student
Russian Federation
VAC 05.17.00 Химическая технология
VAC 05.23.00 Строительство и архитектура
UDK 33 Экономика. Экономические науки
The study, which formed the basis of this article, is aimed at identifying the relationship between the degree of innovation activity of Russian universities and the level of development of the regions in which they operate. The work formed an idea of modern classical university as a participant of the innovative renovation of economy of regions and the country as a whole. Substantiates this assertion by the fact that the rapidly growing competition and economic transformation processes universities serve as a highly effective resource development of both regional and national economy. The author attempts to prove that the universities of the Central Federal District serve as the subjects of the sustainable development of innovative housekeeper. As part of this work analyzed indicators of inventive activity in the regions of the Central Federal District, on the basis of which the author composed cartogram, visual reflecting the innovative development of the regions. Actualizes the role of activities of national research universities in enhancing innovative renewal of the regions of the country. The paper also identified the main problems and prospects of development of innovative activity in the framework of higher education.
innovation, innovative activity, patenting activity, regions, higher education institution, university, innovative development
Введение. Одним из фундаментальных направлений развития социально-экономической системы России выступает возросшая роль инновационной деятельности вузов. В нашу современность образование перестало быть институтом, специализирующимся исключительно в области подготовки специалистов, ныне оно само принимает активное участие в научных проектах, исследовательских разработках. В современных условиях реформирования и развития экономической системы страны максимально востребованной становится инновационная деятельность вузов и повышение роли высшего образования в инновационном развитии страны в целом. Передовой отечественный опыт, а также практика наиболее развитых стран показывает, что в настоящее время конкурентная борьба на рынке образовательных услуг идет не только в области формирования перспективного контингента студентов и преподавателей, обладания финансовыми и капитальными ресурсами, но и в области коммерциализации научных разработок ученых вуза [1, с. 56].
Цель исследования – сформировать представление об инновационной деятельности вуза как ключевом факторе устойчивого развития экономики региона. Объектом исследования выступают вузы Центрального федерального округа.
Осуществленный автором теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что понятие «инновационная деятельность вуза» не имеет четкой и ясной интерпретации в связи с многогранностью и неоднозначностью данного термина. Сазанова Ж.В. определяет инновационную деятельность вуза как системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза [2, с.129]. Другое определение гласит, что «Инновационная деятельность вуза – это многомерная деятельность, которая направлена на создание инновационных продуктов, технологий и услуг, обучение инновациям и воспроизводство инновационных кадров» [3, с.46]. Вуз, занимающийся инновационной деятельности, необходимо относить к университетам предпринимательского типа, основная цель которого состоит в разработке и коммерциализации инновационных исследований и разработок для улучшения развития инновационной инфраструктуры региона и всей страны в целом.
Методика. Методика, на основе которой выстроено данное исследование, визуально отражена на рис. 1.
Основная часть. Университет, каким сегодня видим его мы, претерпел огромные изменения в процессе своего длительного пути развития. История российских университетов насчитывает практически три столетия (рис. 2).
Первым университетом в нашей стране является Академический университет в Санкт-Петербурге, созданный в 1724 году, к 1917 году количество императорских университетов стало равняться десяти. В 40-х годах ХХ века вектор развития университетов был направлен на ускоренную индустриализацию, создавались сети прикладных и фундаментальных научно-исследовательских лабораторий, конструкторские бюро и пр. В периоды перестройки вектор эволюции российских вузов был переориентирован на коммерциализацию. Ныне количество университетов в России превысило тысячу, существуют федеральные университеты, национальные исследовательские, университеты с особым статусом, среди которых МГУ и СПбГУ, а также большое количество негосударственных учреждений. Но одной из главных проблем стоящих перед каждым высшим учебным заведением является достаточно низкий уровень инновационной деятельности и патентной активности, изобретательности.
