Kosmodemyanskaya secondary school (Ethics Teacher and School Psychologist)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article considers the relevance of the subject approach in the moral education of schoolchil-dren. Attention is paid to the problem of the relations of the subject with the world and the peo-ple around him. It touches the understanding of the personal development of the student in the context of the formation of his subjective position.
subject, subjectivity, subject approach, activity approach, internal position, activity, personality, schoolchild, student, upbringing, morality, meaning.
Проблема субъектного подхода к школьникам в педагогике связана с восприятием воспитателя учащегося как субъекта деятельности и отношений, за которым признаётся свобода выбора и внутренняя позиция. Она образуется под влиянием многих факторов: возрастных, социальных, психологических, воспитательных, и это очень важно осмыслить учителю. Ведь каждый ребенок или подросток имеет свою жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир, особенные эмоциональные переживания. Всё это влияет на формирование и развитие субъектной основы личности, на выстраиваемую в его сознании картину мира.
В связи с этим важно, чтобы учитель, классный руководитель видел в школьнике любого возраста субъекта, что обеспечит в воспитательной деятельности развитие его потенциальных личных качеств и осмысление себя как значимой индивидуальности. В процессе воспитания классному руководителю важно помнить о непрерывности организуемого им процесса личностного становления и развития субъекта. Сама процессуальность непрерывности в соответствии с этим требует определения её последовательных этапов в педагогическом руководстве классного руководителя, стимулирующего и подкрепляющего проявление субъектности учащихся в организации их школьной жизни, взаимодействия и отношений.
Это важно и для самого ребёнка, поскольку последовательные этапы выполняемой учителем деятельности, которая учитывает особенности и возможности школьников, создают условия их постоянного индивидуального развития. Это творческий процесс общения и отношений школьников и педагога, а в его основе заложен деятельностный подход, где деятельность и мотивация самой личности опираются на её субъектно значимый выбор: пути, способа действия, поступка, то есть на нравственный выбор, который, в свою очередь, может быть маленьким и большим, обдуманным и спонтанным, сиюминутным и жизненно важным. И суть его в том, что школьник это субъект своего индивидуального выбора, действия, поступка, мысли, за которые он несёт собственную ответственность.
Содержание поведения и решения субъекта определяется общей направленностью и целостностью личности, в которой заключается общее и особенное, свойственное только ей и выраженное в её личностном выборе. Целостность здесь является одной из самых значимых характеристик субъекта, поскольку это особенно важно в воспитании, основой которого является гуманистический подход к растущему человеку.
Известный психолог А.В. Брушлинский, говоря о психологии субъекта и рассматривая целостность, указывал, что субъект – это психическая организация человека в его целостности, в единстве его социальных и природных качеств.
Субъектность как свойство и качество личности человека появляется с его развитием и личностным ростом и отличается способностью к творческой преобразовательной активности.
Для становления и развития субъектности ключевое значение имеют отношения человека, поскольку в процессе отношений личности с окружающим миром и людьми происходит становление её смысловых связей, проявляется единство человека и мира, и, вместе с этим, само содержание этого единства. Отношения обусловлены качествами выражения личности, её переживаниями, взглядами, мотивами. Таким образом, в основе отношений лежит смысловой контекст, значимые для учащегося смыслы содержания его отношений и общения с другими людьми и окружающим миром.
Чтобы они были нравственно конструктивны, а не разрушительны относительно самого индивида, важно развитие личностно-смысловой сферы школьника, признаком которой является ценностно выраженное отношение к постигаемой им действительности, осознание ценностей. И здесь существенен акцент на внутренние потенциальные возможности и ценностные ориентиры растущего человека, их развитие и становление в его системе отношений.
В связи с этим отношение школьника к окружающему его миру и другим людям возможно рассматривать как процесс, в котором постоянно функционирует связь между субъектом и объектом данных отношений. У школьника такая связь в некоторой степени ситуативна, она изменяется под воздействием разных факторов до тех пор, пока не сформируются в связи со сложившимися или педагогически организованными условиями устойчивые, закрепившиеся в сознании ученика ценностно ориентированные и смыслозначимые связи его отношений к окружающей действительности и людям.
Содержательные смыслы субъективно значимых отношений продуктивно рассматривать как внутреннюю позицию, через призму которой преломляются всевозможные внешние воздействия, а также влияния, идущие от педагогов, родителей, других людей. В связи с этим, согласно обоснованию Андрея Владимировича Брушлинского, взаимодействие общающихся людей, которое определяет содержательную основу отношений, представляет, прежде всего, согласование их индивидуальных смыслов.
Нам видится весьма значимым этот смысловой подход к личности человека и его общению, а, следовательно, и широкому кругу отношений индивида с окружающим миром в нравственном воспитании школьников. Он показывает целую палитру психолого-педагогических действий учителя, классного руководителя, воспитателя.
При этом важно в процессе нравственного воспитания не забывать различать субъектность как проявление личности в её жизнедеятельности и субъектность как принцип педагогического подхода. Первое является результатом второго как показатель грамотного организованного педагогического процесса.
Понятие субъектность обозначает и закрепляет себя в качестве особого личностного качества, связанного с активными преобразующими свойствами и способностями личности.
Таким образом, постановка проблемы субъектности школьника в педагогике методологически связана с интегративными процессами, поскольку тесно переплетена с психологическими механизмами формирования человека, философскими представлениями данной категории, интеграцией образовательных и воспитательных аспектов школы.
Существенные личностные изменения в школьном возрасте группируются в сфере обогащения социальных связей учащегося с окружающим миром и людьми. Поэтому требуется опора на субъектные основания личности, на развитие субъектного подхода во взаимодействии учителя с детьми, на формирование в личном сознании и мотивационной сфере школьника ценностных и устойчивых ориентаций, приоритета нравственности в жизнедействии молодёжи.
И здесь важно понимать, что многообразие приёмов, методов и средств, содержание и логика непрерывности этического воспитания определяет направленность к созданию эффективных психолого-педагогических условий становления субъектной позиции ребёнка и её развития. От классного руководителя здесь важно организованное влияние на школьников через создание условий и возможностей личностного выбора, собственного решения, поступка, действия, через организацию ситуаций размышления над значимыми вопросами и проблемами жизни, их анализа и поиска ответов в осмыслении себя, других, окружающего мира. Необходимо обозначить здесь единство чувственного и рационального, познавательных и эмоционально-волевых аспектов личности, что может быть педагогически осмыслено в построении этического воспитания школьников, опирающегося на это единство.
Выдвижение принципа субъектности как ведущего в процессе нравственного воспитания школьников предполагает проявление личностью познавательной и связанной с ней преобразовательной активности, источником которой она является. Данное проявление в ракурсе нравственного воспитания актуализируется логикой и содержанием его непрерывного процесса, где субъектность как свойство и качество личности возникает с нравственным развитием и личностным ростом человека, постепенно обретающего способность к выраженному действию и преобразовательной активности
Педагогу важно видеть в ребёнке любого возраста субъекта, что обеспечивает развитие его потенциальных личностных нравственных качеств и процесс осознания себя как значимой индивидуальности. Такой подход и обеспечивает преобразование растущего человека в субъекта как деятеля в окружающем мире, отношениях и собственной жизнедеятельности.
1. Brushlinskiy A.V. Psihologiya sub'ekta. Spb.: Aleteyya, 2003. - 272 s.
2. Rubinshteyn S.L. Problemy obschey psihologii. M.: Pedagogika, 1973. - 424 s.