THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE REGIONS OF THE WORLD ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
As a result of research of theoretical bases of development of integration processes in regions of world economy the purposes of integration of the States are defined, the factors underlying implementation of integration processes of the States are defined, set of principles of the international economic integration is defined.

Keywords:
theoretical foundations, development management, integration processes, world economy regions.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Процессы международной интеграции и мировой глобализации неизменно приводят к волнообразному развитию наднациональных формирований (объединений) по региональному признаку, среди которых выделяются:

Европейский союз (ЕС);

Евразийский экономический союз (ЕАЭС);

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement);

Общий рынок стран Южной Америки МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur);

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАФТА);

Центральноамериканский общий рынок (КАКМ); 

Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и др.

С точки зрения механизмов реализации процессов интеграции экономических отношений, на наднациональном уровне неизменно возникают вопросы о том:

– какова социально-экономическая эффективность наднациональных объединений на фоне национального уровня?

– каково влияние наднациональных формирований на социально-экономические процессы регионов и мировую экономику в целом?

– каковы краткосрочные и стратегические перспективы развития наднациональных социально-экономических объединений?

– в чем заключается и чем определяется потенциал экономического роста и развития рассматриваемых наднациональных формирований?

– какие препятствия стоят на пути реализации процессов экономического развития наднациональных формирований?

Изучение указанных вопросов на основе обобщения мирового опыта позволит определить пути эффективного развития ЕАЭС как наднационального формирования с участием Российской Федерации.

Развитие ЕАЭС направлено на достижение общего макроэкономического эффекта от интеграции стран-участниц, базирующегося на следующих составляющих [1].

Во-первых, это снижение цен на перемещаемые в рамках таможенного пространства ЕАЭС товары благодаря уменьшению издержек при перевозке сырья и готовой продукции.

Во-вторых, это обеспечение здоровой конкуренции в рамках ЕАЭС за счет развития общего рынка, способствующего по принципу сообщающихся сосудов выравниванию уровней социально-экономического развития стран-участниц.

В-третьих, вовлечение в ЕАЭС новых государств-членов увеличит конкуренции на общем рынке стран – участниц Таможенного союза, а, следовательно, будет стимулировать процессы социально-экономического развития в рассматриваемом наднациональном формировании.

В-четвертых, это увеличение благосостояния рыночных участников ЕАЭС благодаря уменьшению издержек времени и финансов при перемещении товаров в пределах общего рынка, стимулирующего рост оборачиваемости средств, производительности, доходности и прибыльности.

В-пятых, уменьшение цен на товары, благодаря снижению межстрановых барьеров, будет способствовать увеличению спроса на товары, а значит – наращиванию объемов производства.

В-шестых, снижение цен на товары, благодаря снижению межстрановых барьеров, будет способствовать развитию соответствующих сфер импортозамещающих и экспорто-ориентированных товарных производств, а значит, увеличению занятости населения и увеличению благосостояния народов стран ЕАЭС.

В-седьмых, это повышение, благодаря увеличению рыночного объема ЕАЭС, скорости окупаемости новых товаров, услуг и технологий их создания.

В-восьмых, это увеличение, благодаря созданию общего рынка ЕАЭС, объема ВВП стран-участниц на десятки процентов.

В то же время необходимо отметить, что формирование любого наднационального объединения неизменно сопряжено с компромиссами, в результате чего изначально планируемый социально-экономический эффект часто не достигается в полном объеме. 

Во многом это происходит из-за не проработанности технологий экономической интеграции на наднациональном уровне.

При исследовании теоретико-методологических основ интеграции экономических отношений на наднациональном уровне на первом этапе были рассмотрены теоретические основы развития интеграционных процессов в регионах мирового хозяйства.

