Russian Federation
The article discusses the results of a sociological study of differences in the functional use of instant messengers in communication in the school community. The main ways of using messengers in the educational process and their prospects are characterized.
communication, messenger, school community, information technologies, educational communications.
Мессенджеры сейчас – одна из самых привлекательных для инвестиций областей разработки. Миллиардные вложения позволяют мессенджерам выйти за рамки бесплатного приложения для общения, предложить новые модели потребления и даже создать новые рынки, поэтому их существует огромное множество. Ранее уже была возможность общаться онлайн-чатом группами по интересам или индивидуально. Это появилось в конце 1980-х годов. Принципиально с тех времён в мессенджерах ничего не изменилось, но они стали гораздо разнообразнее: появились отдельные мессенджеры для бизнеса, командной работы, для обмена фотографиями, для заведения новых знакомств или просто для анонимного общения. И самое главное отличие от всего, что происходило с ними пару десятилетий назад – почти все они перекочевали на мобильные платформы, имея десктоп-версию не как основной, а как вспомогательный вариант.
Это новая форма социальной коммуникации, которая предоставляет целый перечень инструментов для взаимодействия преподавателей с учениками не только в учебное время, но и за стенами школ. Особенно актуальны они для классных руководителей, которые ищут новые, нестандартные методы сплочения своего класса, повышения авторитета в глазах детей, установления дружественной связи со своими воспитанниками [1, с. 24]. Так же и для родителей, использование мессенджеров может послужить средством коммуникации с другими родителями, для решения классных и внеклассных вопросов.
С помощью мессенджеров ученикам очень удобно общаться друг с другом. Для этого можно создать группу определённой школы и класса. Там ученики могут обмениваться домашним заданием, важной информацией и помогать друг другу. Так же с помощью мессенджеров можно уточнить домашнее задание у учителя, что, несомненно, положительно повлияет на процесс обучения. А ведь именно такой формат коммуникации – мгновенной, простой, живой, требующей отклика, – привлекает подрастающее поколение, он нас и интересует как средство вовлечения учеников в процесс получения знаний.
Мессенджеры – это новая форма социальной коммуникации, которая открывает новые возможности для общения. Также они оказывают неоценимую помощь в школьном процессе. Благодаря им, школьная коммуникация начинает приобретать трехсторонний характер – учитель, ученики и родители, что в свою очередь, может благоприятно сказаться на процессе обучения.
Кроме положительных сторон, у мессенджеров существуют и недостатки. Во-первых, отсутствие общего протокола, т.е. возможность получать данные пользователей. Во-вторых, общественная популярность мессенджеров может сказаться на процессе их работы. В-третьих, недолговечность. Одни мессенджеры блокируют в Китае, другие – в России. Мессенджеры, как и различные СМИ, своим существованием обязаны идеологиям и цензуре. Кого сделают изгоем, заблокируют завтра – неизвестно. Это основные недостатки мессенджеров. Таким образом, данная тема представляется не только актуальной и интересной, но и нужной. Так как она мало изучена и нуждается в определении ее места и роли в обществе.
Использование мессенджеров не только в развлекательных, но и в обучающих целях становится новой социальной практикой и привлекает внимание ученых [2, с. 322]. Как считают многие исследователи в области образования, на первое место начинает выходить информатизация обучения, которая происходит сейчас и в связи с этим необходимо обновление педагогических подходов и понятий в школьной педагогике. Именно понятие «образовательные коммуникации», как считает А.И. Шутенко, должно входить в новые педагогические подходы.
Если рассматривать образовательные коммуникации, то здесь стоит обратить внимание на взаимосвязь множества элементов, которые входят в данное понятие – от способов передачи информации до социокультурной её составляющей, которые непосредственно влияют на сам процесс обучения. Здесь мы говорим о различных методах и приемах передачи учебной информации, которая содержится как в научно-методической, теоретической, эмпирической, так и в виде другой информации.
