GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
Based on the study of K. Bart’s “Early Diagnostics of Underperformance in Schooling at Preschool and Primary School Age” involving similar works by other German specialists of different profiles, the article analyzes the reasons for academic failure, repetition, learning difficulties and adaptation of children to school in Germany. Special attention is paid to the methodology of studying this phenomenon and approaches to its elimination. The urgency of the problem of failure of schoolchildren is accentuated not only in relation to the educational system in Germany, but also in other countries, including Russia. The comments of experts in the field of international comparative studies of student performance are given.
children of preschool and primary school age; development; age features; adaptation to school; diagnostics, testing and screening.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальная во все времена как в России, так и за рубежом проблема неуспеваемости в школьных классах свидетельствует о неблагополучии в системе образования и поэтому закономерно остается объектом исследования специалистов, теоретиков и практиков. Слишком высокую цену приходится платить ребенку в начале своего образовательного пути, да и в дальнейшем процессе социализации не за свои, по большей части, упущения в познании окружающего мира. Эта цена включает приобретение синдрома неуверенности в собственных силах, тревоги и разочарования в своих физических возможностях, рождает у ребенка чувство неполноценности, способствует потере интереса к получению новых знаний и к учебе в целом. Научная педагогическая мысль неустанно работает над поиском пути устранения пагубных последствий неуспеваемости школьников, при этом исследователями рассматриваются разные варианты:
•• отмена оценок или переход на различные балльные системы оценки знаний в цифровом или буквенном выражении (Швеция, Российская Федерация, Великобритания, Франция);
•• альтернатива традиционным оценкам знаний (портфолио, учебные контракты, взаимооценивание самих учащихся, поручительские оценки, презентации достижений в обучении, сертификация и т.д.).
AНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ К. БАРТА «РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА
ОТСТАЮЩИХ В УЧЁБЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Предлагаем читателю познакомиться с опытом исследования проблемы неуспеваемости К. Барта «Ранняя диагностика отстающих в учёбе в дошкольном и младшем школьном возрасте». Работа К. Барта, выдержавшая к началу ХХI в. четыре издания, посвящена остро актуальной теме: отставанию детей в учебе, трудностям их адаптации к школе, второгодничеству и поиску путей устранения этого негативного явления, а также диагностике уровня развития ребенка и его готовности к обучению в школе [1].
1. Tekst