THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM OF INNOVATIVE ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The internal control of innovation activities is a set of activities designed to monitor the activity on creation and innovation, in order to improve its effectiveness, and ensuring compliance of management decisions in the strategy of innovative development of the enterprise. The organization of the internal control system of innovative activity should be carried out taking into account specificity of the activity, legal requirements and the organizational documents of such entity.

Keywords:
innovation activity, internal control, governance of internal control, methods of internal control
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современные условия осуществления хозяйственной деятельности требуют активного внедрения инновационных методов во все сферы функционирования организации. Это позволяет добиться повышения качества выпускаемой продукции, снижения ее себестоимости и, тем самым способствовать росту конкурентоспособности [5]. 

Сущность инновационной деятельности характеризуется теми функциями, которые выполняют инновации в хозяйственном процессе. К их числу можно отнести воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую.

Воспроизводственная функция инноваций означает, что прибыль, полученная организацией от осуществления инновационной деятельности, может быть направлена на финансирование расширенного воспроизводства.

Содержание инвестиционной функции инноваций заключается в том, что часть прибыли, полученной в результате внедрения инноваций, используется для финансирования новых проектов.

Получение предпринимателем прибыли за счет осуществления инноваций служит для него стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы финансовой политики. Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инноваций [3, 10].

Одним из важнейших направлений управления инновациями в организации является построение эффективной системы внутреннего контроля инновационной деятельности. С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация внутреннего контроля является прямой обязанностью экономического субъекта [1]. Посредством организации системы внутреннего контроля обеспечивается обратная связь с управляемым объектом, формируется информационная база для принятия оперативных управленческих решений.

Под системой внутреннего контроля инновационной деятельности нами понимается совокупность мероприятий, направленных на осуществление контроля за деятельностью по созданию и внедрению новшеств (инноваций), в целях повышения ее эффективности при соблюдении требований законодательства РФ, а также обеспечение соответствия принимаемых управленческих решений стратегии инновационного развития предприятия.  

Целью создания системы внутреннего контроля инновационной деятельности является внедрение и эффективное развитие инноваций в рамках реализации направлений деятельности хозяйствующего субъекта.

Исходя из указанной цели системы внутреннего контроля инновационной деятельности можно определить основные его задачи:

- обеспечение достоверности финансовой и управленческой информации, раскрывающей аспекты инновационной деятельности предприятия;

- соблюдения требований законодательных и нормативных актов, регламентирующих инновационную деятельность;

- обеспечение сохранности имущества хозяйствующего субъекта;

- максимизация экономичности и эффективности использования ресурсов;

- предупреждение, выявление и минимизация степени риска инновационных проектов;

- выявление и оценка факторов, влияющих на эффективность инновационной деятельности организации;

- создание предпосылок для достижения положительного экономического эффекта при реализации инноваций;

- осуществление оперативного и последующего контроля внедряемых инновационных проектов;

- разработка специфических методов осуществления внутреннего контроля инновационной деятельности;

- мониторинг уровня квалификации сотрудников, осуществляющих инновационную деятельность, организация повышения квалификации в случае необходимости.

При осуществлении внутреннего контроля инновационной деятельности необходимо придерживаться следующих принципов:

- обеспечение независимости службы внутреннего контроля инновационной деятельности;

- соблюдение требований действующего законодательства, в том числе локальных нормативных актов;

- четкость, оперативность и своевременность реализации задач системы внутреннего контроля инновационной деятельности;

- экономичность контроля, заключающаяся в превышении экономического эффекта, полученного от функционирования службы внутреннего контроля над затратами на ее создание и поддержание деятельности;

- мотивация персонала организации к более качественному и эффективному выполнению своих должностных обязанностей.

Реализация функций системы внутреннего контроля в организации в зависимости от специфики ее деятельности, отраслевой принадлежности, организационной структуры и масштабов деятельности может осуществляться силами специальной службы внутреннего контроля, созданной в организации, либо возлагаться на сотрудников, работающих в других структурных ее подразделениях: работников планово-экономического, финансового отделов, бухгалтерии, службы стратегического планирования и т.д. 

Средствами (инструментами) осуществления внутреннего контроля инновационной деятельности являются:

- локальные нормативные акты, определяющие порядок создания системы внутреннего контроля и методику реализации контрольных процедур;

- должностные инструкции лиц, осуществляющих внутренний контроль инновационной деятельности;

- информация, содержащаяся в плановой и отчетной документации по инновационной деятельности;

- автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, делопроизводства, а также справочные информационные системы.