По мнению А.И. Шутенко, в образовательных коммуникациях содержатся различные дидактические формы, способы обучения, ведь они являются средствами передачи информации, а также конкретного опыта для обучения. Образовательные коммуникации являются очень широким понятием и включают в себя различные категории, которые можно интерпретировать как создающие информационное пространство способы передачи знаний, имеющих определенные модели, схемы и методы комплексного обучения [3, с. 180].
Если будем рассматривать отдельно коммуникацию в образовании, то здесь можно выделить ее созидающую, социальную роль. Но с помощью именно образовательных коммуникаций, данные роли могут усиливаться. В связи с этим можно сказать, что образовательные коммуникации являются неотъемлемой частью учебного процесса. С их помощью увеличивается эффективность и значимость получаемой учебной информации.
На сегодняшний день одним из главных феноменов повседневной жизни начинает становиться информационное общество, как уже было упомянуто ранее. Исследователи утверждают, что информация уже начинает влиять на процесс социализации у нового поколения детей. Поэтому образовательные коммуникации должны стать одним из главных каналов передачи этой информации. Для укрепления позиций школьного и вузовского образования необходимо, чтобы образовательные коммуникации отражали всю суть сегодняшнего времени. Здесь речь идет об использовании в процессе образования новейших технологий, которые бесспорно облегчат процесс получения нового знания. Такой вид образовательных коммуникаций и образовательной информации должен противостоять псевдознанию, которое исходит из массового знания. Также они помогут более лучшему информационному обеспечению при подготовке учащихся к выполнению учебных заданий, откроют перспективы в научно-исследовательской работе, но также помогут и преподавателям, снизив сложность их работы, которая в большей степени представлена передачей этой самой учебной информации.
Бесспорно, образовательные коммуникации должны развиваться, чтобы появлялась новая учебная информация, освобождались педагогические ресурсы для процесса коммуникации между субъектами образовательного процесса, а именно – учителем и учеником. Поэтому такой вид общения, как педагогический, является основообразующим в образовательном процессе. Но как мы все знаем, что традиционная система обучения, которая существует сейчас, отрицает существования образовательных коммуникаций. Здесь общение между учеником и учителем сводится к минимуму и имеет сугубо формально-ролевой характер. Но если взглянуть на данную проблему со стороны школьников, то можно увидеть лишь единичные случаи, когда коммуникация между учеником и учителем носит открытый, конструктивный характер и носит вид живого диалога. Исследователи обращают свое внимание именно на момент контакта, к которому должен быть подготовлен как учитель, так и сам ученик. Но, тем не менее, большинство учителей и учеников не могут найти этот контакт, и коммуникация разбивается об формализованные барьеры, дисциплину и систему учебной подготовки [4, с. 179].
Как правило, в процессе традиционного обучения, труд учителя больше складывается к процессу передачи информации, т.е. к информативной работе. Не секрет, что учитель является носителем учебной информации перед учениками. В процессе стандартного урока происходит изучение нового материала, опрос уже ранее изученного материала, а также закрепление навыком самостоятельного изучения. И этот процесс требует не мало затрат, как умственных, так и психологических. Изучая практику обучения касательно нашей страны, здесь можно отметить, что большинство времени процесса обучения сводится к теоретическим и иллюстративным методам изложения учебной информации, при котором сам процесс обучения можно представить в виде элементарной цепочки: рассказ материала – усвоение – контроль.
Если образовательные коммуникации будут дальше развиваться, то это повлечет за собой трансформацию и в преподавательской сфере. Изменятся способы и методы обучения, появятся новые возможности и технологии передачи учебной информации. Теперь перед образованием будет стоять новая задача – наладить процесс обучения с помощью новых информационных технологий, что поставит на первое место такую функцию, как информативную. И здесь уже главная роль будет отводиться человеку, человеческому ресурсу, который будет устремлен на закрепление роли учителя как педагога и воспитателя одновременно.
Если рассматривать непосредственно стадию развития, которую проходят образовательные коммуникации, то можно сказать, что именно информационные технологии помогут обеспечить прорыв и трансформацию образовательной системы, складывающуюся на основе индивидуализации и проектирования процесса обучения [5, с. 209].
