COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A METALANGUAGE FOR REVEALING HARD AND SOFT SKILLS IN CROSS-CULTURAL COMMUNICATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes one of the key notions of lingsuitics adn methodology — that of communication competence, interpreting each of its components. Then the author evaluates the importance of the term in teaching a foreign language for professional communication in cross-cultural context and provides the rationale for considering cultural differences revealed in professional communication. Accounting for this need, the author then makes a list of professional competences which can be applied in communication through a formed linguistic competence. The article goes on to analyze the existing Russian documentation on the classification of hard and soft skills. Revealing the gaps in the existing classification the author offers her classification which addresses the current issues in developing communication competence for professional communication in multi-cultural context.

Keywords:
communication competence, language education, discourse, cross-cultural communication, national mindset, soft skills, hard skills.
Text

Процесс глобализации экономики, вхождение России в Болонский процесс требуют изменения подхода к вопросам профессиональной подготовки выпускников российских вузов, особенно тех, которые занимаются профессиональной подготовкой специалистов-международников. Эта задача вызвана условиями дальнейшей профессиональной деятельности выпускников-международников — работой в поликультурной деловой среде с полной социальной и личностной интеграцией для достижения профессионального успеха при выполнении профессиональных задач. В качестве общего определения такого интегрированного феномена как результата образования стало понятие «компетенция».

В научно-практическое употребление термин «компетенция» вошел из американской лингвистики. Лингвист Н. Хомский (1965) выдвинул идею «языковой компетенции», связывая с ней «всеобщность лингвистических знаний родного языка, которая делает возможным “производить” все важнейшие предложения языка, а также образовывать любые новые предложения, согласно грамматике и правилам». Таким образом, в теории Н. Хомского компетенцией обозначается когнитивная система правил, с помощью которых генерируются речевые действия. 

В отечественной науке исследования в области компетентностного подхода велись задолго до Болонского процесса (В.И. Байденко, В.А. Болотов, A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, B.C. Леднев, H.H. Нечаев, Н.Д. Никандров, М.Б. Рыжаков, В.Б. Сериков, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, A.B. Хуторской и др.). Учеными обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы ключевых компетенций. Формирование профессиональной компетенции специалиста исследуется многими педагогами и психологами с позиций единства личности, сознания и деятельности, взаимосвязи процессов деятельности и общения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)

Одной из ключевых категорий коммуникативной лингвистики и лингводидактики является «коммуникативная компетенция». Это понятие включает в себя следующие элементы: намерение осуществить коммуникацию и умение говорящего реализовать это намерение. Последнее зависит от того, насколько говорящий владеет единицами языка и умеет употреблять их в дискурсивных моделях.

References

1. Aleshina I.V. Kul’turnye variatsii v verbal’nykh i neverbal’nykh kommunikatsiyakh Povedenie potrebiteley. [Cultural variations in verbal and nonverbal communication. Consumer Behaviour]. Moscow, Ekonomist» Publ. 2006, pp. 8-10.

2. Bastrikova E.M. Kommunikativnaya kompetentsiya kak lingvodidakticheskiy fenomen [Communicative competence as lingvodidakticheskij phenomenon]. Russkaya i sopostavitel’naya filologiya: Lingvokul’turologicheskiy aspect [Russian and Comparative Philology: Lingvokulturologichesky aspect]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education]. Kazan’, Kazan’ State University Publ. 2004, pp. 43-48.

3. Vyatyutnev M.N. Kommunikativnaya napravlennost’ obucheniya russkomu yazyku v zarubezhnykh shkola [Communicative orientation of Russian language teaching in foreign school]. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 1977, i. 6, pp. 38-45.

4. Budenkova V.E., Savel’eva E.N. Innovatsionno-obrazovatel’naya programma «Formirovanie professional’nykh, lichnostnykh i obshchekul’turnykh kompetentsiy sredstvami kul’turologicheskikh distsiplin - student XXI veka» kak opyt realizatsii mezhdistsiplinarnogo podkhoda v uchebnom protsesse v klassicheskom universitete [Innovation and Education Program «Formation of professional, personal and general cultural competence means cultural disciplines - student of the XXI century «as the experience of implementing a multidisciplinary approach in the educational process in a classical university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2008, i. 3, pp. 123-128.

5. Blinov V.I., Voloshina I.A., Esenina E.Yu.. Leybovich A.N, Novikov P.N. Slovar’-spravochnik sovremennogo rossiyskogo professional’nogo obrazovaniya [Reference Dictionary of Contemporary Russian professional education]. Moscow, FIRO Publ. 2010, i. 1.

6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego professional’nogo obrazovaniya (FGOS VPO) po napravleniyu podgotovki 031900 «Mezhdunarodnye otnosheniya» [Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (HPE GEF) towards the preparation 031900 «International Relations»]. Available at: http://www.mgimo.ru/science/757/docs/ document8971.phtml

7. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel’nye standarty [Key competencies and educational standards]. Internet-zhurnal «Eydos» [Internet Journal «Eidos»]. 2002. 23 April. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

8. Canale M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics. 1980, i. 1, pp. 47-54.

9. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin. 1972, pp. 282-284.

10. Searle John R. What is a speech act? Philosophy in America. London: Alien and Unwin. 1965, pp. 221-239.

Login or Create
* Forgot password?