В основу рассмотрения теоретических основ развития интеграционных процессов в регионах мирового хозяйства были положены результаты научных исследований, получивших отражение в трудах Авдокушина Е.Ф. [2], Авладеева А.А. [3], Балласы Б. [4], Винера Дж. [5], Ворониной Л.А., Горецкой О.Е. [6], Далимова Р.Т. [7], Джонсона Х. [8], Йовановича М. [9], Кругмана П.Р., Обстфельда М. [10], Лайпсей Р. [11], Ломакина В.К. [12], Махлупа  Ф. [13], Мейде Ж. [14], Нагиши Т. [15], Писаревой М.П. [16], Полякова В.В., Щенина Р.К. [17], Портера М. [18], Размана Р. [19], Рыбалкина В.Е. [20], Тинбергена Дж. [21], Товиаса А. [22], Щепотьева А.В. [23], Щербанина Ю.А., Рожкова К.Л., Рыбалкина В.Е., Фишера Г. [24], Фаминского И.П. [25], Эстрады Р. [26] и др.

Проведенные исследования показывали, что интеграция (от лат. integratio – «соединение») представляет собой процесс объединения частей (в данном случае государств) в целое – в более крупную, политически и экономически мощную структуру.

Целью интеграции государств является прогрессивная эволюция их отношений, приводящая к замещению традиционных автономных экономических механизмов государств более мощными и совершенными наднациональными, обеспечивающими созидательную трансформацию и рост возможностей объединения государств.

Реализация интеграционных процессов государств требует формирования надежного фундамента в виде организационно-экономических механизмов, подкрепленных необходимой нормативно-правовой базы, способной обеспечить разработку и реализацию эффективных решений, касающихся развития интеграционных образований.

В основе реализации интеграционных процессов государств лежат следующие факторы:

– единые геополитические и экономические интересы;

– сопряженность территорий;

– общность исторического, социального и культурного развития и т.д.

Таким образом, международная экономическая интеграция предполагает выход государств-участниц на качественно новый уровень деятельности, направленной на обеспечение интересов развития национальных экономик и повышение эффективности их функционирования.

Основным ожидаемым результатом интеграционных процессов является достижение синергетического эффекта в экономической, политической, социальной областях.

Проведенные исследования показали, что принципы международной экономической интеграции могут быть представлены следующей их совокупностью.

Во-первых, это принцип экономической целесообразности создания интегрированной структуры, означающий, что затраты на создание этих структур в конечном итоге будут меньше получаемого дополнительного эффекта. Этот принцип означает, что любые условия создания интеграционных образований, ухудшающие возможности развития национальной экономики, следует рассматривать как неприемлемые.

Во-вторых, это принцип научной обоснованности создания интегрированной структуры, означающий, что наряду с объективными «плюсами» развития систем международной экономической интеграции учтены и вероятные минусы (как явные, так и латентные), при этом выбран такой путь (вариант, сценарий) развития интеграционных образований, при котором соотношение получаемых «плюсов» к «минусам» будет максимально.

В-третьих, это принцип приоритета социально-экономической направленности деятельности создаваемой интегрированной структуры, означающий, что основные усилия по созданию интеграционного образования связаны с развитием экономик государств (регионов) участников, что, впрочем, совсем не означает отсутствие развития международных политических отношений, социальных и культурных связей.

В-четвертых, это принцип элиминирования экономически неоправданных посредников между странами-партнерами в результате создания интегрированной структуры, означающий, что при создании международных экономических интеграционных образований целесообразно если не исключить, то, во всяком случае, локализовать участие и влияние государств посредников, традиционно действующих в своих экономических и политических интересах, подчас в ущерб создаваемому международному экономическому объединению.

В-пятых, это принцип недопущения в рамках создаваемой интегрированной структурой достижения одним из участников монопольного положения на рынке, исключающей для остальных стран-участников образования конкурентную среду как основу экономического развития как на внешне государственном рынке в рамках интеграционного образования, подрывая экспортный потенциал государства, так и на внутреннем рынке, увеличивая импортозависимость страны.

В-шестых, это принцип развития создаваемой интегрированной структуры на регулируемых рыночных основах, означающий, что создаваемая интеграционная система в стратегии этапов своего развития учитывает вариативный характер возможных результатов развития, и предусматривает возможность использования при необходимости инструментов регулирования процессов развития, удовлетворяющих требованию приемлемости и эффективности для тех или иных складывающихся рыночных условий.

