employee
Khanty-Mansiysk, Russian Federation
This article is useful for teachers giving lessons aimed at general development, music and speech therapy. It provides recommendations for working with children with ADHD (attention deficit hyperactivity disorder).
attention deficit hyperactivity disorder (ADHD); the psyche of children with ADHD; special methods of teaching children with ADHD
Сейчас очень часто встречают дети с СДВГ, то есть с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности. В нашей стране про таких детей обычно говорят: «Избалованный ребенок», – а в других странах (Германия и Израиль) это заболевание лечится медикаментозно.
Как такой ребенок ведет себя на уроке? Он может залезть под парту, может начать прыгать, бегать. Ребенок прекрасно понимает, о чем вы говорите, воспринимает информацию, но из-за своей «импульсивности» он не может сосредоточиться.
Что и как надо сделать, чтобы вернуть внимание ребенка, не нарушая его психику и внутренний мир?
1 способ. «Заинтересовать».
Можно начать разговор в одной тональности и плавно или резко перейти в другую. Помогает шёпот: дети начинают прислушиваться к тому, о чем вы рассказываете.
Но больше всего лично мне помогает Петрушка – это перчаточная кукла с бубенчиками на голове. Яркий и веселый. Дети его очень любят. На первом уроке я знакомлю детей со сказочным персонажем Петрушкой. Если кто-то из детей начинает мешать вести урок, а именно разговаривает вместе со мной, начинает бегать по классу, прыгать на месте и т.д., то «приходит» Петрушка и начинает рыдать со словами, как он расстроен, что (называет имя ребенка) мешает вести урок. Все дети начинают успокаивать Петрушку, в том числе и зачинщик беспорядка на уроке. Когда зачинщик успокаивается и говорит, что больше не будет себя так вести, у Петрушки высыхают слезы, он начинает весело звенеть бубенчиками на своем колпачке. И словами: «Какой ты молодец (называет имя ребенка)!», – и своими действиями Петрушка побуждает детей продолжить урок. После чего «уходит».
Так же в начале и в конце урока (при приветствии класса и прощании) автор статьи использует в работе колокольчики. Они среднего размера с длинной палочкой и разных цветов. После звонка на урок на столе преподавателя появляется корзинка, в ней лежат колокольчики. С детьми существует договоренность: тот, кто занимается, не отвлекаясь, будет раздавать или собирать колокольчики. Чтобы на уроке не было шума от колокольчиков, я говорю: «Наши колокольчики очень «вежливые» (голосом подчеркиваю слово «вежливые») и начинают звенеть, когда слышат, что их назвали по имени». Например, я говорю: «Здравствуй, зеленый колокольчик Арина». Ребенок берет колокольчик и звенит. Ставит колокольчик на парту, а потом в сопровождении фортепиано поет интервал или трезвучие. Я прошу ставить колокольчики на парту до тех пор, пока это действие не дойдет до автоматизма. Сама я с детьми здороваюсь большим колокольчиком. Если на уроке было шумно и кто-то один из детей не давал вести урок, то колокольчики «расстраиваются» и не приходят прощаться с детьми. Так происходило несколько раз, когда колокольчики не приходили прощаться с детьми, и дети стали стараться контролировать свое поведение. Потому что каждый хочет помочь раздать и собрать колокольчики. Дети к ним относятся очень бережно, как к живому существу. Всегда возвращают колокольчик в корзинку. Они понимают что колокольчики – это одна дружная семья. И если кого-то будет недоставать в корзинке, то колокольчики будут плакать, они не будут весело звенеть. Дети также понимают, что если колокольчик сломается, он к ним больше не придет, и они его больше не увидят. Одним словом, ученики стараются не огорчать колокольчики.
2 способ. «Я быстрее тебя».
Во время урока можно увеличить темп занятия, если я вижу, что детям уже трудно сидеть на месте. Они могут не мешать на уроке, но я понимаю, что нужно ускориться. Быстро меняю задание, чтобы переключить внимание детей. Для этого нужно свободно владеть материалом. Как правило, хорошо в данный момент использовать логоритмические упражнения или игры, и выполнять движения под музыку до тех пор, пока я не увижу, что энергия у детей иссякла и они устали. После этого дети более спокойны и готовы воспринимать материал.
3 способ. «Мне нужна твоя помощь».
Попросить помочь самого активного ребенка, который не может усидеть на месте, собрать или раздать дневники, раздаточный материал, шумовые инструменты. Можно просто подойти и обнять ребенка. Тоже очень помогает, потому что я спокойная, и мое спокойствие передается на какое-то время ребенку.
4 способ «Стоп-сигнал».
Кто-то применяет жест (рука вверх) или прикосновение (учитель кладет руку на плечо ученику), и тем самым привлекает внимание ребёнка.
У меня на «службе» есть большой желтый колокольчик. Дети считают, что это – «мама» колокольчиков. Если на уроке вдруг шум, я начинаю звонить в большой колокольчик. Дети начинают понимать, что мама колокольчиков не довольна поведением детей на уроке, и колокольчики могут не попрощаться с ними. К этому выводу дети пришли на уроке сами. Поэтому, как только они видят в руке у меня большой колокольчик, они успокаиваются. А колокольчик может даже не прозвенеть.
5 способ «Делу время, а потехе час».
Организовать учебный процесс мне помогает таймер. Я выставляю время, и после того, как время истекло, таймер звенит. Когда перемена, я также завожу его со словами: «Как только прозвенит, значит, закончилась перемена и начинается урок». Во время перемены, так как дети маленькие, они не выходят из класса. Если кому-то надо в туалет или попить, они могут выйти и вернуться. Выходят только по одному. Но если ребенок меня обманул, он больше не выходит на перемене. С детьми я проговорила еще на первом уроке, что мы доверяем друг другу. Могут общаться, но так, чтобы не мешать заполнять мне дневники. Также таймер помогает организовать приход родителей с детьми на урок. Родители знают, что перемена – 10 минут, ни минутой больше, ни минутой меньше. Я демонстративно завожу таймер, и дети начинают собираться вокруг меня. Как только таймер прозвенел, мы с детьми организованно парами идем на урок. Того, кто только что зашел или переодевается, мы не ждем, т.к. время вышло, и начинается урок. Со временем родители и дети становятся более организованными и начинают распределять свое время. А дети начинают ориентироваться во времени, они его ощущают. Я пытаюсь донести до всех, что самое ценное, что у нас есть, помимо здоровья, – это время.
В заключении я хотела сказать, что даже к гиперактивным детям можно найти подход. На мой взгляд, надо быть спокойной, не агрессивной, потому что у мальчиков СДВГ проявляется именно в агрессии и невнимательности. Речь должна быть плавной, нараспев, говорить необходимо неторопливо и на одном дыхании, на одной звуковой чистоте. Ребенок, если он тараторит и не сидит на месте (про таких говорят: «Шило в одном месте»), со временем начинает «зеркалить» мою речь и мое поведение. Речь у такого ребенка со временем становится более медленной, членораздельной и плавной. Суета сама куда-то уходит. Результат не заставит себя долго ждать, если это ваш образ жизни. А если нет, то наберитесь терпения.
1. Labkovskiy M. 7 vazhnyh sovetov Mihaila Labkovskogo o vospitanii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/7-vajnyih-sovetov-mihaila-labkovskogo-o-vospitanii-detey/