«QUANTA» LANGUAGE CONSCIOUSNESS AND PROBLEMS IN THE FUNCTIONING OF THE COMMUNICATIVE NORMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the conceptualization of the world from the point of view of its methodological paradigm assessment in the context of the globalizing world. A retrospective analysis of the relationship between language and human speech activity is given. The authors explain the role of language as a socio-cultural phenomenon in the formation of worldview systems that develop in the consciousness with the help of minimal units of human experience in their ideal meaningful representation in special concepts, which allows the individual to think within the boundaries of a certain linguistic picture of the world. Analyzes the problems of the functioning of communicative norms with regard to the hierarchy of the spiritual representations of the world. The article attempts to consider the impact of the “blurring” of the information boundaries of the globalizing world on the cognitive abilities of the individual in the nomination, qualification of the subject, phenomenon, process.

Keywords:
language of reality, conceptualization of the world, linguopragmatic aspect, paradigm, communication.
Text

Весь мир в сознании человека поделен на сегменты, или кванты знания, которые в процессе познавательной деятельности преобразуются в сознании человека в концепты, или, по Е.С. Кубряковой [6], в особые «кванты знания», «минимальные единицы человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении». Концептуализация мира — необходимый и обязательный механизм, помогающий индивиду мыслить в границах определенной картины мира, в формировании которой языку отводится главенствующая роль. Важно отметить, что расчленение реальной действительности на «кванты» происходит еще на довербальном уровне. Постепенно весь мир в сознании человека разворачивается как «мозаика», каждый элемент которой должен сложится в определенный образ, представляющий собой языковую картину мира как систему концептов, с помощью которых человек не только видит мир, но и понимает его. Каждый народ «раскраивает» мир в соответствии с национальными традициями и устоями. Безусловно одно: отдельные элементы картины мира, или концепты, и картина мира в целом имеют воплощение в конкретном языковом коде. Сделаем попытку рассмотреть, как влияет «размывание» информационных границ глобализирующегося мира на когнитивные способы номинации, квалификации предмета, явления, процесса в сознании молодого поколения. Сегодня, наверное, ни у кого не вызывает возражения тот факт, что любые цивилизационные изменения влекут за собой изменения в языковой системе. И связано это, прежде всего, с тем, что лингвистика занимает пограничную «нишу» в системе наук — между естественными и гуманитарными науками, что заставляет ее обращаться как к внешнему миру, так и к человеку говорящему. Происходит переосмысление методологической парадигмальной оценки языка, причем этот процесс происходит как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике и лингводидактике [12–17; 20].

References

1. Balyhina T.M. Reabilitaciya sistemnogo plyuralizma kak perspektiva postroeniya lingvodidakticheskoy modeli obucheniya kitayskih studentov po napravleniyam podgotovki «Menedzhment» i «Ekonomika» [Tekst]: monografiya / T.M. Balyhina, T.T. Cherkashina. - Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo un-ta, 2013.

2. Budil'ceva M.B. Interferenciya i formirovanie kommunikativnoy kompetencii [Tekst] / M.B. Budil'ceva, N.S. Novikova, T.I. Saenko // Russkaya slovesnost'. - 2013. - № 1. - S. 62-67.

3. Gadamer H.-G. Yazyk i ponimanie [Tekst] / H.-G. Gadamer // Aktual'nost' prekrasnogo. - M.: Iskusstvo, 1991. - S. 43.

4. Gumbol'dt V. Hrestomatiya po kursu «Vvedenie v yazykoznanie» [Tekst] / V. Gumbol'dt. - M.: Akademicheskiy prospekt, 2005.

5. Delez Zh. Platon i simulyakr [Tekst] / Zh. Delez // Intencional'nost' i tekstual'nost'. Filosofskaya mysl' Francii XX veka. - 1988. - S. 235.

6. Kubryakova E.S. Evolyuciya lingvisticheskih idey vo vtoroy polovine XX veka (opyt paradigmal'nogo analiza) [Tekst] / E.S. Kubryakova // Yazyk i nauka konca HH veka. - 1995. - S. 144-238.

7. Lotman Yu.M. Kul'tura i vzryv [Tekst] / Yu.M. Lotman . - M., 1992. - S. 13.

8. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhukul'turnaya kommunikaciya [Tekst] / S.G. Ter-Minasova. - M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2004. - S. 147.

9. Fuko M. Slova i veschi [Tekst] / M. Fuko. - SPb., 1994.

10. Cherkashina T.T. Kommunikativnaya kompetenciya menedzhera i problemy formirovaniya dialoga kul'tur: metametodicheskiy podhod [Tekst]: monografiya / T.T. Cherkashina. - M., 2010.

11. Haydegger M. Vremya i bytie: stat'i i vystupleniya [Tekst] / M. Haydegger. - M.: Respublika, 2011. - S. 272-273.

12. Eko U. Poiski sovershennogo yazyka v evropeyskoy kul'ture [Tekst] / U. Eko; per. s ital. A. Mirolyubovoy. - M.: Simpozium, 2009.

13. Bean F.D., Stevens G. America’s Newcomers and the Dynamics of Diversity. New York: Russell Sage Foundation. 2013.

14. Bowern C. Linguistic Fieldwork: A. Practical Guide. Basingstoke New York: Palgrave MacMillan, 2008.

15. Cerny M. Language Death versus Language Survival: A Global Perspective // Globalisation: Exploring the Limits of Globalisation in the Regional Context. Ostrava: University of Ostrava Czech Republic, 2010. URL: conference.osu.eu/globalization/publ/06-cerny.pdf/ P. 51-56.

16. Crystal D. English as a Global Language. Second Edition. Cambridge University Press, 2009. Encyclopedia Britannica Book of the Year 2013. Chicago. P. 882.

17. Kubota R. The impact of globalization on Language teaching in Japan // Block D., Cameron D. (Ed.). Globalization and Language Teaching. London-New York: Routledge, 2002. P. 13-28.

18. Kuniko Miyanaga (in Japanese). Globalization and Identity. Kyoto: Sekai Shiso Sha , 2000. P. 12

19. Sayenko T., Novikova N. Mitigation of Cross-Cultural Differences in International Communication // NUSB Journal of Economics and Information Science, vol. 57, no. 2. Japan, Nagoya University of Commerce and Business. 2013. P. 87-92.

20. Semiotics of Globalization as the Subject of Philosophical Reflection//Dialogue and Universalism. 2003. Vol. 23. № 3. P. 137-15.

21. URL: http://wordsonline.ru/samples/new.html

Login or Create
* Forgot password?