Perm, Russian Federation
This article reveals the role of professional skills competitions in the system of secondary vocational education. The importance of professional competitions is shown as a tool for raising the competence and competitiveness of graduates.
professional contests, competence of graduates, competitiveness, secondary vocational education, the effectiveness of the educational process
Особое значение для системы среднего профессионального образования имеют конкурсы профессионального мастерства. Это связано с важностью приобретения студентами профессиональных компетенций в сфере избранной профессии: в этом случае участие в конкурсе положительно сказывается на дальнейшем трудоустройстве, позволяет расширить портфолио, привлечь внимание потенциальных работодателей сразу после завершения колледжа.
Профессионально-направленные конкурсы стимулируют профессиональный рост студентов, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к серьезной профессиональной деятельности.
Конкурсы профессионального мастерства помогают повысить мотивацию к изучению выбранной сферы, формируют умение анализировать собственную деятельность в целом, а также актуализируют стремление молодого специалиста к самореализации.
Кокшарова М.Ю. подчеркивает, что конкурсы профмастерства относятся к эффективным педагогическим технологиям в связи с тем, что в рамках конкурса создаются оптимальные условия для творческой самореализации студента. В ходе участия в конкурсе учащиеся могут систематизировать полученные на занятиях знания, улучшить свои умения и навыки [4]. В процессе подготовки и проведения подобных конкурсов у студентов вырабатывается умение решать проблемные задачи.
По мнению Аминевой О.В, Камаловой Р.Р., опыт, приобретенный студентами в рамках конкурсов профессионального мастерства, имеет высокую ценность также в связи с тем, что он позволяет выпускникам успешно адаптироваться в реальных условиях, мобильно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде, действовать нестандартно и креативно при решении профессиональных задач [1].
Таким образом, конкурсы профессионального мастерства способствуют подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного специалиста-профессионала [2].
Важно, что конкурсное движение ориентировано на компетентностные результаты образовательной деятельности, т.е. на развитие таких навыков, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, конкурсная деятельность способствует формированию другого, по сравнению с традиционной системой общего образования, типа мышления: в ходе участия в профессиональном конкурсе происходит становление личности человека и его профессиональное самоопределение, растет интеллектуальный потенциал, социальная активность личности, формируется умение быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умение быть гибким в рабочих ситуациях.
Высокая степень профессионального мастерства предполагает не просто «самостоятельность» студента как способность выполнять необходимые операции без внешних указаний, а способность самостоятельно выстраивать систему действий для решения задач, в том числе таких, с которыми он раньше не сталкивался.
Помимо этого, конкурсное движение способствует более тесному сотрудничеству с работодателями и обеспечивает тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения, позволяет молодым людям осознать перспективность своего обучения в колледже.
По мнению Ильиной Т.И., образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством. Итогом является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям. Участие в конкурсах профмастерства имеет высокую значимость также в связи с тем, что предполагает постепенный переход от учебных задач к профессиональной деятельности [3].
Положительное значение конкурсов профессионального мастерства связано с тем, что они нацелены на развитие самостоятельности и активности студентов в овладении специальностью: развиваемая профессиональная потребность становится основным двигателем познавательного процесса, растет профессиональная самооценка как важный компонент структуры личности студента.
Рассматривая профессиональную самооценку как часть структуры личности, от которой в значительной степени зависит профессиональная успешность, А.А. Реан выделяет в ней следующие аспекты:
- операционно-деятельностный (выражается в оценке своего профессионального уровня и уровня компетентности);
- личностный (выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеальным образом себя как профессионала) [5].
В структуре профессиональной самооценки выделяются:
- самооценка результата, которая связана с оценкой достигнутого;
- самооценка потенциала, связанная с оценкой своих профессиональных возможностей и отражающая уверенность в своих силах [6].
Участие в профессиональных конкурсах может служить развитию всех компонентов и аспектов профессиональной самооценки, повысить уверенность в себе как в профессионале. Действительно, если студент видит позитивные результаты своего участия в конкурсах, это позволяет ему пересмотреть свои взгляды на свои личные и профессиональные качества и ценить себя более высоко.
Образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод выполнения задачи. У студентов появляется уверенность в себе, в своих профессиональных возможностях и, как следствие, повышается интерес к обучению, освоению профессии, к возможностям карьерного роста в рамках избранной специальности.
Мы можем сделать вывод, что включение конкурсной деятельности в образовательный процесс позволяет вывести современное образование на передовые позиции за счет повышения уровня конкурентоспособности выпускников. Это эффективное средство формирования у студентов мотивации успешного обучения и развития в профессиональной деятельности.
1. Amineva O.V, Kamalova R.R. Konkurs professional'nogo masterstva - perspektivnaya forma sotrudnichestva tehnikuma s social'nymi partnerami // Nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2016 . - №1. - 114 s.
2. Demina A.N., Kryukovskaya A.P. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu olimpiad professional'nogo masterstva. - Cheboksary, 2014. - S.17.
3. Il'ina I.T. Konkursnaya deyatel'nost' kak forma razvitiya professional'nyh kachestv studentov / I.T. Il'ina // Obrazovanie, kar'era i obschestvo. - 2014. - № 3.
4. Koksharova M.Yu. Provedenie konkursov professional'nogo masterstva s ispol'zovaniem metodiki WorldSkills na primere pedagogicheskih special'nostey // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 46. - S. 192-201.
5. Shirapova D.D. Psihologicheskie faktory razvitiya professional'noy samoocenki studentov: avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.13 / S.-Peterb. gos. un-t. - Sankt-Peterburg, 2005.
6. Yanchenko I.V. Polozhitel'naya professional'naya Ya-koncepciya kak faktor uspeha v buduschey kar'ere vypusknika vuza [Tekst] / Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', yanvar' 2013 g.). - Perm': Merkuriy, 2013. - S. 129-132.