Moscow, Russian Federation
The article deals with the issue of implementing information and communication technologies into the educational space of modern Russian society. Special focus is laid on the feasibility of using digital and electronic educational resources in educational process under the Federal State Educational Standards
information and communication technologies, educational environment, modernization of education, FSESs, UNESCO
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [2] и Закон об образовании в Российской Федерации [1] формируют новые приоритетные задачи: качество, общедоступность и эффективность образования, направленные на его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития. Модернизация в XXI в. базируется главным образом на развитии человеческого потенциала, основа которого – образование, образовательная политика и профильное законодательство, поскольку вложение средств в науку и образование является стратегически важной долгосрочной экономической инвестицией в человеческий капитал [7].
В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы с когнитивной на личностно-ориентированную. Предлагаются иное содержание, иные подходы к образованию, иные отношения, иной педагогический менталитет. Это во многом связано с тем, что конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Мы живем в эпоху постоянной электронной коммуникации, где окружающий мир наводнен информацией самого разного качества; и происходящие стремительные изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения инновационных педагогических технологий, способствующие гармоничному развитию личности. Меняющееся образовательное пространство в условиях информационного общества [10] также требует нормативно-правового обеспечения, направленного на защиту и охрану авторских прав, обеспечение условий доступа к информации, информационной безопасности, доступности и качества электронных ресурсов и услуг [11].
Задача построения многоуровневой системы культурно-образовательного пространства поставлена также в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [3] и в Стратегии развития информационного общества в России Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4], и в Государственной программе развития культуры до 2020 г. [5]. В апреле 2014 г. Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [6], в которой важное значение уделено развитию сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий как в сфере образования, так и в культуре.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты потребовали обновления как учебных программ, так и средств и технологий обучения. Научить учиться, воспитать потребность к самообразованию на протяжении всей жизни, а также грамотно ориентироваться в информационном потоке – такие задачи, в первую очередь, ставят перед системой образования новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это – задача трансформировать традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс непрерывного развития личности обучающегося, сформировать потребность обновлять свои знания на протяжении всей жизни, стремление к полноценной самоакцентуализации. Этот подход отражен в документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке в ноябре 2003 г. в Будапеште: «Общество, основанное на знаниях, – это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни» (The knowledge – based society, Budapest. 08 – 10.11.2003) [8].
Основным приоритетом обновления системы образования на сегодняшний момент является формирование специалиста высокого уровня с творческим и адаптационным стилем работы; эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей эти профессиональные знания с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием. В то же время, владение современными прогрессивными технологиями и методиками рассматривается как одно из необходимых условий профессиональной компетентности как руководителей образовательных учреждений, так и преподавательского состава.
Термин «образовательное пространство», с одной стороны, рассматривается как понятие, условно обозначающий регион Российской Федерации, в котором отсутствует децентрализация в образовании и достигнут единый декларируемый уровень ФГОС; с другой стороны – это совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [9].
Информационно-коммуникационные технологии позволили (помимо значительного ускорения коммуникативных процессов) организовать процессы производства, хранения и распространения информации, а также обеспечить удаленный доступ к электронным ресурсам, что стало одной из качественно новых форм информационного взаимодействия во всех областях человеческой деятельности и, в первую очередь, науки, техники, образования и культуры [11].
Электронные формы учебников, цифровые и электронные образовательные ресурсы, электронные библиотеки, серии видеоуроков, виртуальные экскурсии, интерактивные задания и тесты, мультимедийные хрестоматии, расширение возможностей дистанционного обучения (облачные и сетевые ИКТ), – все эти формы использования ИКТ постепенно становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом важно отметить необходимость гармоничного и сбалансированного сочетания традиционных и инновационных методов обучения, применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
К сожалению, в настоящее время в области образования информационно-коммуникационные технологии применяются далеко не в полной мере. Это обусловлено тем, что в организации учебного процесса часто не до конца решены проблемы достаточной оснащенности кабинетов, наличия персональных компьютеров, проекторов, лицензионного программного обеспечения, повышения квалификации кадров в данной области и т.д. Это задачи, которые еще предстоит решить в будущем в организации цифровой образовательной среды как части инновационного образовательного пространства.
