Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article deals with cases of euphemization in an actual political discourse on the example of expressions, a «tyazhelyy vopros» ‘hard question’ and an «adekvatnyy (simmetrichnyy, zerkal’nyy, proportsional’nyy) otvet» ‘adequate (symmetrical, mirror, proportional) answer.’ The authors talk about the dominance of the parametric model of presenting reality, evaluate the nominations analyzed from the point of view of acquiring new meanings and their role in indirect communication. Corpus study allows them to identify the convergence of meanings and types of discourses. The perception of new euphemisms by naïve native speakers is also analyzed.
political discourse, euphemism, indirect communication, diplomatic terms, semantic derivation.
Еще со времен Л. Витгенштейна известно: мир есть то, что о нем говорят. А образ современного мира создают, прежде всего, массмедиа, и медиакартина часто отличается как от реальности, так и от персональных «картин мира» обывателей и субъектов публичного политического дискурса, опять же ретранслируемого СМИ [5]. Обнаружить рождающиеся при этом новые смыслы помогают разного рода корпуса и проводимые на их базе исследования. Корпусный метод позволяет воссоздать картину современного мира в модном сегодня трехмерном формате, в нашем случае — в формате 3К. Корпусный подход обеспечивает практически полный охват текстового материала и возможность сплошной и статистически значимой выборки тех или иных речевых явлений. Контент-анализ позволяет выявить значимые статистические закономерности в использовании ключевых слов и выражений. На них и базируется анализ когнитивный, восстанавливающий объем и структуру стоящих за часто встречающимися словами понятий и объединяющих их понятийно-смысловых полей. Это позволяет одновременно набросать портрет говорящего общества. Например, Т. В. Шмелева предлагает [7] переходить «от персоны к типажу, а затем к более широким общностям людей — вплоть до региона и страны, с одной стороны, и, с другой, к текстовым реальностям как продуктам речевой деятельности людей (выделено авторами. — Л.С., О.С.)», а также исследовать и описывать словесные объекты. Как представляется, при этом решается двуединая задача — осознания, что стоит за выделенными словами и выражениями, определения объема и структуры соответствующих им понятий, а вместе с тем и формулировки заключений в отношении тех, кто их использует, по принципу «скажи мне что-то, и я скажу, кто ты». Так, проведенные на материале современных СМИ корпусные исследования слов-концептов ценности, мораль / аморальность, нравственность / безнравственность позволили не только описать и структурировать связанные с ними смыслы и понятийные поля, но и сделать выводы в отношении принятых в России ценностных ориентиров [6]. Стоит обратить внимание и на взаимосвязь количественных и качественных методов анализа. Обычно, справедливо замечает А. А. Мендыгалиева, «из базы, полученной посредством количественного анализа, извлекается лишь ядро, вокруг которого впоследствии строятся семантические поля, сети, иерархии смыслов и т.д.», что требует «привлечения дополнительных номинаций <...> путем опять же качественного анализа совокупного языкового материала» [3, с. 75]. Она предлагает, базируясь только на показаниях частотности, «воспринять весь анализируемый материал как одно большое высказывание», в котором набор выделенных элементов «представляет собой его макропропозицию, которую можно разложить на отдельные пропозиции» [3, с. 76], и дает интересный пример реконструкции системы языковых образов, напрямую отражающих картину мира, с помощью методики ступенчатого анализа частоты употребления корней в речи современных российских «обывателей» [3, с. 76–79]. Похожие результаты можно получить и при опоре на частотные семантико-синтаксические связи в микроконтекстах, содержащих исследуемые корпусным методом слова-концепты. Задачей предпринятого нами исследования было показать, как корпусный метод исследования медиаконтента дает ключ к поиску ответов на вопросы, которые ставит перед обществом современный биполярный и полисубъектный мир.
1. Bazzhina T.V., Basalaeva P.V., Severskaya O.I. Evfemizmy v publichnom diskurse i v vospriyatii naivnykh nositeley yazyka // Kommunikativnye issledovaniya. 2015. № 2. S. 33-46.
2. Voznesenskaya M.M., Severskaya O.I. Adekvatnaya vmenyaemost’: o yazykovoy mode na normal’nost’ // Khvala i khula v yazyke i kommunikatsii: sb. statey / sost. i otv. red. L.L. Fedorova. M.: RGGU, 2015. S. 197-217.
3. Mendygalieva A.A. Primenenie metoda kolichestvennogo analiza pri yazykovom portretirovanii. Vestnik YuUrGU. 2010. № 21. S. 75-79.
4. Saakyan L.N., Severskaya O.I. Sposoby formirovaniya smyslovykh dominant v sovremennom informatsionnom veshchanii (evfemizatsiya, disfemizatsiya, smyslovoe srashchenie) // Russkiy yazyk za rubezhom. 2017. № 6. S. 86-91.
5. Saakyan L.N. Novye media: yazyk SMI i sotsial’nykh setey // Russkiy yazyk za rubezhom. 2016. № 4. S. 93-100.
6. Severskaya O.I. Sistema tsennostey v zerkale russkoy pressy 2000-kh // Zhurnalistskiy ezhegodnik. 2014. № 3. S. 24-26.
7. Shmeleva T.V. Portretirovanie kak issledovatel’skaya strategiya // Novgorodskie media: stilisticheskiy portret (sb. materialov). Novgorod Velikiy: izd-vo NovGU, 2010. URL: http://www.novsu.ru/npe/files/um/1588617/portrait/Data/portretirovanie.html (data obrashcheniya: 05.09.2018).
8. Natsional’nyy korpus russkogo yazyka (NKRYa) [Elektronnyy resurs]. URL: www.ruscorpora.ru (data obrashcheniya: 05.09.2018).
9. Gazeta Wyborcza [Elektronnyy resurs]. URL: www.wyborcza.pl (data obrashcheniya: 05.09.2018).
10. Linguee [Elektronnyy resurs]. URL: www.linguee.com (data obrashcheniya: 05.09.2018).
11. Slovari.ru [Elektronnyy resurs]. URL: www.slovari.ru (data obrashcheniya: 05.09.2018).