Moskva, Moscow, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article discusses the current socio-pedagogical problem – the success / failure of the younger schoolchild in the course of learning. The reasons for the child’s difficulties in school life, the loss of interest in learning, the violation of relationships in the classroom are considered. The conditions for creating an educational environment in a primary school that stimulates an increase in the quality of education of children of primary school age are characterized.
learning success; educational environment; success pedagogy; creating a situation of success; educational dialogue; providing pedagogical support to the younger schoolchild; confession.
Особенности коммуникативного
взаимодействия младшего
школьника с учителем
Остановимся на особенностях положительного взаимодействия младших школьников с учителем. Можно выделить следующие цели коммуникативного взаимодействия в системе «ученик – учитель», то есть учебного общения:
1) удовлетворение любопытства;
2) установление контакта;
3) принятие и передача информации;
4) побуждение к действию, к активности;
5) установление отношений (фиксация своего места в социуме);
6) обмен эмоциями;
7) оказание влияния, установление согласованных действий.
Для проблемы, которую мы обсуждаем, очень важны две первые цели коммуникативного взаимодействия. Так, для младшего школьника, особенно первого-второго класса, крайне значимо удовлетворение любопытства. Оно часто проявляется в так называемом заигрывании со взрослым: вопросах, взглядах, подобострастных улыбках, заглядывании в глаза, желании дотронуться. Мы должны понимать, что это особая форма привлечения к себе внимания и ее необходимо принять: педагог должен в ней участвовать, а не отмахиваться от ребенка, даже если такое поведение его раздражает. В основе подобного стремления детей к общению лежат разные причины, среди них есть и негативные: душевное неблагополучие, «прилюдное одиночество», неустойчивость эмоционального состояния. И учитель должен не только все это заметить, но и прореагировать. Например, первоклассник (или новый ученик во вторых–четвертых классах), который только начал посещать школу и еще не вошел в детский коллектив, чувствует себя одиноким, покинутым. В данном случае установление педагогом правильного взаимодействия с ребенком – предпосылка его успешной адаптации к новым условиям, социализации в коллективе сверстников. Инициатива общения здесь принадлежит педагогу, ребенок исполняет пассивную роль: слушает, кивком отвечает на вопрос, держится за руку, отвечает на улыбку...
1. Vinogradov V.V. Issledovaniya po russkoy grammatike [Studies in Russian grammar]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 559 p.
2. Vinogradova N.F. Nachal’naya shkola XXI veka. Kontseptsiya nachal’nogo obrazovaniya [Primary school of the XXI century. The concept of primary education]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2017. 64 p.
3. Serikov V.V. Lichnostnyy podkhod v obrazovanii: kontseptsiya i tekhnologii [Personal approach in education: concept and technology]. Volgograd, Peremena Publ., 1994. 150 p.
4. Stroganova L.V. Formiruem nravstvennuyu i psikhologicheskuyu kul’turu mladshikh shkol’nikov [We form the moral and psychological culture of younger schoolchildren]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2012. 80 p.
5. Ushinskiy K.D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel’nom znachenii [Labor in its mental and educational meaning]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 359 p.
6. Ferrer-i-Guardiya F. Sovremennaya shkola [Ferrer-i-Guardia F. Modern School]. Sayt biblioteki elektronnoy literatury [Electronic Library Library website]. Available at: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/ferreri-guardiya-fransisko/sovremennaya-shkola (accessed 17 November 2018).
7. Yartseva V.N. Bol’shoy entsiklopedicheskiy slovar’. Yazykoznanie [Big encyclopedic dictionary. Linguistics]. Moscow, Bol’shaya Rossiyskaya entsiklopediya Publ., 1998. 687 p.