Для того чтобы данная поставленная задача могла реализоваться в практической деятельности, необходимо иметь в виду, что образовательные коммуникации имеют свои принципы развития, которые нацелены на построение и организацию процесса обучения:
– доступность образовательных коммуникаций. Данный принцип предполагает использование всех имеющихся информационных потенциалов и ресурсов;
– встроенность образовательных коммуникаций. Данный принцип делает акцент на гибкости системы образования и способности интеграции;
– инновации образовательных коммуникаций. Данный принцип делает акцент на использовании в процессе образования наглядных методов обучения;
– индивидуальность образовательных коммуникаций. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к каждому учащемуся;
– обратная связь образовательных коммуникаций. Данный принцип предполагает наличие диалога между субъектами учебного процесса, а именно – учителем и учеником;
– многогранность образовательных коммуникаций. Данный принцип предполагает использование различных способов, приемов, техник, методов обучения;
– циркуляция образовательных коммуникаций. Данный принцип предполагает появление новой информации, знания, с целью передачи его ученикам.
Перечисленные принципы образовательных коммуникаций помогают процессу обучения стать более усовершенствованным, а, следовательно, изменять и сам процесс образования, выводя его на новый уровень, с целью наилучшего восприятия учебной информации учениками.
Анализируя вышесказанное, можно назвать некоторые преимущества использования именно мессенджеров в процессе образования:
– привычная среда для учеников;
– в мессенджере показаны все имена и фамилии;
– современные технологии позволяют всем участникам передавать учебный контент в сети;
– возможность совместной работы;
– наличие форума, стены, чата;
– каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;
– активность участников прослеживается через ленту друзей;
– удобно использовать для проведения проекта;
– подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.
Использование в виртуальных учебных сообществах технологий форумов, может позволить всем участникам самостоятельно или группой создавать учебный контент с помощью мессенджеров, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Способность сочетания индивидуальных и коллективных форм работы содействует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных знаний. Одинаковое для всех участников образовательного процесса коммуникативное пространство дает способность коллективной оценки процессов и итогов работы, наблюдения за формированием каждого участника и оценки его вклада в групповое творчество.
Значительный уровень взаимодействия помогает непрерывности учебного процесса, уходящего за рамки занятий. Понятность использования и интерфейса мессенджеров большей части пользователей помогает сэкономить время, избегая этап адаптации учащихся к новому коммуникативному способу. Высокая адаптивность коммуникативного пространства значимо облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной информации, а также видео и аудиоматериалов, и различных приложений.
Примером использования мессенджеров в образовании может быть обучение с помощью блогов и вики, где ученики могут делать обзоры, создавать, комментировать, изменять собственные и групповые письменные учебные сетевые проекты. Также мессенджеры могут использоваться для сохранения отношений между участниками конкурсов, олимпиад, летних школ, что может не только улучшить эмоциональный климат коллектива, но и улучшить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями. С помощью средств мессенджера можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов [6, с. 55].
В аккаунтах и группах Facebook или «ВКонтакте» можно обновлять статусы, размещать новости, анонсы, фотографии, видео. А доступ ко всей этой информации имеет одновременно неограниченное количество людей: ученики, преподаватели и даже родители.
В таких группах школьники смогут задавать вопросы по поводу учебы друг другу и учителям и оперативно получать на них ответы. Преподаватели же имеют возможность инициировать дискуссии, повышая интерес детей к учебе, выкладывать различные видео, фото, текстовые документы и другие материалы для того, чтобы ученики могли подготовиться к тому или иному уроку.
В «Твиттере», как и в других социальных сетях, можно публиковать новости, напоминания, анонсы – все, что касается жизни класса. А благодаря удобному поиску по хештегам, каждый пользователь сможет легко найти необходимую именно ему информацию.
Обычные бумажные дневники для записи своих мыслей постепенно все-таки уходят в небытие. Причиной тому являются постоянно расширяющиеся возможности онлайн-блогов. При помощи последних, ребенок сможет не только научиться излагать свои мысли, но и делиться ими – пускай не со всем миром, но хотя бы со своими одноклассниками. Например, можно вынести на обсуждение пройденной темы или поездки на экскурсию, а также рассказать о новых фильмах, музыке, книгах и т.д., проиллюстрировать все это собственными фотографиями и видео.
