PROBLEMS OF DESTRUCTIVE RELATIONS IN OFICIAL COLLECTIVES OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Considering the conditions and specifics of work, the constant tension of the labor process, service in the organs of internal affairs is undoubtedly one of the most difficult types of professional activity. Thus, according to the indicators of tension, it belongs to the 3rd class of complexity. Practically all areas of operational and service activity of the internal Affairs bodies imply collective work, with a large number of employees United by the solution of complex state tasks on protection of life, health, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons, for combating crime, protection of public order, property and for ensuring public safety. In such a situation, special attention should be paid to the moral and psychological climate, which is formed in one or another staff of the internal Affairs bodies as a result of constant interaction both in office and outside it. In modern conditions of constant reforming, optimization of structure and regular number of the Ministry of internal Affairs among employees of law-enforcement bodies various negative interrelations which in General can be characterized as destructive are shown. The need to strengthen the discipline among the employees of the internal Affairs bodies by constantly monitoring the socio-psychological climate in the team and the formation of optimal relationships in the service teams is one of the most important psychological and pedagogical tasks of the entire management of the Ministry of internal Affairs at all levels.

Keywords:
destructive relations, organs of internal affairs, service discipline, moral and psychological climate, operational and service activity.
Text

Введение. Социальная напряженность в обществе самым негативным образом проявляется в подразделениях ОВД, обостряя социально-политическую обстановку в служебных коллективах, провоцируя развитие деструктивных взаимоотношений как по вертикали, так и по горизонтали. В этой связи изучение деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах органов внутренних дел является одной из актуальных тем современной социально-психологической науки и практики. Кроме того, актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью постоянного изучения и получения дополнительных научных знаний о причинах и условиях возникновения и распространения деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах, практического применения различных видов социально-психологической помощи, выработки практических рекомендаций и предложений по преодолению подобных взаимоотношений среди сотрудников органов внутренних дел.

Цель статьи: провести анализ результатов опроса руководителей ОВД с целью изучения деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах органов внутренних дел.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

- выявить основные факторы и причины, влияющие на возникновение деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах органов внутренних дел, разработать социально-психологическую модель их возникновения и развития;

- выявить степень распространенности и формы проявлений деструктивных взаимоотношений в подразделениях МВД России.

Изложение основного материала статьи. Деструктивным поведением (от лат. destructio - разрушение, нарушение привычной структуры чего-либо) является поведение, разрушительное по своей природе, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и приводящее к нарушению качества жизни снижению критичности по отношению к своему поведению, искажениям восприятия, эмоциональным нарушениям. Основными формами изменений можно назвать деструктивные изменения характера, патологическую деформацию личностных потребностей и мотивов, формирование неадекватной самооценки.[1, с. 134-135] В психологическую науку понятие «деструктивность» вводит З. Фрейд. Деструктивность, с точки зрения Фрейда, представляет собой инстинктивное образование, выражающее стремление к уничтожению и разрушению [4, c. 11].

Профессиональная деятельность сотрудников полиции приводит к истощению психологических ресурсов внутреннего мира личности, нервно-психической напряженности и, как следствие, отклонениям в эмоциональной, мотивационной и когнитивной сфере личности. При этом формируется отклоняющееся поведение, проявляющееся как в виде единичных, ситуативных реакций, так и целостных стратегий поведения и жизненного стиля конкретного человека или социальной группы. Основными  признаками такого поведения выступает ориентация на удовлетворение собственных потребностей в противовес потребностям общественным.

Деструктивные взаимоотношения в служебных коллективах органов внутренних дел могут проявляются в скрытом от внешнего наблюдения психологическом и физическом насилии, вполне способны стать причиной увольнения сотрудников, подвергшихся деструктивному воздействию, а также к иным негативным последствиям, могут рассматриваться как следствие недостаточной организационно-управленческой работы руководителей.

Для исследования деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах ОВД нами была разработана анкета, с помощью которой и проводился анализ. Эмпирические данные получены на выборке сотрудников слушателей 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академии управления МВД России, которые имеют достаточный опыт управленческой деятельности служебными коллективами территориальных органов МВД России в различных регионах Российской Федерации. В анкетировании приняло участие 30 респондентов. В число опрошенных вошли руководители подразделений оперативного блока (уголовный розыск, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, по противодействию экстремизму, по контролю за оборотом наркотиков, начальники и заместители начальников полиции по оперативной работе на районном уровне), подразделений охраны общественного порядка (служба участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, патрульно-постовых подразделений и другие), следственных подразделений и дознания. Кратко проанализируем полученные результаты.

