student
Stavropol, Russian Federation
employee
Stavropol, Russian Federation
The article reveals the feasibility of using the principles of determinism, system, development in scientific studies of socio-cultural activities. It is shown that the use of these methodological principles allows to improve the quality of research in the field of socio-cultural activities, to make their results reliable, reasonable, and the research itself is practice-oriented.
methodological principles, research principles, determinism, systematic, development, research, socio-cultural activities
Социально-культурная деятельность начала ХХI в. характеризуется развитием и преобразованием своей структуры. Основной тенденцией этого преобразования явилось освобождение от поверхностно-назидательной просветительной деятельности и переход на гуманистическое общечеловеческое содержание. Главным сегодня в социально-культурной деятельности становится индивидуальное своеобразие, национальная самобытность, авторское начало. Очевидно, что в рамках глобализации и слияния миров воедино социально-культурная деятельность становится на защиту культурного разнообразия, которое и характеризует данную сферу. Как и в любой другой научной сфере, базис социально-культурной деятельности составляет научное познание и научное исследование, которые также преобразуются, обретая новые формы и компоненты.
Основными компонентами научного исследования социально-культурной деятельности являются объект и субъект исследования, цели и задачи, методы и принципы исследования. Современные ученые иногда демонстрируют наметившуюся тенденцию недооценивать этап определения принципов исследования. На наш взгляд, это неправильная позиция, так как принципы исследования служат вектором его направления, а значит, их выбор напрямую влияет на результат исследования. Рассуждая о роли принципов в контексте научного исследования, В.М. Демин отметил, что «принцип – это не просто знание, а знание действенное, направляющее осмысление и преобразование действительности. Действие принципов никоим образом не ограничивается сферой идеального. В этом смысле теоретические принципы, корректируя научный поиск, направляют его на познание объективных закономерностей, обеспечивают установление и подбор фактов, приводят к выводу о необходимости проведения опытов и экспериментов, диктуют их цель и определение. Тем самым научные принципы выступают в качестве руководящей нити практической деятельности» [3, с.25-26].
Современная гуманитарная наука, в число которой входят такие дисциплины, как философия, психология, педагогика, социология, – выделяет три важнейших методологических принципа, обеспечивающих получение значимых результатов. К ним относятся принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития.
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, обусловливает все явления действием тех или иных причин, т.е. это принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности. Детерминизм проходил определенные стадии эволюции в научном познании, каждый раз подстраиваясь под среду и общественную мысль. Например, принципиальным недостатком господствующего в XVII в. классического детерминизма, основные положения которого разработал математик Пьер-Симон Лаплас, явилось то обстоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредственно действующей причинностью, трактуемой чисто механистически. По мере развития научной мысли принцип детерминизма стал приобретать иные формы, вбирая в себя явления, которые ранее не были рассмотрены или игнорировались.
На современном этапе понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых не имеют выраженных причинных отношений, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим.
В контексте социально-культурной деятельности принцип детерминизма объединяет в себе научные дисциплины, которые характеризуют отношения в обществе и отношение общества к культуре. П.И. Балабанов и О.В. Коханова, анализируя составные элементы социокультурного детерминизма, приходят к выводу о том, что данный вид детерминизма включает в себя все виды общественного детерминизма: географический, демографический, социально-экономический, технологический, – а те в свою очередь «определенным образом сказываются на конкретном облике культур по странам и регионам» [2, c. 93].
Важность принципа детерминизма в научных исследованиях социально-культурной сферы обусловлена тем, что учет детерминирующих факторов общественного и культурного развития позволяет прогнозировать будущее состояние социума в некоторых наиболее общих чертах [4]. Данные прогнозы позволяют исследователям и практикам социально-культурной сферы повышать качество исследований. Соответственно, научные исследования, следующие принципу детерминизма, имеют развернутое понимание социально-культурной проблемы, а результаты такого научного исследования будут иметь наиболее точный и выраженный практико-ориентированный характер.
В качестве одного из важнейших принципов научного исследования исследователи также выделяют принцип системности. Принцип системности требует трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы: природной, социальной, психической. Принцип системности предполагает всестороннее изучение объекта как продукта внутренних и внешних взаимодействий. Особенностью данного принципа является то, что он выполняет функцию философского методологического ядра по отношению к современным системным исследованиям, помогает выразить их методологическое значение в научном познании [5].