Instagram дает уникальные возможности публиковать фото, которые расскажут о жизни класса намного лучше, чем слова. Здесь каждый сможет публиковать собственные работы, касающиеся учебы и класса.
Использование мессенджеров в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.
Непрерывность образовательного процесса является одним из ключевых правил, и именно мессенджеры могут обеспечить эту непрерывность, находясь постоянно «на связи» с учителями и одноклассниками. Мессенджеры устроены довольно просто, поэтому не возникнет проблем при знакомстве с ними и использовании. Образовательные коммуникации с помощью мессенджеров позволят облегчить восприятие учебной информации благодаря очень удобному интерфейсу.
Если называть примеры использования мессенджеров в образовании, то стоит сказать, что благодаря мессенджерам обучение может происходить на основе блогов, где учащиеся могут делать комментарии, проводить обсуждение, редактировать или вместе придумывать собственные проекты. Также мессенджеры – это хороший способ поддерживать постоянную коммуникацию с учителями, одноклассниками и даже с учениками других школ.
Одними из главных проблем использования мессенджеров в образовании являются отсутствие сетевого этикета между учениками, невысокий уровень владения мессенджерами учителями, затрудненность доступа к мессенджерам из учебных классов [7, с. 146].
Конечно, мессенджеры не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.
Таким образом, если обобщить результаты исследований в области влияния мессенджеров на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей мессенджеров обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос об их применимости как образовательных инструментов на практике.
Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию мессенджеров на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в мессенджерах, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.
Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать мессенджеры не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик, и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.
В связи с этим, применение мессенджеров при образовательной коммуникации является довольно интересным и необходимым, ведь значимость такой коммуникации еще не до конца оценена. Многие специалисты негативно относятся к применению мессенджеров в образовательной деятельности, т.к. считают, что традиционные методы, изученные годами, могут дать наиболее лучший результат, нежели инновационные методы. Это можно объяснить сложившимся стереотипом, что мессенджеры являются исключительно средством для повседневного общения, проведения свободного времени и развлечения. Но это не так. С помощью мессенджеров можно окружить себя коллегами, одноклассниками, т.к. есть функция «добавить в друзья»; создать группу своей школы, где постоянно будет появляться информация из жизни учреждения; сделать групповое общение, создав беседу для всего класса, чтобы обсуждать классные вопросы и проблемы. Также можно производить видео-звонки для объяснения более сложных вопросов; безлимитно общаться по телефону с коллегами или одноклассниками; общаться максимально быстро, без лишних функций.
Среди преимуществ использования мессенджеров в образовании можно выделить следующие:
– привычность интерфейса и самой коммуникативной среды для обучающихся позволяет сэкономить время на адаптацию учащихся к новому образовательному пространству;
– многие ресурсы являются бесплатными, тем не менее, обладают значительным функционалом для реализации образовательных задач;
– функционал социальных сервисов позволяет не только хранить, но и создавать, а также делиться цифровым контентом; в конечном счете, обучающиеся участвуют в процессе создания и обмена знаниями;
– мультимедийные возможности видео-, аудио-, интерактивных социальных сервисов позволяют значительно разнообразить представление учебного материала;
– учебная деятельность с помощью мессенджеров способствует развитию мотивов обучения, связанных с самореализацией, самовыражением, боязнью потерпеть неудачу, мотивами просоциального поведения и т.д.;
– применение технологий форумов, блогов, вики, других средств позволяет учащимся самостоятельно или совместно создавать учебный материал, что, в свою очередь, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, развивает критическое мышление, рефлексию и др.;
– обучение с помощью мессенджеров позволяет формировать у обучающихся XXI в. навыки, связанные с умением не только найти информацию, но и переработать ее и на ее основе создать новую;
– поддержка обучения в среде социальных сервисов позволяет не ограничиваться только формальными занятиями в классе или аудитории, а расширить образовательное пространство, предоставляя педагогическую поддержку во внеаудиторное время.