Итак, возрастная категория респондентов представлена слушателями от 26 до 35 лет (45%) и от 36-до 45 лет (52%), подавляющее большинство из которых имеет стаж службы в органах внутренних дел от 15 до 20 лет (61%).

При этом сведения о стаже службы в должности руководителя выглядят следующим образом: от 1 года до 3 лет (29%), от 3 до 5 лет (29%), от 5 до 10 лет (26%) свыше 10 лет (16%). Чуть больше половины опрошенных имеют ведомственное образование, полученное в высших учебных заведениях системы МВД России (52%), 29% опрошенных за период прохождения службы, в том числе в должности руководителя, проходили курсы повышения квалификации.

Что касается непосредственно проблематики деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах органов внутренних дел, то по результатам анкетирования, ситуация складывается следующим образом.

42% опрошенных сообщили, что им приходилось сталкиваться с проявлениями деструктивных взаимоотношений в коллективе; иногда имели дело с этим 32% респондентов. Безусловно, это очень большой процент, однако такие данные не могут быть поводом для самоуспокоения, так как16% сталкивались с этим часто, а 7% вовсе считают, что подобные негативные проявления - это обычное явление в коллективе.

Полученные данные подтверждают актуальность темы исследования и необходимость дополнительного, более углубленного изучения и получения научных знаний о причинах и условиях возникновения и распространения деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах, практического применения различных видов социально-психологической помощи, выработки практических рекомендаций и предложений по преодолению подобных взаимоотношений среди сотрудников органов внутренних дел.

Из предложенных вариантов, ответов о причинах деструктивных взаимоотношений в коллективе, большинство опрошенных указали на большие нагрузки и напряженные условия труда (29%), четверть респондентов считают, что причиной этому служит самоустранение руководителя от процесса преодоления и урегулирования деструктивных взаимоотношений. Кроме того, причинами возникновения деструкции служебных взаимоотношений являются семейные и бытовые проблемы у сотрудников (14%) и наличие у сотрудников негативных черт характера, таких как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность и другие (7%).

Важно отметить, что несправедливая оценка руководителем деятельности подчиненных, в том числе система поощрения и наказания, а также несоответствие поведения отдельно взятого сотрудника нормам и ценностям коллектива, по мнению опрошенных, также являются причинами деструктивных взаимоотношений в коллективе (11% и 14% соответственно).

В ходе анкетирования слушателям также было предложено с позиции руководителя проранжировать индивидуально-психологические (таблица 1), социально-психологические (таблица 2) и организационно-психологические (таблица 3)  факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения сотрудников в коллективе, по степени важности.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что такие факторы как личная ответственность за результаты работы, дисциплинированность и профессиональная компетентность являются наиболее значимыми в процессе возникновения деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах органов внутренних дел. При этом, указанные факторы, при их положительном развитии и укреплении, могут стать основой предупреждения, преодоления и урегулирования подобных явлений как руководителем, так и сотрудниками подразделений.

Примечательно, что из ряда предложенных социально-психологических факторов, влияющих на взаимоотношения сотрудников в служебном коллективе, большинство респондентов указывает на социально-психологический климат, личный пример руководителя подразделения, его компетентность и уровень доверия к нему.

Данные показатели свидетельствуют о том, что главная роль в преодолении и урегулировании деструктивных проявлении в процессе служебного взаимодействия, создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата, принадлежит именно руководителю.

Определенный интерес вызвали результаты анкетирования по вопросам, которые связаныс организационно-психологическими факторами. По мнению большинства слушателей, принявших участие в исследовании, такие факторы как «общественное мнение, отзывы граждан» и «внешний вид сотрудника, форменное обмундирование», не оказывают влияния на взаимоотношения сотрудников в процессе оперативно-служебной деятельности.

В то же время, на первые позиции в ходе ранжирования на первые позиции по степени важности были вынесены такие факторы как: удовлетворенность фактом работы в данной организации, справедливая оценка усердного и добросовестного труда, стабильная и гарантированная работа, соответствие личных ценностей задачам полиции, возможностями профессионального развития, карьерного роста, сформировавшиеся в подразделении нормы и ценности.

В последующих вопросах нами была сделана попытка установить формы проявлений деструктивных взаимоотношений в системе МВД России, а также определить методы и субъекты ихурегулирования и преодоления.