Рис.1. Методика проводимого исследования
Рис. 2. Эволюция развития российских университетов [4]
В настоящее время прослеживается существенная поляризация и неравномерность в
инновационном развитии между субъектами РФ, что обосновано различными факторами, например, географическим признаком, проводимой в регионе политикой и пр. Центральный федеральный округ - это базовый макрорегион России, который занимает лидирующие позиции рейтингов по многим показателям, в том числе и инновационному развитию, обладая для этого мощным инвестиционным и инновационным потенциалом. Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ» в ходе проведенного исследования присвоена ЦФО лидирующая позиция по уровню инновационного развития субъектов РФ. Рейтинг представляет собой агрегированную оценку экономических и информационных показателей, характеризующих реальный потенциал к созданию, освоению, адаптации, реализации и внедрению инноваций [5].
Согласно данным ФГБУ «ФИПС», уровень изобретательской активности и патентования изобретений существенно дифференцирован между субъектами Российской Федерации, показатели отражают различия в инновационном и научно-техническом потенциале регионов. Субъекты России федерального значения Москва и Санкт-Петербург традиционно значительно опережают остальные регионы по количеству подаваемых заявок и полученных патентов [6].
В 2014 г., как и в предыдущие годы, первое место по подаче заявок на объекты промышленной собственности (изобретение, товарный знак, полезная модель и пр.) среди 8 федеральных округов с большим отрывом занимает Центральный федеральный округ (в основном за счет Московского региона – города Москвы и Московской области). Далее проанализируем ситуацию, сложившуюся в последние годы с изобретательской активностью в регионах Центрального федерального округа Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициент изобретательской активности по регионам ЦФО России в 2006-2014 гг. [5]
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ЦФО |
4,68 |
4,66 |
4,75 |
4,61 |
5,27 |
4,83 |
5,17 |
5,26 |
4,33 |
Белгородская область |
1,48 |
1,43 |
1,09 |
1,24 |
1,43 |
1,50 |
1,43 |
1,67 |
2,01 |
Брянская область |
0,64 |
0,79 |
0,61 |
0,73 |
0,88 |
1,14 |
1,18 |
0,93 |
1,22 |
Владимирская область |
1,39 |
1,57 |
1,76 |
1,40 |
1,88 |
1,83 |
2,32 |
2,10 |
2,35 |
Воронежская область |
2,92 |
3,43 |
3,03 |
2,38 |
3,07 |
4,07 |
3,56 |
3,14 |
3,43 |
Ивановская область |
23,78 |
9,78 |
5,83 |
6,16 |
6,64 |
7,39 |
7,83 |
5,18 |
3,31 |
Калужская область |
2,37 |
2,51 |
2,31 |
1,88 |
1,67 |
1,72 |
1,74 |
1,85 |
1,23 |
Костромская область |
0,93 |
1,08 |
1,50 |
0,88 |
0,94 |
0,79 |
1,03 |
0,69 |
1,19 |
Курская область |
1,93 |
2,93 |
2,42 |
3,40 |
2,76 |
2,59 |
2,75 |
3,16 |
2,85 |
Липецкая область |
0,71 |
0,80 |
1,09 |
0,91 |
0,94 |
0,91 |
0,98 |
0,98 |
1,11 |
Москва |
9,08 |
10,09 |
10,73 |
10,63 |
12,47 |
10,59 |
10,23 |
11,09 |
8,64 |
Московская область |
2,93 |
3,32 |
3,57 |
3,05 |
3,37 |
3,41 |
4,86 |
4,10 |
3,34 |
Орловская область |
3,31 |
2,62 |
2,85 |
2,95 |
2,74 |
2,71 |
2,02 |
2,37 |
1,61 |
Рязанская область |
2,47 |
2,21 |
2,24 |
2,02 |
2,32 |
1,87 |
1,55 |
2,07 |
2,09 |
Смоленская область |
0,92 |
0,91 |
0,83 |
0,95 |
1,06 |
0,86 |
0,94 |
0,82 |
0,78 |
Тамбовская область |
1,10 |
1,02 |
1,05 |
1,08 |
1,14 |
1,19 |
1,24 |
1,22 |
1,07 |
Тверская область |
1,56 |
1,30 |
1,47 |
1,55 |
1, 45 |
1,36 |
1,70 |
1,88 |
1,85 |
Тульская область |
2,07 |
1,96 |
1,60 |
1,88 |
1,68 |
2,01 |
1,47 |
1,97 |
1,73 |
Ярославская область |
2,46 |
2,16 |
2,52 |
1,96 |
2,05 |
2,54 |
2,54 |
2,64 |
2,22 |
Среднеокружной |
3,45 |
2,77 |
2,58 |
2,50 |
2,69 |
2,69 |
2,74 |
2,65 |
2,34 |
Данный коэффициент рассчитан как количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10 000 человек населения.
