SPECIFIC ROLE OF PROFESSIONAL CONTESTS IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article reveals the role of professional skills competitions in the system of secondary vocational education. The importance of professional competitions is shown as a tool for raising the competence and competitiveness of graduates.

Keywords:
professional contests, competence of graduates, competitiveness, secondary vocational education, the effectiveness of the educational process
Text
Publication text (PDF): Read Download

Особое значение для системы среднего профессионального образования имеют конкурсы профессионального мастерства. Это связано с важностью приобретения студентами профессиональных компетенций в сфере избранной профессии: в этом случае участие в конкурсе положительно сказывается на дальнейшем трудоустройстве, позволяет расширить портфолио, привлечь внимание потенциальных работодателей сразу после завершения колледжа.

Профессионально-направленные конкурсы стимулируют профессиональный рост студентов, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к серьезной профессиональной деятельности.

Конкурсы профессионального мастерства помогают повысить мотивацию к изучению выбранной сферы, формируют умение анализировать собственную деятельность в целом, а также актуализируют стремление молодого специалиста к самореализации.

Кокшарова М.Ю. подчеркивает, что конкурсы профмастерства относятся к эффективным педагогическим технологиям в связи с тем, что в рамках конкурса создаются оптимальные условия для творческой самореализации студента. В ходе участия в конкурсе учащиеся могут систематизировать полученные на занятиях знания, улучшить свои умения и навыки [4]. В процессе подготовки и проведения подобных конкурсов у студентов вырабатывается умение решать проблемные задачи.

По мнению Аминевой О.В, Камаловой Р.Р., опыт, приобретенный студентами в рамках конкурсов профессионального мастерства, имеет высокую ценность также в связи с тем, что он позволяет выпускникам успешно адаптироваться в реальных условиях, мобильно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде, действовать нестандартно и креативно при решении профессиональных задач [1].

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства способствуют подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного специалиста-профессионала [2].

Важно, что конкурсное движение ориентировано на компетентностные результаты образовательной деятельности, т.е. на развитие таких навыков, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, конкурсная деятельность способствует формированию другого, по сравнению с традиционной системой общего образования, типа мышления: в ходе участия в профессиональном конкурсе происходит становление личности человека и его профессиональное самоопределение, растет интеллектуальный потенциал, социальная активность личности, формируется умение быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умение быть гибким в рабочих ситуациях.

Высокая степень профессионального мастерства предполагает не просто «самостоятельность» студента как способность выполнять необходимые операции без внешних указаний, а способность самостоятельно выстраивать систему действий для решения задач, в том числе таких, с которыми он раньше не сталкивался.

Помимо этого, конкурсное движение способствует более тесному сотрудничеству с работодателями и обеспечивает тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения, позволяет молодым людям осознать перспективность своего обучения в колледже.

По мнению Ильиной Т.И., образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством. Итогом является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям. Участие в конкурсах профмастерства имеет высокую значимость также в связи с тем, что предполагает постепенный переход от учебных задач к профессиональной деятельности [3].

Положительное значение конкурсов профессионального мастерства связано с тем, что они нацелены на развитие самостоятельности и активности студентов в овладении специальностью: развиваемая профессиональная потребность становится основным двигателем познавательного процесса, растет профессиональная самооценка как важный компонент структуры личности студента.

Рассматривая профессиональную самооценку как часть структуры личности, от которой в значительной степени зависит профессиональная успешность, А.А. Реан выделяет в ней следующие аспекты:

  •  операционно-деятельностный (выражается в оценке своего профессионального уровня и уровня компетентности);
  •  личностный (выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеальным образом себя как профессионала) [5].

В структуре профессиональной самооценки выделяются:

  •  самооценка результата, которая связана с оценкой достигнутого;
  •  самооценка потенциала, связанная с оценкой своих профессиональных возможностей и отражающая уверенность в своих силах [6].

Участие в профессиональных конкурсах может служить развитию всех компонентов и аспектов профессиональной самооценки, повысить уверенность в себе как в профессионале. Действительно, если студент видит позитивные результаты своего участия в конкурсах, это позволяет ему пересмотреть свои взгляды на свои личные и профессиональные качества и ценить себя более высоко.

Образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством – конкурентоспособного профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод выполнения задачи. У студентов появляется уверенность в себе, в своих профессиональных возможностях и, как следствие, повышается интерес к обучению, освоению профессии, к возможностям карьерного роста в рамках избранной специальности.

Мы можем сделать вывод, что включение конкурсной деятельности в образовательный процесс позволяет вывести современное образование на передовые позиции за счет повышения уровня конкурентоспособности выпускников. Это эффективное средство формирования у студентов мотивации успешного обучения и развития в профессиональной деятельности.

References

1. Amineva O.V, Kamalova R.R. Konkurs professional'nogo masterstva - perspektivnaya forma sotrudnichestva tehnikuma s social'nymi partnerami // Nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2016 . - №1. - 114 s.

2. Demina A.N., Kryukovskaya A.P. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu olimpiad professional'nogo masterstva. - Cheboksary, 2014. - S.17.

3. Il'ina I.T. Konkursnaya deyatel'nost' kak forma razvitiya professional'nyh kachestv studentov / I.T. Il'ina // Obrazovanie, kar'era i obschestvo. - 2014. - № 3.

4. Koksharova M.Yu. Provedenie konkursov professional'nogo masterstva s ispol'zovaniem metodiki WorldSkills na primere pedagogicheskih special'nostey // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 46. - S. 192-201.

5. Shirapova D.D. Psihologicheskie faktory razvitiya professional'noy samoocenki studentov: avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.13 / S.-Peterb. gos. un-t. - Sankt-Peterburg, 2005.

6. Yanchenko I.V. Polozhitel'naya professional'naya Ya-koncepciya kak faktor uspeha v buduschey kar'ere vypusknika vuza [Tekst] / Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', yanvar' 2013 g.). - Perm': Merkuriy, 2013. - S. 129-132.

Login or Create
* Forgot password?