Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The process of formation of the existing system of counteraction to legalization of proceeds from crime, which is based on the principles of interaction between financial, administrative institutions and law enforcement bodies, is considered in the work. Unlike the United States and Great Britain, the Ministry of Economy and Finance is responsible for developing policies to counteract money laundering in Italy. The paper analyzes the activities of the national financial intelligence unit of Italy — L’Unita` di informazione finanziaria per l’Italia (UIF), established in accordance with Legislative Decree 231/2007 as an independent body within the structure of the Bank of Italy, as well as the National Commission for Companies and The stock exchange and the Institute for Insurance Supervision. Based on the data received, the authors draw attention to the fact that Italy has a well thought-out regime for countering the legalization of proceeds from crime through a well-developed legal framework. During the research, the authors used historical, logical, statistical, systemic and prognostic methods of investigation. The main conclusion of the study was that the distinctive feature of the Italian system is the close interaction of the national financial intelligence unit with the Bank of Italy, whose formally independent but essentially structural subdivision is it.
legalization of proceeds from crime, Ufficio Italiano dei Cambi, The Financial Information Unit for Italy, National Commission for Companies and the Stock Exchange, Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni, predicate offenses, Financial Guards, suspicious transactions, legal culture.
Сфера оказания услуг, в особенности финансовых, считается одной из тех, где, зачастую, правоохранительные и контролирующие органы сталкиваются с проблемой выявления и расследования случаев легализации доходов, полученных преступным путем.
Особенности исторического развития криминальных структур, а также серьезные проблемы, с которыми столкнулись правоохранительные органы Италии в ходе борьбы с мафией, подтолкнули законодателей этой страны к созданию правовой базы для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, раньше, чем во многих других странах Европы.
Уже в 1982 г., задолго до создания ФАТФ, был принят закон «О борьбе с мафией» № 646. Указанным законом правоохранительные органы наделялись следующими правами:
• проверять счета лиц при наличии достаточных оснований полагать об их причастности к мафии;
• расследовать случаи осуществления этими лицами операций по продаже недвижимости (на момент принятия закона это был один из наиболее распространенных способов легализации дохоов, полученных преступным путем, используемых в этой стране);
• получать сведения, не только в отношении лиц, подозреваемых в причастности к мафии, но также:
а) в отношении членов их семей,
б) в отношении иных физических и юридических лиц, имуществом которых заподозренные в причастности к мафии лица имеют возможность воспользоваться.
Италия является членом Европейского союза и законодательная база в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем строится в соответствии с Директивами ЕС в этой сфере (в частности, с Третьей директивой ЕС о борьбе с отмыванием денег), а также другими международными стандартами.
В настоящее время в соответствии с Legislative Decree 231/2007 под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение операций по отмыванию денег как самими лицами, совершившими преступление, так соучастниками, т.е. лицами, которым эти доходы передаются.
В Италии за участие в легализации доходов, полученных преступным путем, предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.
В качестве мер ответственности для юридических лиц могут применяться:
• штраф;
• лишение права заниматься определенными видами деятельности;
• публикация решения суда [1].
Существенный интерес представляет последняя среди упомянутых мер ответственности, так как по мнению автора, она не является универсальной и не может быть рекомендована к имплементации в законодательство любой страны. Такая мера способна оказывать эффективное воздействие в странах с высоким уровнем развития правовой культуры и в случае, если финансовое учреждение в значительной степени дорожит своей репутаций, а не было создано исключительно в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Значительное количество таких учреждений, например, было создано в России в 1990-е годы, а в 2000-е у них начали массово отзывать лицензии.
Статья 648-bis Уголовного кодекса Италии предусматривает следующие виды наказания за легализацию доходов, полученных преступным путем:
• лишение свободы на срок до 12 лет;
• штраф в размере до 15 493 евро.
Отдельно стоит отметить, что в этой же статье указано, что в случае, если преступление было совершено в сфере осуществления профессиональной деятельности, то наказание должно быть увеличено. При этом уголовным кодексом не установлено конкретных ограничений на этот счет.
В 2015 г. с принятием итальянским парламентом закона 95/2015 положения американского FATCA были имплементированы в национальное законодательство.
Существующая в Италии система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами.
Министерство экономики и финансов является ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
В отличие от США и Великобритании подразделение финансовой разведки Италии — L’Unità di informazione finanziaria per l’Italia (UIF), создано в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии.
1. «United Nations Office on Drugs and Crime. Country Review Report on Italy [Elektronnyy resurs] // UNODOC Official web-site-URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/CountryVisitFinalReports/Italy_Report_Final.pdf.
2. «Unità di Informazione Finanziaria’s Annual Report 2015 [Elektronnyy resurs] // FIU Italy Official web-site-URL: http://uif.bancaditalia.it/pubblicazioni/rapporto-annuale/2016/ Annual_Report_2015_8.pdf?language_id=1
3. «The Role of the Financial Information Unit (FIU) [Elektronnyy resurs] // URL: https://uif.bancaditalia.it/sistemaantiriciclaggio/uifitalia/index.html?com.dotmarket ing.htmlpage.language=1
4. «FATF Mutual Evaluation Report.Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures Italy 2016 [Elektronnyy resurs] // FATF official web-site. - URL:http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/MER-Italy-2016.pdf