Самое главное преимущество применения мессенджеров состоит в том, что становятся возможными новые педагогические стили и стратегии. Одной из таких стратегий является совместное создание цифрового контента. Подобная работа может проходить как между преподавателем и обучающимся, так и между обучающимися. Однако на практике роли преподавателя и студента могут взаимозамещаться. Данный механизм позволяет организовать студентоцентрический учебный процесс, в котором происходит смещение акцента с результата обучения на процесс обучения.
Другой не менее важной педагогической стратегией является развитие навыков информального обучения. Необходимость развития неформального и информального обучения неоднократно подчеркивалась как в официальных документах Европейского союза, так и в официальных документах Российской Федерации. Так, одним из ключевых направлений в «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года» названо именно развитие неформального и информального медийного образования [8, с. 69].
Это относительно новые модели профессионального развития, которые описывают множество разных форм обучения, протекающие независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, материалы и системы в поддержку эффективности, коучинг, участие в сетевых образовательных сообществах.
Неформальное образование – «это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых, обладающие признаками организованности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющемуся образованию человека».
Информальное образование подразумевает индивидуальную образовательную деятельность человека, сопровождающую его повседневную жизнь и не носящую целенаправленного характера.
Неформальное (НФО) и информальное (ИФО) обладает следующими характеритиками: – НФО и ИФО, как правило, проходят вне образовательных учреждений, включая в их число и отделы корпоративного обучения; – НФО и ИФО обычно не следуют установленному расписанию, часто завязываются внезапно и происходят от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями; – НФО и ИФО напрямую связаны с содержанием и течением повседневной жизни и работы.
Неформальная или информальная стратегия обучения с помощью мессенджеров может выражаться через:
– обучение с разных точек зрения: мессенджеры поддерживают обмен идеями, а также помогает найти единомышленников. Они также помогают упростить создание связи между людьми со схожими интересами;
– самоорганизация и совместное обучение: инструменты мессенджеров способствуют созданию персональной образовательной среды для обучения их авторов. Хотя при этом не создается единый стиль обучения, обучающиеся не одиноки, и могут получить обратную связь;
– цифровое обучение: через регулярное чтение вики, форумов или блогов новички имеют возможность учиться у экспертов за пределами географических и тематических границ;
– блоги и инструменты совместного обучения способствуют развитию способности к обучению («умение учиться»): посредством публикации собственных мыслей и размышлений содержание становится доступным для оценки, а также для дальнейшего развития;
– мессенджеры поддерживают рефлексивное письмо: в социальных сетях используются простые, но эффективные и надежные стандарты кодировки, позволяющие моделировать потоки содержания, обратной связи и процедуры мониторинга.
Необходимо отметить, что мессенджеры в образовании способствуют более быстрому созданию и более широкому распространению знаний не только за счет преодоления географических или иных границ, использования цифрового мультимедийного контента, но и за счет новых педагогических стратегий обучения в рамках неформального и информального обучения. Одними из таких перспективных стратегий являются модели MOOK – массовые онлайн открытые курсы и Peer-поддержки [9, с. 126].