Принцип системности использовался издревле. Еще древнегреческие философы выдвинули онтологическое истолкование системы как целостности и упорядоченности бытия и его многообразных структурных элементов. Далее исследователи эпох Нового времени и Просвещения углубили представления и понятия о системности развития мира. Науку перестали рассматривать вне системного познания природы, общества и человека. Как и принцип детерминизма, принцип системности универсален для всех наук и видов научного познания и исследования. Что же касается социально-культурной деятельности, то тут становится очевидным, что данная сфера не может существовать без данного принципа, так как он стоит в основе создания и развития данного направления научного познания и деятельности.
Принцип системности в научном исследовании социально-культурной деятельности имеет широкую познавательную реальность, которая позволяет построить принципиально новую схему объяснения социально-культурной проблемы. В основе этой схемы лежит поиск механизмов целостности объекта и выявление более полной типологии его связей. Кроме того, принцип системности напоминает исследователю о существовании нескольких сторон объекта исследования.
В результате применения принципа системности в своем научном исследовании ученый логично переходит к принципу детерминизма, который рассматривает внесистемные связи объекта. Однако описанные выше принципы, рассматривая объект в ретроспективе, не покрывают перспективную сторону исследования. На данном этапе исследователю целесообразно обратиться к принципу развития.
Принцип развития предполагает признание непрерывного изменения, преобразования и развития предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. Принцип развития, как и принцип системности, применялся научными и философскими мыслителями еще с античных времен.
Применение принципа развития в научном исследовании социально-культурной деятельности, на наш взгляд, заключается в признании того, что научное исследование обязано учитывать изменчивую специфическую среду социально-культурной деятельности. Этому способствует ряд причин: объект исследования, будучи исследуемым, уже был подвергнут внутренним или внешним изменениям и преобразованиям; объект исследования может меняться непосредственно в процессе его исследования; объект исследования необязательно должен преобразовываться в направлении сугубо положительного изменения; субъект исследования также может быть подвергнут изменениям в ходе реализации исследования; среда, в которой существуют объект и субъект исследования также является изменчивой, что естественно для социально-культурной деятельности. Таким образом, исследование и его результаты должны соответствовать принципу развития, который определяет то, как будет выглядеть объект после данного исследования.
При выборе принципов исследования социально-культурной деятельности следует помнить, что целью научного исследования является получение нового научного знания, которое должно соотноситься с объективной реальностью (принцип детерминизма), с элементами данной системы научного знания (принцип системности), с изменяющейся средой, в которой существует объект и субъект научного исследования (принцип развития). Безусловно, выбор принципов научного исследования не ограничивается вышеперечисленными принципами детерминизма, системности и развития. Но игнорирование данных принципов будет иметь негативные последствия как на этапе постановки социально-культурной проблемы, так и на этапе анализа результатов исследования и деятельности. Исследователю социально-культурной сферы важно максимально точно определить принципы своей деятельности, так как от них зависит результат как самого научного исследования, так и результат осуществления социально-культурной деятельности.
1. Babayan A.V. Razrabotka i vnedrenie pedagogicheskih tehnologiy kak aktual'naya problema pedagogicheskoy nauki // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. - 2009. - №5. - S. 92-93.
2. Balabanov P.I., Kohanova O.V. Sociokul'turnyy determinizm v poznanii // Vestnik KemGUKI. - 2014. - №19. - S. 89-93.
3. Demin V.M. Principy materialisticheskoy dialektiki v nauchnom poznanii. - M.: Izd-vo Moskov. un-ta, 1979. - 184 s.
4. Derkach V.V. Princip istorizma v issledovanii sovremennogo obschestva / V.V. Derkach // Vestnik BashGU. - 2007. - T. 12 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-printsipa-determinizma-v-poznanii-sovremennyh-sotsialnyh-protsessov
5. Sadovskiy V.N. Princip sistemnosti, sistemnyy podhod i obschaya teoriya sistem / V kn.: «Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik 1978». - M., 1978.
6. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar' / red. L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. - M.: SB, 1983. - 840 s.