Для того чтобы сделать учебный процесс высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным требованиям, преподавателю совершенно не обязательно самому создавать компьютерные программы, можно пользоваться уже готовыми программными продуктами, шаблонами интерактивных тестов, программами для монтажа и обработки аудио- и видеоматериалов. В образовательном процессе в настоящее время наиболее освоенными и популярными компьютерными программами являются программы для создания мультимедийных презентаций, которые открывают значительные возможности для творческого подхода к подаче изучаемого материала.
ЦОР эффективно применяются на занятиях по самоподготовке, в дистанционных формах обучения. Видеоуроки, подготовка презентаций по теме, интерактивные тренажеры, – такого рода задания ориентированы на все типы восприятия – аудиалов, визуалов и кинестетиков.
В подготовке к занятиям ЦОРы можно достаточно эффективно использовать для создания интерактивных тестовых заданий для мониторинга качества знаний обучающихся.
Использование интерактивных тренажеров делает образовательный процесс более увлекательным и наглядным. В тесте могут быть использованы как аудио-, так и видеофрагменты. Подсчет правильных ответов происходит автоматически, что облегчает оценку результатов и исключает субъективность оценки. Использование в процессе обучения развивающих интерактивных игр и тестов-тренажеров значительно повышает внимание и интерес к учебному материалу; активизируется восприятие информации и усвоение знаний. В процессе создания интерактивных цифровых ресурсов также можно использовать готовые шаблоны, широко представленные в методической литературе.
ЦОР эффективно используются и в проектной деятельности обучающихся, как в работах исследовательского характера, так и в совместных проектах создания электронных образовательных ресурсов. Ведь коллективное творчество, умение работать в команде, сообща решать проблемы и приходить к общему мнению – одна из важных компетенций, которая должна быть сформирована в процессе обучения.
Проникновение информационно-коммуникационных технологий не только в образовательное пространство, но и во все сферы общественной жизни создает уникальные предпосылки и для развития гражданского общества, поскольку обеспечивает оперативный и свободный доступ к информации посредством сети Интернет. Информационное общество формирует информационную культуру, носителем которой является личность. Формирование такой культуры начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
1. «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami): Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 03.08.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda»: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/
3. «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya otrasli informacionnyh tehnologiy v Rossiyskoy Federacii na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda»: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.11.2013 N 2036-r (red. ot 18.10.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/
4. «O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017-2030 gody»: Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203 // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
5. «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 2013-2020 gody»: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 N 2567-r SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140136/
6. «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Informacionnoe obschestvo (2011-2020 gody)»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 313 (red. ot 25.09.2018) // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/
7. Astaf'eva O.N. Strategicheskiy vektor i semanticheskie osnovaniya vklyucheniya Rossii v gumanitarnoe prostranstvo mezhcivilizacionnyh soyuzov: vzaimodeystvie v sfere obrazovaniya / O.N. Astaf'eva // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. - 2016. - №1 (45). - C. 65-80.
8. Buruhina L.V. Problema organizacii obrazovatel'nogo prostranstva v obschestve, osnovannom na znanii: social'no-filosofskiy analiz [Tekst]: dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk: 09.00.11 / Buruhina Larisa Vladimirovna [Mesto zaschity: Tver. gos. un-t]. - Tver', 2009. - 192 s.
9. Oleshkov M.Yu. Sovremennyy obrazovatel'nyy process: osnovnye ponyatiya i terminy / Oleshkov M.Yu., Uvarov V.M. - M.: Kompaniya Sputnik+. - 2006. - S. 32.
10. Shlykova O.V. Kul'turnaya politika v informacionnom obschestve: federal'nye zakony, regional'nye realii / O.V. Shlykova // Nauka. Kul'tura. Obschestvo. - 2015. - №2. - C. 147-157.
11. Shlykova O.V. Informacionnye resursy Rossii. Ch.1 Informacionnye resursy innovacionnogo razvitiya: dop. M-vom obrazovaniya i nauki RF v kachestve ucheb. posob./ A.B. Antopol'skiy, O.V. Shlykova. / O.V. Shlykova. - M.: IPKIR-MGUKI, 2006.
12. Shlykova O.V. Sociokul'turnaya sreda Internet: novye cennosti i kommunikativnye smysly / O.V. Shlykova // Observatoriya kul'tury. - 2015. - № 4. - S. 86-97.