит и Дж. С. Миль, основоположники экономической теории как науки, считали, что культура зачастую оказывает большее влияние на поведение людей, чем примитивное стремление к личной выгоде [1].

Эпоха модерна. Эпоха модерна приходит на смену устаревшему традиционному обществу. Сознание людей в этот период очень сильно меняется. Эта эпоха выделяется с точки зрения культуры, экономики, политики, социальных отношений. Общество этой эпохи имеет индустриально-капиталистическую экономику, демократическую политическую организацию. Культурными особенностями модерна можно считать тенденцию к фрагментации опыта общественности, коммодификацию, форсирование темпов повседневной жизни общества и рационализацию всех составляющих жизни человека в этом периоде. Важнейшими этапами модерна являются возникновение и распространение капитализма в период с XIV по XVII века, также как и начало индустриализации его общества в конце XVIII и начале XIX века. В эпоху модерна люди начинают искать рациональные пути, в то время как в традиционном обществе люди действуют на основе опытов предков, то есть так, как поступали их отцы и деды.

Меняется и экономическое мышление людей. Если раньше процент был запрещен церковью, то в эпоху модерна процент стал неотъемлемой этической частью жизни человека. Никто уже не давал деньги в долг без процентов, да и вообще, людей, которые не платили процент, нельзя было назвать порядочными.

Экономическую модернизацию нельзя сравнивать с индустриализацией, так как она глубже изменена: значительное разделение труда, актуальное применение развивающейся системы менеджмента, прогрессирование технологий и расширение области коммерции в связи с благоприятными условиями, – все эти изменения положительно отличают модернизацию от индустриализации, что помогло стать господствующей экономической системой в эпоху модерна.

Модерн подразумевает под собой постоянное развитие и прогресс. Люди начинают стремиться к лучшей жизни, ведь теперь появился капитализм и им нужно накапливать капитал. В связи с этим начинается активный процесс индустриализации. Наличие материальных благ в эту эпоху становится все важнее и важнее. С приходом модерна наступил экономический материализм.

В это время идет ожесточенная погоня за поиском универсальной истины для всех, позже эта погоня и вовсе выливается в мировые войны. Именно поэтому большинство идей эпохи кажутся нам такими радикальными. В поиске этой самой универсальной истины выходит труд «Капитал», где как бы подчеркивается, что эпоха модерна является эпохой коллективизма.

Хоть К. Маркс и критикует капитализм, его тезисы по-прежнему сильно подходят к данной эпохе. В его идеях материальные блага по-прежнему играют самую важную роль в социуме, и так же, как и в капитализме, именно они должны приводить человечество к развитию.

Эпоха постмодерна. Во второй половине XX века зародилось новое общество, названное обществом постмодерна. Постмодерн является некой обителью абсолютного плюрализма. Истины, в абсолютном ее значении, уже не существует, она перестала быть универсальной.

Теперь большие результаты не обязательно обусловлены большими затратами. Общество переходит в разряд потребительства. Если раньше труд, затраты труда, стоимость, прибыль, прибавочная стоимость являлись самыми важными экономическими категориями, то теперь на первое место вырывается потребительная стоимость. Стало не важным, сколько было затрачено на производство продукта, понятие бренда стало наиболее важным. Потребности, которые раньше стояли у людей на первом месте, были удовлетворены, в связи с этим более важную роль начали играть те потребности, которые раньше были вторичными. Экономику больше нельзя называть индустриальной. Сильно развивается сфера услуг, и в итоге начинает преобладать над сферой производства. Постмодерн перевел экономику в разряд постиндустриальной.

Индивидуализм по-новому раскрылся в новой эпохе постмодерна. Коллективизм забывается, и более важную роль начинает играть отдельный человек, и таковым он начинает рассматриваться в культуре. В связи с этим начинают развиваться и преобладать либеральные идеи. Появляется неолиберализм, либертарианство. Зарождение нового институционализма и монетаризма, так же говорит о том, что «я» стало важнее чем «мы».

В конечном счете, развалом СССР можно подтвердить силу постмодерна. Коммунизм оказался слишком статичным и не способным подстраиваться под движущийся мир. Модерн оказался нежизнеспособен в борьбе с постмодерном и рухнул вместе с Берлинской стеной.

Эпоха метамодерна. Метамодерн – современное состояние культуры, которое описывает ее состояние с 1990-х годов. По сути, метамодерн ищет баланс между идеями постмодерна и модерна и старается держать равновесие между этими двумя противоположностями.

Поскольку метамодерн является лишь слиянием в одно целое модерна и постмодерна, а также в виду того, что с его начала прошло не так уж и много времени, большего количества экономических идей не появилось. Однако в 90-х годах прошлого столетия зарождается скандинавская модель. По сути, скандинавская модель – это некая «золотая середина» между капитализмом и социализмом. Капитализм и социализм – две противоположные вещи, умещаются в скандинавской модели вместе, создавая уникальную экономическую теорию, также как и умещаются модерн, и постмодерн в метамодерне. Вообще скандинавская модель выглядит как структура, где все научились договариваться.

Если во всех экономических идеях постмодерна «я» было важнее чем «мы», то сейчас эти понятия выровнялись. И судя по всему, все идеи, в том числе экономические, в этот период будут искать некое равновесие.

Влияет ли культура на экономику не меньше, чем экономика на культуру? Многие экономисты дискуссируют на эту тему, в то время как некоторая часть человечества считает, что эти две сферы общества не связаны между собой и двигаются разными непересекающимися путями, хотя изначально человек понимал культуру и связывал ее с земледелием, что непосредственно и есть экономическая деятельность. Позже в обществе произошло постепенное разделение труда, и социум стал связывать культуру с духовными ценностями, и тогда культура начала отделяться от экономики и стала формироваться как отдельная сфера общества. Поэтому в процессе глобализации человечество перестало воспринимать культуру и экономику как единое целое. При этом в условиях рыночной системы с развитыми информационными технологиями, культура при помощи этих технологий оказывает серьезное влияние на экономическую сферу общества. Нынешнее поколение не догадывается, как на их глазах культура охватывает экономическую структуру, поглощая ее через средства массовой информации.

Культура должна стать путеводителем для экономики, баланс между ними должен восстановить союз между видами деятельности человека, которые в процессе движения от модерна до метамодерна разделили друг друга и требуют восстановления для последующего слияния затрагиваемых в статье сфер общества.

References

1. Savka A.V. Chelovek i obschestvo v filosofii // Uchenye zapiski rossiyskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. - M., 2006. - №2 (50). - S. 115-128.

Login or Create
* Forgot password?