В результате анализа полученных данных установлено, что в большинстве случаев, опрашиваемые сталкивались с такими деструктивными проявлениями как: создание мелких «группировок» в коллективе (27%), отдаление одного или группы сотрудников от коллектива (17%), конфликты (17%) и нарушения служебной дисциплины и законности (17%). 3% указали, что явное неприятие норм организационной культуры подразделения, также является формой проявления деструкции.

Таким образом, наибольшую значимость имеет выявление тех организационных условий, которые являются основанием для выбора работником определенного типа поведения. Исходя из этого можно осуществить мероприятия по снижению распространения деструктивного трудового поведения в организациях.

Приведем несколько примеров таких мероприятий:

 — особое внимание необходимо обращать на подбор персонала, а также использование различных способов тестирования с целью выявления ценностных ориентаций будущих работников, оказывающих непосредственное влияние на выбор характера трудового поведения;

— необходимо регулярно проводить оценку деятельности работника при помощи различного инструментария, когда он уже принят на работу. Это позволит эффективно выявлять случаи деструктивного трудового поведения;

— обеспечивать эффективный контроль за соблюдением должностных инструкций, обязанностей, норм корпоративной этики. [1]

 Из предложенных методов урегулирования и преодоления деструктивных взаимоотношений в коллективе, респонденты выбрали следующие варианты: жесткий контроль за исполнительской дисциплиной (20%); качественный подбор личного состава (20%); поддержание благоприятного социально-психологического климата (14%); личное участие руководителя в жизни коллектива (17%). Небольшая часть сотрудников указала такие методы как: формирование единых норм и ценностей (7%); индивидуальные беседы (7%); формирование профессиональной мотивации (7%); формирование активного ядра коллектива (5%); учет индивидуальных особенностей при формировании групп для совместной работы (3%)

При этом участники анкетирования считают, что деструктивные взаимоотношения в коллективе должны разрешаться непосредственным руководителем (20%); руководителями среднего звена (начальники отделов, отделений, старшие групп) (20%); специалистами (психологами) (10%); сотрудниками между собой (10%). 40% респондентов указали, что данную проблему необходимо решать совместными усилиями.

Выводы. Деструктивные взаимоотношения в служебных коллективах - это отношения, не соответствующие моральным принципам общества и требованиям нормативных документов, регулирующих поведение членов группы. Они характеризуются неудовлетворенностью сотрудников качеством взаимоотношений, доминированием некоторых индивидов, проявляющемся в психологическом и физическом насилии, ведущем к физическим и/или нравственным страданиям одного или нескольких членов группы.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные подтвердили предположение о том, что причинами деструктивных взаимоотношений в служебных коллективах МВД России, по мнению руководителей, являются большие нагрузки и напряженные условия труда (29%), самоустранение руководителя от процесса преодоления и урегулирования деструктивных взаимоотношений (24%), семейные и бытовые проблемы у сотрудников (14%) и наличие у сотрудников негативных черт характера, таких как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность и другие (7%). Из предложенных методов урегулирования и преодоления деструктивных взаимоотношений в коллективе, респонденты выбрали следующие варианты: жесткий контроль за исполнительской дисциплиной (20%); качественный подбор личного состава (20%); поддержание благоприятного социально-психологического климата (14%); личное участие руководителя в жизни коллектива (17%).

Резюмируя, отметим, что исследование деструктивных взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов, несмотря на достигнутые результаты, не теряет своей актуальности ни в научном, ни в прикладном смыслах. Несомненно, преодоление и урегулирование данного феномена в полицейских и иных подразделениях системы МВД России является важнейшим направлением управленческой деятельности руководителей территориальных органов МВД России на всех уровнях, так как вовремя не выявленные признаки деструктивных взаимоотношений, особенно на ранних стадиях, неизбежно повлекут за собой их развитие в будущем.

References

1. Agafonova M.S., Polyanskaya E.V.Management of conflicts in the organization // Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high technologies] N7-2-2014. pp. 134-135 (in Russia).

2. Narozhnaya D.A. Forms of destructive labor behavior of workers // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology] No1. - 2015 (in Russia).

3. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O policii» // Elektronnyy resurs. - URL:http://www.consultant.ru [Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ “On the Police” // [Electronic resource]. - URL: http: //www.consultant.ru/.]

4. Freyd Z. Psychoanalysis. Religion. Culture: Sat. tr. M.: Renaissance Publ., 1992. 296 p.


Login or Create
* Forgot password?