В целях наглядности отобразим данные из таблицы 1 за 2014 год на карте регионов ЦФО (рис. 3).
Рис. 3. Коэффициенты изобретательной активности регионов на карте ЦФО России
По уровню изобретательной активности регионы ЦФО условно разделены на 4 подгруппы, где степень инновационной активности варьируется от критично низкой до высокой. К первой группе регионов с высоким коэффициентом по итогам 2014 года относятся г. Москва, Московская область, Ивановская область и Воронежская область. Ко второй группе – Белгородская, Владимирская, Курская, Рязанская и Ярославская области. К четвертой группе с критично низким уровнем изобретательной активности относится Смоленская область. К третей группе регионов со средним значением относятся все оставшиеся области.
Традиционно Москва и Московская область выступают крупным научно-исследовательским мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала всей страны. По данным Росстата, в Москве насчитывается 787 организаций, выполняющих исследования, что составляет более половины научных организаций Центрального федерального округа и пятую часть от их общего числа по России, также Москва занимает лидирующее положение в стране по количеству вузов.
Далее проанализируем информацию из официальной статистики тех регионов ЦФО, где значение коэффициента изобретательной активности высокое и среднее. Данная информация отражает количество и классификацию организаций, принимающих участие в осуществлении инновационной деятельности (табл. 2). Автором анализируются четыре области ЦФО, а именно Белгородская, Воронежская, Ивановская, Рязанская в виду того, что инновационная деятельность в рамках данных регионов находится на достаточно высоком уровне и данные из официальной статистики у этих областей характеризуются сопоставимостью.
Таблица 2
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в регионах ЦФО
по данным 2013 и 2014 гг. [7]
Регионы Организации |
Воронежская обл. |
Белгородская обл. |
Ивановская обл. |
Рязанская обл. |
Всего |
53 |
16 |
19 |
19 |
научно-исследовательские организации |
14 |
7 |
5 |
6 |
конструкторские бюро |
4 |
- |
1 |
3 |
высшие учебные заведения |
18 |
4 |
10 |
6 |
научно-исследовательские подразделения в промышленных организациях |
8 |
- |
1 |
1 |
опытные предприятия |
3 |
- |
- |
- |
прочие организации |
6 |
5 |
2 |
3 |
доля вузов |
34 % |
25 % |
52 % |
31 % |
Таким образом, очевидно, что значительную часть от числа организаций, выполняющих инновационные исследования и разработки, составляют высшие учебные заведения, а в некоторых регионах и преобладающую часть, например в Воронежской области (52%). Инновационная деятельность вуза представляет собой комплексный, системно агрегированный процесс «идея – исследование – разработка – производство», именно в рамках университетов становится возможным осуществление всего инновационного цикла.
В настоящее время актуализируется роль национальных исследовательских университетов (НИУ) в инновационном развитии регионов, так как НИУ выступают в качестве субъектов, осуществляющих не только подготовку высококвалифицированных кадров, но и активно осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования. Определение национального исследовательского университета приводится в Федеральном законе от 14 января 2009 г. № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»: «В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория “национальный исследовательский университет”» [8].
Роль национальных исследовательских университетов в инновационном развитии региона огромна: они формируют кадровый потенциал инновационного развития региона; проводят научные исследования, разрабатывают инновационные технологии и продукты; выполняют прикладные исследования по грантам на федеральном и региональном уровнях; внедряют инновационные разработки в практику путем взаимодействия с внешней средой; создают технопарки, инновационные центры; участвуют в совместных проектах с промышленными предприятиями и иными заинтересованными лицами. Кроме того, взаимосвязь НИУ с промышленными предприятиями позволяет разрабатывать те инновационные проекты, которые действительно востребованы предприятиями и могут быть профинансированы [9, с.321-326].
