PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH RISK OF COMPUTER GAMING ADDICTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The subject of the article be connected to the computer addiction of younger students. This is a big problem these days. Gaming computer addiction is defined as addiction to computer games. Children with low self-esteem, insecure, withdrawn, experiencing difficulties in communication, rejected or outcasts are often influenced by the computer. Excessive gambling can affect children of primary school age, as their mental and personal qualities are in the process of formation.

Keywords:
computer addiction, addiction, gaming computer addiction, Junior high school student, psychological characteristics, risk of computer addiction, coping strategies.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уже давно компьютеры перестали выполнять работу, связанную только со сбором и переработкой информации.  Они стали повседневной частью жизни практически каждого человека, поскольку выполняют функции помощника в общении и поиске информации, являются инструментом самореализации и заработка, отдельным видом развлечения, способом ухода от реалий жизни, инструментом доступа к образовательным ресурсам [1].

Одним из видов развлечений, который предлагает компьютер, является игра. И мы можем наблюдать, что сейчас компьютерные игры становятся доступными для разных слоев населения, и в них вовлекаются различные по возрастному признаку лица по материальному обеспечению, по кругу общения, по этнической принадлежности и т.д.

Особенно актуальна, в последние годы, стала проблема компьютерной зависимости среди несовершеннолетних детей.

Как правило, ребенок, который длительное время взаимодействует с компьютером, играет в игры, предпочитает его живому общению с детьми и всё чаще стремится погрузиться в виртуальный мир. Что может послужить толчком к развитию подобной тяги к компьютеру?

Часто, по словам Богдановой О.Н., такому влиянию поддаются дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, замкнутые, испытывающие трудности в коммуникации, отверженные или изгои. А компьютерные игры помогают им бороться со своими комплексами и страхами, проявить мужественность, смелость, доказать всем, что они лучшие и заслуживают уважения [3].

Мы считаем, что особенно сильно чрезмерное увлечение игрой может повлиять на детей младшего школьного возраста, поскольку их психические и личностные качества находятся в стадии формирования. Следовательно, неизвестно какие последствия может оказать игра на личность ребенка.

В связи с этим необходимо выявлять психологические особенности  детей младшего школьного возраста с риском возникновения игровой компьютерной зависимости и искать пути их преодоления. Все это и определяет актуальность нашего исследования.

Методы исследования, которые мы использовали:

1.    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.    Констатирующий эксперимент с применением методик:

•      «Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми» (А.В. Гришина на базе методики К. Янг);

•      Тест Т. Такера на выявление игровой зависимости (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.);

•      Тест С. Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной);

•      Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

•      Тест Р. Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М. Александровской;

•      Опросник копинг-стратегий школьного возраста, разработанный И.М. Никольской и Р.М. Грановской.

3.    Методы количественной и качественной обработки данных: методы первичной статистики, методы вторичной математической статистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот [6]. В их работе дано определение аддитивного поведения, выделены типы компьютерной зависимости и др. М.С. Иванов  рассмотрел игровую  компьютерную зависимость,  как разновидность аддитивного поведения, дал её определение, разделил компьютерные игры на два класса и описал их специфические черты, описал динамику развития компьютерной зависимости [2]. С.В. Краснова описала процесс формирования компьютерной зависимости, природу формирования стремления к играм, так ею описаны причины ухода ребенка в виртуальную реальность [4]. На основе исследования С.В. Книжникова, Ю.В. Серой нами были выделены группы рисков, которые определяют компьютерную зависимость у детей [5].

1. Проведенный анализ психологических особенностей младших школьников с риском возникновения игровой компьютерной зависимости, который показал, что дети обладают достаточно высоким уровнем интеллекта, средним уровнем фрустрированности и социальной адаптации.

При этом различий по указанным характеристикам по сравнению с группой детей, не склонных к игровой компьютерной зависимости не выявлено.

Также не выявлено различий в уровне осведомленности по проблеме игровой компьютерной зависимости родителей детей обеих групп.

2. Были выявлены различия в личностных чертах младших школьников с риском возникновения игровой компьютерной зависимости и не имеющих такой склонности.

Так, у детей, склонных к игровой компьютерной зависимости, преобладают черты независимости, стремления к доминированию и осторожности. Возможно, дети, стремящиеся  к превосходству, со стремлением действовать наверняка и избежать рисков реального мира получают такую возможность (доминировать и прятаться) в виртуальном мире компьютерных игр.

Склонные к игровой компьютерной зависимости дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, решительностью, легко выходят из душевного равновесия и обладают повышенной нервной напряженностью.

Социальная адаптация у детей из группы с риском возникновения игровой компьютерной зависимости связана с такими личностными чертами, как экстраверсия, эмоциональная невозмутимость, решительность и самоконтроль, а низкий уровень социальной адаптации с такими личностными чертами как интроверсия, эмоциональная возбудимость, нерешительность, робость, слабый самоконтроль и низкий уровень ответственности.

Помощь в социальной адаптации детям с риском возникновения игровой компьютерной зависимости может заключаться в развитии личностных качеств положительно на нее влияющих, таких как решительность, самоконтроль, благоразумие, сдержанность, ответственность, уверенность в себе и др.

4. Детьми, с риском игровой компьютерной зависимости, предпочитаются и применяются копинг-стратегии, отличные от копинг-стратегий детей, не склонных к данной зависимости.

Дети с риском игровой компьютерной зависимости чаще применяют «потребностные» копинг-стратегии («ем, пью», «стараюсь расслабиться»); «аффективное отреагирование с агрессией» (на других «бью, ломаю, швыряю» и на себя  «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев»).

Дети, не склонные к игровой компьютерной зависимости, предпочитают комплекс копинг-стратегий «Физические нагрузки, требующие расслабления сил или восстановление» («Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю»), «потребностные» копинг-стратегии («сплю», «стараюсь оставаться спокойным») и единичные  копинг-стратегии «стараюсь забыть» и «говорю с кем-нибудь»

Предпочитаемые копинг-стратегии детьми с риском возникновения игровой компьютерной зависимости говорят о  их низкой самоэффективности.

Таким образом, одна из задач коррекционной работы может быть связана с изменением и расширением копинг-репертуара обследуемых детей.

 

References

1. Egorov A.Yu. Nehimicheskie zavisimosti / A.Yu. Egorov. - M.: Rech'. 2007. - 190 s.

2. Ivanov M.S. Psihologicheskie aspekty negativnogo vliyaniya igrovoy komp'yuternoy zavisimosti na lichnost' cheloveka // Psihologiya zavisimosti: Hrest. Mn., 2004. - S. 223-230.

3. Igra i igrushki v istorii i kul'ture, razvitii i obrazovanii: materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii 1-2 aprelya 2014 goda. - Praga : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014 - 184 s.

4. Kak spravit'sya s komp'yuternoy zavisimost'yu / S.V. Krasnova, N.R. Kazaryan, V.S. Tundaleva, E.V. Bykovskaya, O E. Chapova, M.O. Nosatova. - M.: Eskimo, 2008 - 149 s.

5. Knizhnikova S.V., Seraya Yu.V. Komp'yuternye igry kak faktor formirovaniya agressivnyh i autoagressivnyh ustanovok lichnosti podrostka / S.V. Knizhnikova, Yu.V. Seraya // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 24. - S. 82-87. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56418.htm (data obrascheniya: 15.05.2017).

6. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya i profilaktika: Monografiya / L. N. Yur'eva, T. Yu. Bol'bot.- Dnepropetrovsk: Porogi, 2006. - 196 s.

Login or Create
* Forgot password?