В-седьмых, это принцип регионализации, означающий создание условий для тесного сотрудничества стран-участниц создаваемой интегрированной структуры, например, в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических союзов и других аналогичных формирований. Этот принцип означает поиск преимуществ региона расположения государств-участников интеграционного образования.

В-восьмых, это принцип сохранения суверенитета государств-участников интегрированных объединений над своими природными ресурсами и стратегически важными направлениями производственно-хозяйственной деятельности. Этот принцип означает, что создание интеграционных образований не должно быть связано с утратой государством возможностей управления своим потенциалом, определяющим развитие национальной экономики.

В-девятых, это принцип реализации при создании и развитии интегрированных структур взаимовыгодных международных торговых отношений и согласованной производственно-экономической и торговой политики. Этот принцип означает, что создаваемое интеграционное образование должно развивать экономические масштабы деятельности его участников в воспроизводственном цикле: «производство –распределение – обмен – потребление».

В-десятых, это принцип сотрудничества государств – членов интеграционного образования в соответствии с международными законодательными актами, закрепляющими обязанности государств осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, торговой и других сферах в соответствии с принципами суверенитета, равноправия и невмешательства в дела друг друга, а также международные соглашения, закрепляющие права хозяйственной деятельности государств-участников в рамках интеграционного образования. 

В-одиннадцатых, это принцип придания государству мощной интегративной роли в создании интегрированной структуры, существенно расширяющей возможности развития национальной экономики. Этот принцип означает, что придание государству интегративной роли в вопросах создания интегрированной структуры обеспечивает ей определенное лидерство в информационном, организационном и иных аспектах развития.

В-двенадцатых, это принцип смещения ориентиров развития национального производства и обмена на международные требования к уровню технологий производства товаров (работ, услуг), к качеству продукции (через ориентацию на международно признанные нормы и стандарты), к мировым рыночным ценам на товары (работы, услуги) и т.д. Этот принцип отражает аспект неизменного движения в условиях глобализации любых национальных систем производства к международным стандартам.

В-тринадцатых, это принцип формирования в рамках интегрированной структуры систем международного производства, объединяющих преимущества стран-участниц, обусловленные международным разделением труда. Взаимное усиление этих преимуществ стран-участниц увеличивает их конкурентоспособность на фоне стран-участниц других интеграционных образований.

В-четырнадцатых, это принцип превращения иностранных инвестиций, аккумулируемых в международной интеграционной структуры в один из опосредованных, но эффективных инструментов развития национальной экономики. Этот принцип означает, что создание в рамках интеграционных образований международных компаний обеспечивает рост привлекательности их для иностранных инвесторов.

В-пятнадцатых, это принцип развития в рамках международных интеграционных образований экспорта высокотехнологичных товаров как источник роста взаимного интереса стран-участниц интеграционных процессов. Этот принцип означает, что рост суммарных активов государств-участников интеграционных образований может быть существенно увеличен при ориентации на создание высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне.

В-шестнадцатых, это принцип развития в рамках международных интеграционных образований новых эффективных подходов, технологий, методов и инструментов межгосударственной экономической интеграции. Этот принцип означает, что приобретаемый при создании интеграционных образований опыт позволяет странам-участницам создавать и (или) совершенствовать технологии развития этих интеграционных образований.

Таким образом, проведенные исследования позволили выделить следующую совокупность принципов международной экономической интеграции:

– принцип экономической целесообразности создания интегрированной структуры;

– принцип научной обоснованности создания интегрированной структуры;

– принцип приоритета социально-экономической направленности деятельности создаваемой интегрированной структуры;

– принцип элиминирования экономически неоправданных посредников между странами-партнерами при создании интегрированной структуры;

– принцип недопущения в рамках создаваемой интегрированной структурой достижения одним из участников монопольного положения на рынке;

– принцип развития создаваемой интегрированной структуры на регулируемых рыночных основах;

– принцип регионализации создаваемой интегрированной структуры;

– принцип сохранения суверенитета государств-участников интегрированных объединений над своими природными ресурсами и стратегически важными направлениями деятельности;

принцип реализации в рамках интегрированных структур взаимовыгодных международных торговых отношений и согласованной производственно-экономической и торговой политики;

– принцип сотрудничества государств-членов интеграционного образования в соответствии с международными законодательными актами;

– принцип придания государству мощной интегративной роли в создании интегрированной структуры;

– принцип смещения ориентиров развития национального производства и обмена на международные требования;

– принцип формирования в рамках интегрированной структуры систем международного производства;

– принцип превращения иностранных инвестиций в один из эффективных инструментов развития национальной экономики;

– принцип развития в рамках международных интеграционных образований экспорта высокотехнологичных товаров;

– принцип развития в рамках международных интеграционных образований новых эффективных подходов, технологий, методов и инструментов межгосударственной экономической интеграции.