Проведённое социологическое исследование в МБОУ СОШ №2 имени Адмирала Ушакова города-курорта Геленджик показало, что школьное сообщество пользуется такими мессенджерами, как «ВКонтакте» – 71%, «WhatsApp» – 57% и «Instagram» – 40%. Среди учителей наиболее популярен мессенджер «WhatsApp» – 75%. Что касается учеников, то они больше используют мессенджер «ВКонтакте» – 80%, а «WhatsApp» и «Instagram» пользуются равное количество респондентов – 30%. Для многих выбор данных мессенджеров объясняется их многофункциональностью – 51% и простотой в использовании – 48%. Цель использования мессенджеров у большинства респондентов – это повседневное общение 62%, но также присутствует и деловое общение 28%. Учителя используют мессенджеры в большей степени для повседневного общения 75%, в то время как ученики используют все возможности мессенджеров, как для повседневного общения 65%, делового общения 13% и для группового общения 22%. Большинство опрошенных считают, что мессенджеры полностью обладают всеми необходимыми функциями 87%. Наиболее частым типом информации, которое передает школьное сообщество, являются – текстовые сообщения 84%, фото 61% и аудиосообщения 37%. Большинство респондентов считают, что мессенджеры позволяют в полной мере обмениваться современными типами информации 90%. По мнению опрошенных, мессенджеры обладают такими функциями, как коммуникативная 76%, познавательная 31% и интегрирующая 21%. Для школьного сообщества наиболее важными функциями являются коммуникативная 52% и познавательная 25%. Как для учителей, так и для учеников, значимой функцией в мессенджерах является коммуникативная 75% и 69%. Большинство респондентов используют мессенджеры как средство передачи учебной информации 83% (95% учителя и 93% ученики). Наиболее частым адресатом передачи учебной информации являются одноклассники 90% и коллеги по работе 95%. Касательно вопроса частоты передачи учебной информации при помощи мессенджеров, то здесь можно сказать, что учителя реже передают учебную информацию при помощи мессенджеров, нежели ученики.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что учителя и ученики по-разному используют мессенджеры при коммуникации. Для учителей, мессенджер – это в первую очередь просто средство коммуникации, с помощью которого изредка можно передать учебную информацию. В том время как для учеников, мессенджер – это не только средство для общения, но и способ развлечься, и узнать что-то новое. Также для учеников мессенджеры являются одним из главных способов передачи учебной информации.
Современные мессенджеры уже давно ушли от представления, что они являются только средством передачи сообщений. Они довольно сильно изменились за последнее время и позволяют уже обмениваться звонками, видео-звонками, аудиосообщениями и т.д. Именно поэтому мессенджеры плотно вошли в нашу жизнь, стали практическими незаменимыми при коммуникации, и спрос на них растет с каждым годом. В связи с этим, применение мессенджеров при образовательной коммуникации является довольно интересным и необходимым, ведь значимость такой коммуникации еще не до конца оценена.
1. Buryan N.M., Vahrameeva D.V. Rol' lichnosti prepodavatelya v uchebno-vospitatel'nom processe // V sbornike: Sbornik luchshih nauchnyh rabot molodyh uchenyh Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta, otmechennyh nagradami na konkursah v 3-h chastyah. Kubanskiy gosudarstvennyy tehnologicheskiy universitet. Krasnodar. - 2015. - S. 24-26.
2. Muha V.N. Problematika povsednevnosti i social'nyh praktik v sovremennoy sociologii // V sbornike: Rossiyskoe sociologicheskoe soobschestvo: istoriya, sovremennost', mesto v mirovoy nauke. Materialy nauchnoy konferencii k 100-letiyu Russkogo sociologicheskogo obschestva imeni M.M. Kovalevskogo. Otvetstvenyy redaktor: Yu.V. Asochakov. - 2016. - S. 322-324.
3. Shutenko A.I. Razvitie obrazovatel'nyh kommunikaciy v sovremennoy shkole // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 7. - S. 80-90.
4. Vayndorf-Sysoeva M.E. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak neot'emlemyy komponent sovremennoy sistemy obrazovaniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 14. - S. 86-94.
5. Sardak L.V., Sofronov A.A. Vzaimodeystvie pedagoga i roditeley (zakonnyh predstaviteley) obuchayuschegosya sredstvami mobil'nyh i oblachnyh tehnologiy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 6. - S. 91-95.
6. Kulikova G.S. Vliyanie internet-kommunikaciy na drugie sfery obscheniya // Problemy rechevoy kommunikacii. - 2015. - № 5. - S. 54-57.
7. Kolokol'ceva T.N., Lutovinova O.V. Internet-kommunikaciya kak novaya rechevaya formaciya. M. : FLINTA, 2012. - 328 s.
8. Pogosyan V.A. Kommunikaciya v virtual'noy obrazovatel'noy srede // Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve. - 2012. - № 2. - S. 67-72.
9. Utkina Yu.V. Podhody k utochneniyu ponyatiya «professional'naya kommunikaciya pedagoga» // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 1. - S. 123-128.