Penza, Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of a study of the characteristics of the organization of business activities of budgetary institutions. The concept of “budget organization (institution)” is disclosed, the sources of financing the activities of budget organizations are investigated, the process of conducting extra-budgetary activities in budget organizations is studied.
budget organizations, entrepreneurial activity, income.
Казалось бы, что бюджетные организации должны вести только бюджетную деятельность и содержаться полностью за счет бюджетных средств, но сегодня законы позволяют, а власть одобряет вести предпринимательскую деятельность бюджетным организациям. Данная норма закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации [2].
Актуальность исследования заключается в том, что предпринимательство является основной частью экономики и предпринимательской деятельностью сегодня активно занимаются и бюджетные учреждения, получающие от нее дополнительные источники доходов, поэтому вопросы организации предпринимательской деятельности требуют внимания с точки зрения потенциального роста доходов.
Целью исследования является изучение методических и нормативно-правовых вопросов организации предпринимательской деятельности бюджетных организаций и выделение их особенностей. Поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач: раскрытие понятия «бюджетная организация (учреждение)», исследование источников финансирования деятельности бюджетных организаций, изучение процесса ведения внебюджетной деятельности бюджетных организаций. Объектом исследования являются бюджетные организации. Предметом исследования является предпринимательская деятельность бюджетных учреждений.
Понятие бюджетного учреждения определено в ст. 9.2 п. 1 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5]. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Деятельность бюджетных учреждений финансируется из соответствующего бюджета в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций, а также за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на основе планов финансово-хозяйственной деятельности, ежегодно утверждаемых органом, выполняющим функции и полномочия учредителя [1].
Обязательные условия ведения предпринимательской деятельности бюджетными учреждениями определены в ст. 24 п. 2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5].
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, деятельность бюджетных учреждений делится на бюджетную и внебюджетную (предпринимательскую) (рис. 1).
Бюджетные учреждения имеют свою специфику, кардинально отличающую их от коммерческих организаций.
Правовая процедура после принятия решения о ведении предпринимательской деятельности в бюджетном учреждении представлена на рис. 2.
Учитывая правовой статус бюджетных учреждений и основную цель создания, бюджетное учреждение обязано вести оперативный, статистический и бухгалтерский учет, а также раскрывать информацию о финансовой деятельности в соответствии с методологическими и нормативными актами Российской Федерации [4].
Исходя из того, что существует основная уставная деятельность и предпринимательская, бюджетным учреждениям необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по этим двум видам деятельности, чтобы достоверно определять финансовые показатели по каждому виду деятельности.
Для корректного отражения операций по уставной и предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете бюджетные организации применяют дополнительные субсчета. Кроме этого, оформление первичных документов требует особого внимания, в них отражается конкретный вид деятельности, номенклатура оказываемых платных услуг для последующего отражения факта хозяйственной деятельности в учетных регистрах.
Бухгалтерский учет и отчетность по предпринимательской деятельности в бюджетных организациях ведутся отдельно от отчетности по целевым средствам.
Особенности налогообложения. Как уже было выяснено, в бюджетное учреждение доходы поступают в виде субсидий на выполнение государственного задания и в виде доходов от предпринимательской деятельности. Соответственно, целесообразно рассмотреть вопрос налогообложения с двух сторон.
Как следует из содержания ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации [3], средства целевого финансирования, полученные в виде субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, не учитываются при определении налоговой базы.
В случае ведения предпринимательской деятельности бюджетными учреждениями исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются в соответствии с общими требованиями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Доходы учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, и суммы произведенных расходов включаются в расчет налоговой базы.
Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:
– налог на добавленную стоимость (НДС);
– налог на прибыль организаций;
– налог на имущество организаций;
– транспортный налог;
– земельный налог.
Таким образом, бюджетное учреждение имеет следующие источники дохода: субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели и доходы, доходы от предпринимательской деятельности. Процедура ведения предпринимательской деятельности в бюджетном учреждении состоит из пяти этапов: получение разрешения на осуществление предпринимательской деятельности у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, закрепление права и видов разрешенной деятельности в учредительных документах, получение соответствующих лицензий, открытие лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства. Особенностями ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций являются: раздельное ведение учета хозяйственных операций по целевым средствам и по предпринимательской деятельности. Особенностями налогообложения бюджетных учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью, являются: бюджетные доходы не учитываются при расчете налоговой базы, предпринимательская деятельность облагается налогами в соответствии с общими требованиями.
1. Avtomonova N.G. Osobennosti oblozheniya byudzhetnyh uchrezhdeniy nalogom na pribyl' // PUF. - 2014. - №2 (14). - S. 62. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-oblozheniya-byudzhetnyh-uchrezhdeniy-nalogom-na-pribyl (data obrascheniya: 28.12.2018).
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 №51 FZ (red. ot 03.08.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2018) // SPS "Konsul'tantPlyus" - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (data obrascheniya: 26.02.2019)
3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii s izmen. ot 27.12.2018 №546-FZ // SPS "Konsul'tantPlyus". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrascheniya: 26.02.2019)
4. Prikaz Minfina Rossii "Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke sostavleniya, predstavleniya godovoy, kvartal'noy buhgalterskoy otchetnosti gosudarstvennyh (municipal'nyh) byudzhetnyh i avtonomnyh uchrezhdeniy" ot 25.03.2011 №33n (red. ot 07.03.2018) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22.04.2011 №20558) // SPS "Konsul'tantPlyus". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112540/ (data obrascheniya: 26.02.2019)
5. Federal'nyy zakon "O nekommercheskih organizaciyah" ot 12.01.1996 №7-FZ (red. ot 29.07.2018) // SPS "Konsul'tantPlyus". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (data obrascheniya: 26.02.2019)