Как уже было сказано, система внутреннего контроля должна быть организована при строгом соблюдении норм законодательства. В настоящее время основными нормативными документами, регламентирующими порядок бухгалтерского учета, налогообложения, отражения в отчетности инноваций и организации системы внутреннего контроля над ними являются [5]: 

- «О бухгалтерском учете» Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. (устанавливает порядок и правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Российской Федерации и необходимость организации системы внутреннего контроля);

- Налоговый кодекс Российской Федерации части 1, 2 (регулирует вопросы налогообложения и стимулирования инноваций);

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 года № 2227-р (анализирует состояние и проблемы инновационной деятельности в России и определяет основные аспекты ее развития);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (рассматривает социальные, экономические и правовые и иные аспекты развития инновационной деятельности в России);

- «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства». Информация Минфина России № ПЗ-8/2011 (определяет особенности отражения в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах существенной информации о затратах, связанных с выполнением НИОКР, модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, совершенствованием технологии и организации производства, а также об источниках средств на инновации) [5];

- «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования». Приказ Росстата от 29.08.2013 № 349 (утверждает форму федерального статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации» (N 4-инновация));

- Положения по бухгалтерскому учету (раскрывают сущность инноваций и различные аспекты их учета, контроля и финансирования): ПБУ 17/02, ПБУ 14/2007, ПБУ 1/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 , ПБУ 13/2000, ПБУ 15/2008, ПБУ 23/2011;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (определяют порядок списания затрат на освоение новых видов продукции).

Вышеуказанные документы относятся к первым трем уровням нормативного регулирования деятельности хозяйствующего субъекта: законодательному, нормативному и методическому. Порядок построения системы внутреннего контроля деятельности (в том числе инновационной) конкретной организации определяется ее внутренними документами (организационный уровень нормативного регулирования). В целях эффективного функционирования системы внутреннего контроля инновационной деятельности в соответствии с поставленными перед ней задачами на предприятии целесообразно сформировать Положение об организации системы внутреннего контроля инновационной деятельности. Можно предложить включить в структуру Положения следующие разделы:

1. Общие положения. В данном разделе целесообразно дать толкование основным терминам и понятиям (инновации, инновационная деятельность, внутренний контроль, эффективность системы внутреннего контроля и проч.); раскрыть основную цель; определить задачи; предмет (инновационная деятельности предприятия в целом, а также отдельные этапы ее осуществления) и объекты (затраты на инновации, результаты инновационной деятельности хозяйствующего субъекта в целом и отдельных его подразделений, плановая и отчетная документация) внутреннего контроля.

2. Виды контроля. Внутренний контроль инновационной деятельности может быть классифицирован по различным признакам. Так, в зависимости от объектов контроля внутренний контроль инновационной деятельности может подразделяться на налоговый и финансовый.

Налоговый контроль направлен на оценку правильности исчисления налоговых платежей, своевременности и полноты расчетов с бюджетом, оптимизацию налоговой нагрузки, а также прочие вопросы контроля исполнения налогового законодательства.

Финансовый контроль предполагает проверку движения финансовых ресурсов организации. Существует ряд средств, которые могут быть использованы для финансового контроля.

В зависимости от предполагаемого конечного результата внутренний контроль инновационной деятельности может выступать как превентивный, выявляющий и директивный.

Превентивный контроль направлен на предотвращение нежелательных событий в процессе осуществления инноваций.

Выявляющий контроль осуществляется с целью выявления и корректировки последствий уже произошедших нежелательных событий.

Директивный контроль направлен на стимулирование работников к достижению поставленных целей.

Как вид управленческой деятельности внутренний контроль инновационной деятельности может быть оперативным и стратегическим, при этом контролю подвергаются соответственно текущие процессы или результативность инновационной деятельности.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль инновационной деятельности.

Предварительный контроль направлен на проведение экспертизы будущих результатов инновационной деятельности, предупреждение нарушений. Он актуален на начальном этапе осуществления инноваций.

Текущий контроль необходим в процессе реализации инновационной деятельности.

Целью последующего контроля является проверка учетных первичных документов, регистров и отчетности в результате осуществления инновационной деятельности.

