ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT AS THE MAIN ELEMENT OF THE RISK MANAGEMENT ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a SWOT analysis of the educational organization. Strengths, weaknesses, opportunities and threats were identified. The algorithm of risk management in relation to the University is formed. Measures to minimize the identified risks are proposed.

Keywords:
risk, risk management, educational organization, SWOT analysis.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Все сферы человеческой деятельности, так или иначе, связаны с неопределённостью и, следовательно, рисковыми ситуациями.

Для сферы образования характерны свои риски, возникающие как во внешней, так и внутренней среде организации. Поэтому для снижения отрицательного влияния важно проводить анализ внешней и внутренней среды.

На основе вышеизложенного сформирован алгоритм управления рисками, включающий в себя идентификацию рисков, оценку, выбор методов и инструментов влияния на риск, разработку и проведение мероприятий, оценку полученных результатов (рис. 1).

На сегодняшний день существует множество методов анализа внешней и внутренней среды организации, такие как: SWOT-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, анализ пяти сил Портера и др. Но наиболее распространенным в сфере образования является SWOT-анализ.

SWOT – это аббревиатура английских слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы, риски). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в «S» и «W», а внешняя – в «О» и «Т» [1]. 

Рассмотрим SWOT-анализ применительно к деятельности Московского Политеха.

Сильные стороны:

  • ВУЗ считается престижным среди иностранных абитуриентов;
  • после реорганизации университет стал более известным не только в Москве, но и в других городах;
  • университет имеет положительный имидж;
  • имеется большой выбор направлений и специальностей;
  • в университете большая часть ППС имеет ученую степень;
  • ВУЗ специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день очень востребованы;

- имеется широкая научная база: библиотека, научный зал, современные лаборатории, вычислительный центр, центр развития инжиниринга, Fablab, технопарк, используются современные программные средства;

  • широкое применение информационных технологий в образовательном процессе;
  • большой объем внебюджетных средств, поступающих за обучение и научно-исследовательские работы;
  • университет курирует работу инженерных классов в городских школах;
  • ведется активная работа для 25 партнерских школ. В школах университет ведет работу не только со школьниками, но и с учителями по тематике особенностей ведения инженерных проектов со школьниками;
  • сотрудничество с разными предприятиями и организациями;

-   широко развитая внеучебная деятельность.

Слабые стороны:

  • абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ отдают предпочтение таким университетами, как МГУ, РУДН, МГТУ и др.;
  • переход на бакалавриат вызвал необходимость разработки новых рабочих программ, таким образом, проверенные рабочие программы перестали использоваться. Это может повлиять на качество учебного процесса;
  • сокращение ППС ВУЗа;
  • недостаточный уровень обеспеченности учебного процесса компьютерной техникой и современными информационными ресурсами;
  • недостаточно развитая система оказания дистанционных образовательных услуг;
  • учебные площадки университета находятся на достаточно больших расстояниях друг от друга;
  • недостаточное использование активных методов обучения – деловых игр, мозгового штурма, кейсов и др.;
  • отсутствие в ВУЗе системы управления качеством образования;
  • отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг;
  • низкий набор в аспирантуру;
  • отсутствие отдела по управлению рисками;

- отсутствие совместных с зарубежными ВУЗами программ обучения (программы двойного диплома).

Возможности:

  • благодаря тому, что получение технического образования поощряется руководством страны, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета;
  • реорганизация и объединение крупных ВУЗов может привести к росту притока абитуриентов и, следовательно, приведет к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на его имидже. А также увеличится количество студентов, обучающихся на платной основе;
  • расширение номенклатуры образовательных программ и услуг;
  • создание и открытие новых направлений и специальностей подготовки;
  • развитие аспирантуры и докторантуры;
  • организация эффективного финансового менеджмента в ВУЗе;
  • использование международных стандартов ИСО серии 9000 и серии 31000 для управления рисками и контроля качества образования;
  • проведение мероприятий в школах по агитации будущих абитуриентов;

- расширение сотрудничества со средними профессиональными учебными заведениями.

Угрозы:

  • демографическая ситуация, снижение рождаемости в некоторых городах и низкий уровень доходов у некоторых категорий граждан может привести к снижению количества абитуриентов, что приведёт к сокращению ППС университета, при этом у университета могут возникнуть сложности с набором необходимого количества студентов;
  • сильно высокий прирост студентов может негативно сказаться на работе структурных подразделений ВУЗа, что приведет к привлечению новых кадров и их обучению;
  • увеличение в регионе числа негосударственных ВУЗов;
  • отсутствие спроса на выпускников ряда специальностей;
  • уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;
  • сокращение бюджетного финансирования;
  • использование технологий дистанционного обучения другими ВУЗами-конкурентами;
  • снижение качества подготовки из-за увеличения доли платного образования;

- снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления.

По результатам проведенного анализа выявлены сильные и слабые стороны.

По результатам анализа внешней среды выявлены возможности и угрозы (риски).

Исходя из анализа, можно выделить основные риски ВУЗа, такие как:

– риск недобора студентов на ряд специальностей;

– уход квалифицированных преподавателей в негосударственные ВУЗы;

– снижение спроса на образовательные услуги из-за высоких требований к абитуриентам на вступительных экзаменах и высоких цен на некоторые направления;

– сокращение бюджетного финансирования и др.

В качестве мероприятий может быть предложено следующее:

– Университету необходимо внедрение системы менеджмента качества образования;

– для своевременного воздействия на риски, а также для увеличения прибыли и снижения потерь Университету необходимо внедрение системы управления рисками;

– необходимо уделить внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава Университета и созданию эффективной системы мотивации;

– следует уделить внимание формированию положительного имиджа Московского Политеха среди ведущих ВУЗов страны.

Выявленные угрозы могут негативно сказаться на деятельности ВУЗа в будущем, поэтому для сохранения устойчивой позиции на рынке необходимо своевременное реагирование на риски.

References

1. Gryaznova A.G., Dzhindzholiya A.F. Osnovy menedzhmenta M.: Ekonomika, 2015. - 427 s.

Login or Create
* Forgot password?