Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article deals with the organization of summer teaching practice, approaches to the training of counselors. It is said about the pedagogical potential of summer practice as a form of improving the quality of professional training of future teachers, improving the skills of pedagogical activity.
summer pedagogical practice, counselor, professional training, school of counselors, module «Design and organization of work with temporary children’s collective».
Одной из современных ведущих тенденций высшего образования является усиление его практико-ориентированности. В связи с этим практика начинает занимать одну из центральных позиций в основных образовательных программах. Виды профессиональной деятельности, на которые нацелена подготовка выпускников, сформулированы в действующих федеральных образовательных стандартах, со стороны сферы труда определены в профессиональных стандартах. Для программ группы направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» принципиально важна реализация взаимосвязи содержания и технологий подготовки обучающихся [10]. В современных условиях профессиональная готовность выпускников не ограничивается предметными компетенциями, а производственная/учебная педагогическая практика — ведением уроков. В целях обеспечения соответствия образовательного процесса современным требованиям к подготовке кадров в институте педагогики и психологии МГПУ (ИППО МГПУ) было принято решение при формировании учебных планов учитывать следующие позиции:
■ обеспечить закрепление теоретических знаний, получаемых в ходе изучения дисциплин выездом в инструктивный лагерь, выполнением студентами конкретных заданий и подготовкой методической копилки;
■ использовать при выходе студентов на практику задания, подготовленные в соответствии с изучением дисциплин модуля.
Одним из важных решений было включение в учебные планы бакалавриата (вариативная часть) на втором курсе модуля «Проектирование и организация работы с временным детским коллективом» и обязательной летней педагогической практики.
1. Borisova M.M., Ilyushina N.N., Pavlova N.P., Shcherbakova T.N. Vozhatskaya metodichka [Vozhatskaya training manual]. Moscow: INFRA-M Publ., 2017. 274 p.
2. Borisova M.M., Pavlova N.P. Opyt podgotovki studentov k letney pedagogicheskoy praktike [Experience in preparing students for summer teaching practice]. Rebenok v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve megapolisa: Materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Child in the modern educational space of a megacity: Proceedings of the Vth All-Russian Scientifi c Practical Conference]. 2018, pp. 67-74.
3. Borisova M.M., Pavlova N.P. Praktiko-orientirovannyy podkhod k podgotovke vozhatykh [Practice-oriented approach to the training of counselors]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology]. 2018, I. 3 (45), pp. 22-31.
4. Ilyushina N.N., Pavlova N.P., Shcherbakova T.N. Pedagogika detskogo ozdorovitel’nogo lagerya: praktikum [Pedagogy of the children’s recreation camp: workshop]. Moscow: INFRA-M Publ., 2017. 258 p.
5. O vklyuchenii programmy v osnovnye professional’nye obrazovatel’nye programmy. Pis’mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 08.08.2017 № TS-56/09 [On the inclusion of the program in the main professional educational programs. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.08.2017 No. TS-56/09]. Available at: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2017/08/41-mon-ot-09.08.2017-2.pdf (accessed 08 January 2019).
6. Pavlova N.P., Lomteva E.V. Formirovanie professional’nykh kompetentsiy u studentov pri prokhozhdenii letney pedagogicheskoy praktiki v usloviyakh DOL [Formation of professional competences of students during the passage of the summer teaching practice in the conditions of DOL]. Sovremennoe obrazovanie v strane: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: sbornik materialov gorodskogo mezhvuzovskogo Kruglogo stola [Modern education in the country: state, problems, development prospects: a collection of materials of the urban intercollegiate Round Table]. Moscow: «Ekon-inform » Publ. 2017, pp. 63-67.
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 05 aprelya 2017 goda № 301 «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel’noy deyatel’nosti po obrazovatel’nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 5, 2017 No. 301 “On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities in Educational Programs of Higher Education - Bachelor’s Programs, Specialty Programs, Magistracy Programs”]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/10620 (accessed 08 January 2019).
8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 27 noyabrya 2015 goda № 1383 «Ob utverzhdenii Polozheniya o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnovnye professional’nye obrazovatel’nye programmy vysshego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 27, 2015 No. 1383 “On approval of the Regulations on the practice of students mastering the basic professional educational programs of higher education”]. Available at: http://base.garant.ru/71288178/ (accessed 08 January 2019).
9. Prikaz Minzdrava Rossii ot 05.12.2014 N 801n O vnesenii izmeneniy v prilozheniya N 1 i N 2 k prikazu Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial’nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 aprelya 2011 g. N 302n “Ob utverzhdenii perechney vrednykh i (ili) opasnykh proizvodstvennykh faktorov i rabot, pri vypolnenii kotorykh provodyatsya obyazatel’nye predvaritel’nye i periodicheskie meditsinskie osmotry (obsledovaniya), i Poryadka provedeniya obyazatel’nykh predvaritel’nykh i periodicheskikh meditsinskikh osmotrov (obsledovaniy) rabotnikov, zanyatykh na tyazhelykh rabotakh i na rabotakh s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda ot 23 dekabrya 2018 g. [Order of the Ministry of Health of Russia of December 5, 2014 N 801n On Amendments to Appendices N 1 and N 2 to the Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of April 12, 2011 N 302n “On Approval of Lists of Harmful and (or) Hazardous Industrial Factors and works, in the performance of which mandatory preliminary and periodic medical examinations (examinations) are carried out, and the Procedure for carrying out mandatory preliminary and periodic medical examinations (examinations) of workers engaged in heavy work and work with harmful and (or) hazardous working conditions of December 23, 2018]. Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-05122014-n-801n/ (accessed 08 January 2019).
10. Primernaya programma modulya «Osnovy vozhatskoy deyatel’nosti dlya obuchayushchikhsya v ramkakh UGSN 44.00.00 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki» [An exemplary program of the module “Basics of leaders activities for students in the framework of UGSN 44.00.00 Education and Pedagogical Sciences”]. Available at: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2017/08/Programma-Osnovyi-vozhatskoy-deyatelnosti-utv-FUMO-2.pdf (accessed 08 January 2019).
11. Federal’nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation”]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (accessed 08 January 2019).