Число НИУ в Центральном федеральном округе - 12, общее количество национальных исследовательских университетов – 29. Практически все исследовательские университеты ЦФО расположены в Москве и Московской области – 11 вузов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» и пр.), только Белгородский государственный национальный исследовательский университет представляет Белгородскую область в данном перечне.
Таким образом, национальные исследовательские университеты значительно способствуют инновационному развития ЦФО, способствуя вовлечению преподавателей, студентов, аспирантов в разработку и коммерциализацию научных исследований и разработок, повышая при этом конкурентоспособность региона и всей страны в целом. Однако, существует и ряд проблем развития вузов именно в контексте их включенности в региональные и общенациональные инновационные процессы, главными из которых остаются проблемы финансирования НИОКР. В связи с высокой сопряженностью инновационных вузовских исследований и экономикой региона выросла чувствительность вузов к происходящим в экономике тенденциям, в том числе и кризисным явлениям.
Роль вузовского сектора в финансировании и проведении НИОКР на современном этапе не слишком велика по сравнению с другими секторами науки, поэтому подавляющая часть средств для проведения инновационной деятельности поступает из государственного сектора. Правительство активизирует свои усилия по поддержке НИОКР на трех основных направлениях. Прежде всего, они напрямую финансируют научно-исследовательскую деятельность посредством грантов, займов, субсидий, правительственных контрактов и программ. Во-вторых, они используют налоговые и финансовые рычаги. В-третьих, правительства развитых стран широко используют свои полномочия для стимулирования различных форм сотрудничества в сфере НИОКР [10, с.66].
Выводы. В ходе проведенного автором исследования было выявлено, что, несмотря на ряд проблем, вузы ЦФО и всей страны выступают в качестве субъектов инновационного развития региональной и национальной экономики. Увеличение объемов финансирования вузов, акцентирующее внимание на финансировании научно-исследовательских разработках, транспарентное сотрудничество вузов с промышленными предприятиями и иными заинтересованными лицами максимально эффективно простимулируют развитие инновационной деятельности в высшей школе, что в следствие приведет к повышению конкурентоспособности региона и всей страны в целом.
1. Pryadko S.N. Rynochnoe soprovozhdenie kommercializacii rezul'tatov intellektual'noy deyatel'nosti vuza // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Informatika. 2015. T. 34. № 7-1.S. 56.
2. Sazonova Zh. V. Innovacionnaya deyatel'nost' vuza v kontekste korporativnoy kul'tury // Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2011 g.). M.: RIOR, 2011. S. 128-131.
3. Latuha O.A. Innovacionnaya deyatel'nost' sovremennogo vuza: tendencii razvitiya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 4 (8). C. 46.
4. Volkov A.E., Livanov D.V. Zachem Rossii sotnya sil'nyh regional'nyh universitetov [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/03/23/zachem-rossii-sotnya-silnih-regionalnih-universitetov (data obrascheniya: 20.12.2015).
5. Reyting innovacionnogo razvitiya sub'ektov Rossiyskoy Federacii 2014. IAA Centr gumanitarnyh tehnologiy [Elektronnyy resurs]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/03/13/6628 (data obrascheniya: 12.01.2016).
6. Analiz izobretatel'skoy aktivnosti v regionah Rossiyskoy Federacii. FGBU «FIPS» [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.fips.ru/sitedocs/a_iz_akt_2014.pdf (data obrascheniya: 05.01.2016).
7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.gks.ru
8. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam deyatel'nosti federal'nyh universitetov : feder. zakon ot 14 yanvarya 2009 g. № 87129-5 [Elektronnyy resurs]. URL: http:// mon.gov.ru/dok/fz/obr/5193/ (data obrascheniya: 16.01.2016).
9. Golubnichenko M.V. Rol' nacional'no-issledovatel'skih universitetov v innovacionnom razvitii regionov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2013. № 3-1. S. 321-326.
10. Tarabaeva V.B. Innovacionnoe razvitie vuzov: problemy upravleniya konfliktami: monografiya. Belgorod: BelGU, 2007. 66 s.