В зависимости от регулярности проведения контроля различают плановый контроль инновационной деятельности и внеплановый.

3. Методы проведения контроля. Метод системы внутреннего контроля инновационной деятельности представляет собой совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется сбор и анализ информации о деятельности по созданию и внедрению новшеств (инноваций), в целях принятия на ее основе управленческих решений обеспечивающих реализацию стратегии инновационного развития организации.  

Методологическую базу внутреннего контроля составляют совокупность следующих методов:

- методы бухгалтерского учета (оценка, калькуляция, инвентаризация, документация, балансовый метод, отчетность);

- методы статистики и экономического анализа (сравнительный анализ плановых и фактических показателей инновационной деятельности организации и их сравнение со среднеотраслевыми показателями; анализ рядов динамики показателей инновационной деятельности; факторный анализ; метод средних величин, метод экспертных оценок и проч.);

-  проведение устных и письменных опросов;

- методы элементарной математики;

- проверка соответствия параметров учетной политики специфике деятельности и отражения хозяйственных операций в регистрах синтетического учета;

4. Последовательность осуществления внутреннего контроля инновационной деятельности. Контроль инновационной деятельности целесообразно осуществлять в четыре этапа:

- подготовительный этап;

- выполнение проверочных мероприятий;

- подведение итогов проверки и оформление ее результатов;

- осуществление контроля за устранением выявленных нарушений.

На первом этапе определяется объем контрольных мероприятий, конкретизируются цели и задачи проверки, назначаются исполнители и ответственные лица, утверждаются сроки, план и программа проверки, разрабатываются формы рабочих документов.

Следующий этап является наиболее трудоемким. Он предполагает сбор информации об инновационных процессах организации, проверку технической, финансовой, налоговой документации, проведение инвентаризации с целью обеспечения сохранности имущества.

Основным источником информации при реализации второго этапа проверки являются данные бухгалтерского учета. В связи с этим, особое внимание при осуществлении контрольных мероприятий необходимо уделить проверке правильности ведения бухгалтерского учета инновационной деятельности, в том числе на соответствие требованиям законодательства. В этой связи особое внимание должно быть уделено проверке правильности отражения затрат на инновации на счетах бухгалтерского учета – «Нематериальные активы», «Вложения во внеоборотные активы», «Расходы будущих периодов», счетах учета затрат на производство и др.

В случае использования в учете организации счета 30 «Затраты на инновационную деятельность» рекомендуется уделить особое внимание проверке полноты и обоснованности отражения затрат на инновации на указанном счете. Выбор учетных технологий во многом определяется организационной структурой предприятия, а так же особенностями  организации, степенью автоматизации и объемами инновационной деятельности. 

Также проверке подлежат операции, связанные с продажей результатов инновационной деятельности, информация о которых отображается на счетах учета финансовых результатов.

Третий этап предполагает составление акта по итогам проверки с указанием выявленных нарушений и рекомендациями по их устранению. Действенным инструментом реализации контрольных процедур на данном этапе является надлежащим образом оформленное обязательное документирование результатов работы.

Заключительный этап включает в себя действия, связанные с осуществлением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений, выработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности, анализ полученных отклонений.

5. Права, обязанности и ответственность сотрудников службы внутреннего контроля инновационной деятельности. Права, обязанности и ответственность сотрудников службы внутреннего контроля конкретной организации регламентируются должностными инструкциями. При проведении проверочных мероприятий сотрудник службы внутреннего контроля имеет право:

- самостоятельно определять формы и методы проведения внутреннего контроля;

- исследовать в полном объеме документацию, содержащую информацию об объекте проверки;

- проверять фактическое наличие и состояние имущества, путем проведения инвентаризации;

- получать у должностных лиц пояснения по возникшим в ходе проверки вопросам;

- в случае необходимости привлекать сторонних консультантов;

- осуществлять иные права, необходимые для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

К обязанностям сотрудника службы внутреннего контроля относятся:

- осуществление проверки инновационной деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений;

- соблюдение конфиденциальности полученной информации;

- осуществление контроля за исполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений и др.;

- документальное оформление всех фактов, являющихся доказательствами нарушений, выявленных при осуществлении контроля инновационной деятельности;

- своевременно доводить до сведения руководства полученную информацию о выявленных недостатках в осуществлении инновационной деятельности;