В целом результаты исследования теоретических основ развития интеграционных процессов в регионах мирового хозяйства позволяют перейти к изучению современных тенденций развития интеграционных процессов в регионах мирового хозяйства.

References

1. Tebekin A.V., Yagubyanc V.V. Principy mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integracii. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - 2017. - S. 459-463.

2. Avdokushin E.F. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. - M.: 2004.

3. Avladeev A.A. Utochnenie ponyatiy «ekonomicheskaya integraciya» i «prinuditel'naya ekonomicheskaya integraciya». // Molodoy uchenyy. - 2014. - №21. - S. 260-263.

4. Balassa, V. Trade Creation and Trade Diversion in the European Common Market. The Economic Journal, vol. 77, 1967, pp. 1-21.

5. Viner, J. The Customs Union Issue. Carnegie Endowment for International Peace, 1950, pp. 41-55.

6. Voronina L.A., Goreckaya O.E. Ekonomicheskaya integraciya regionov v mirovoe hozyaystvo. // Finansy i kredit. - 2007. - №18. - S. 58-64.

7. Dalimov R.T. Dynamics of international economic integration: non-linear analysis. Lambert Academic Publishing, 2011, 276 p.

8. Johnson, H. Optimal Trade Intervention in the Presence of Domestic Distortions, in Baldwin et al., Trade Growth and the Balance of Payments, Chicago, Rand McNally, 1965, pp. 3-34.

9. Jovanovich, M. International Economic Integration. Limits and Prospects. Second edition, 1998, Routledge.

10. Krugman P.R., Obstfel'd M. Mezhdunarodnaya ekonomika. Teoriya i politika. /Per. s angl. - M.: Yuniti,1999.

11. Lipsey, R.G. The Theory of Customs Union: Trade Diversion and Welfare. Economica, 1957, vol. 24, rr.40-46.

12. Lomakin V.K. Mirovaya ekonomika. - 2-e izd. ᴨererab. i dop. - M.: YuNITI. 2007. - 672 s.

13. Machlup, Fritz. A History of Thought on Economic Integration. New York: Columbia University Press, 1977.

14. Meade, J.E. The Theory of Customs Union.” North Holland Publishing Company, 1956, pp. 29-43.

15. Negishi, T. Customs Unions and the Theory of the Second Best. International Economic Review, 1969, vol. 10, pp. 391-398

16. Pisareva M.P. Mirovaya ekonomika. - M.: Eksmo, 2008. - 160 s.

17. Polyakov V.V., Schenin R.K. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyy biznes. - Moskva, 2008. - 688 s.

18. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. - New York: The Free Press, 1980 (2nd ed. - New York: Free Press, 1998. - 397 p.).

19. Riezman, R. A Theory of Customs Unions: The Three Country-Two Goods Case. Weltwirtschaftliches Archiv, 1979, vol. 115, pp. 701-715.

20. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Uchebnik. /Pod obschey red. prof. V.E. Rybalkina. - M.: Yuniti, 2001.

21. Tinbergen, J. International Economic Integration. Amsterdam: Elsevier, 1954.

22. Tovias, A. The Theory of Economic Integration: Past and Future. 2d ECSA-World conference “Federalism, Subsidiarity and Democracy in the European Union”, Brussels, May 5-6, 1994, 10 p.

23. Schepot'ev A.V. Prinuditel'naya ekonomicheskaya integraciya. // Sbornik statey III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii v XXI veke». Penza: Privolzhskiy dom znaniy. - 2004. - S. 19-22.

Login or Create
* Forgot password?