- быть компетентным в  своей области, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Сотрудники службы внутреннего контроля несут ответственность в случаях предоставления недостоверной информации по результатам проверки, разглашения конфиденциальной информации, а также ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Предлагаемое к разработке Положение об организации системы внутреннего контроля инновационной деятельности позволит в значительной степени повысить эффективность ее функционирования. Кроме того, можно предложить следующие мероприятия, направленные на обеспечение эффективной работы службы:

- создать и разграничить права доступа к информационным системам, в которых организован учет инновационной деятельности;

- актуализировать учетную политику организации;

- уточнить права по формированию учетных документов, в том числе права доступа к записям в регистры учета;

- мероприятия, направленные на снижение конфликта интересов проверяемых и сотрудников службы внутреннего контроля;

- разработать систему взысканий и поощрений должностных лиц за нарушения и достижения, выявленные по результатам проверки;

- внедрение автоматизированных систем контроля и анализа хозяйственной деятельности организации, в частности, инновационной;

- разработать систему внутренней рабочей и отчетной документации, используемой службой внутреннего контроля.

References

1. Federal'nyy zakon ot 06.12.2011 g. № 402-FZ «O buhgalterskom uchete» // SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Arskaya E.V., Sheyko I.V., Luk'yanchikov S.G. Audit effektivnosti kak forma gosudarstvennogo kontrolya // Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. 2015. № 2 (78). S. 118-122.

3. Buhonova S.M., Shapovalova T.A. O roli innovaciy v sovremennom obschestve // Ekonomika. Obschestvo. Chelovek: mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov - Vypusk 11. - Belgorod: BGTU im. V.G. Shuhova. 2007. S 38-41.

4. Glagolev S.N., Slabinskaya I.A., Kovaleva T.N. Ocenka sostoyaniya investicionnoy deyatel'nosti v Belgorodskoy oblasti // Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. 2011. №3(63). S. 3-13.

5. Zhuchkova E.V. Vnutrenniy audit organizacii: zadachi, metody i organizacionnaya struktura sluzhby v sovremennyh usloviyah hozyaystvovaniya // Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova. 2012. № 2.S. 81-85.

6. Buhonova S.M., Doroshenko Yu.A., Slabinskaya I.A., Shapovalova T.A. Metodika ocenki i sposoby povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya innovacionnogo potenciala organizacii: monografiya // Belgorod: Izd-vo BGTU, 2012. 133s.

7. Rozhnova O.V. Ocenka effektivnosti SVK rossiyskih organizaciy v usloviyah krizisnyh ekonomicheskih yavleniy i vstupleniya Rossii v VTO// Auditorskie vedomosti. 2015. № 10. S. 26-42.

8. Sovremennye metody ucheta, analiza i audita: monografiya / pod obsch. red. prof. I.A. Slabinskoy. Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. S.80-89.

9. Sysoev N.I., Molozhavenko I.S. Organizaciya provedeniya proverochnyh procedur kak instrument sistemy vnutrennego kontrolya // Vse dlya buhgaltera. 2015. № 4. S. 37-41.

10. Tkachenko Yu.A. Organizaciya sistemy vnutrennego kontrolya // Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. 2015. № 1 (77). S. 124-131.

11. Chizhova E.N., Shevchenko M.V. Struktura sistem upravleniya predpriyatiem: kompleksnyy podhod // Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. 2010. № 1 (57). S. 10-16.

12. Chhutiashvili L.V. Rol' vnutrennego kontrolya organizacii v effektivnom vedenii finansovo-hozyaystvennoy deyatel'nosti // Mezhdunarodnyy buhgalterskiy uchet. 2015. № 26. S. 23-33.

13. Shapovalova T.A. Ocenka innovacionnogo potenciala organizacii i puti povysheniya effektivnosti ego ispol'zovaniya: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Belgorod, 2010. 24 s.

14. Slabinskaya I.A., Tkachenko Y.A., Benderskaya O.B., Slabinskiy D.V. Internal controls organization: a methodology approach // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. № 10. S. 1205-1207.

15. Shevchenko M.V. Vnutrenniy kontrol' buhgalterskogo sektora ekonomicheskogo sub'ekta // Aktual'nye problemy ekonomicheskogo razvitiya. Belgorodskiy gosudarstvennyy tehnologicheskiy universitet im. V. G. Shuhova. Belgorod, 2014. S. 194-197.


Login or Create
* Forgot password?