VAC 05.17.00 Химическая технология
VAC 05.23.00 Строительство и архитектура
UDK 33 Экономика. Экономические науки
The article outlines the measures aimed at the realization of import-substitution model of development of the Russian economy, ensuring national economic security. Criteria of selection of import-substituting model of economic development. Attempts to justify the need for socio-economic development of Russia on the basis of import-substituting production incentives. Sets out the possibility of using the model of import substitution production. Disclosed fiscal mechanisms that are recommended for the development of production in Russia. The necessity of the use of tools of customs and tariff regulation of foreign trade and the development of innovative production in Russia.
national economic security, the financial and industrial policy, import-substituting production, customs tariff, internal and external threats
Введение. Одним из основополагающих факторов возникновения угроз и вызовов
безопасности страны является потеря способности экономики и государства энергично действовать в направлении достижения поставленных целей. Наиболее яркими примерами подтверждения этого является попытка удвоения ВВП, активизации инновационных процессов, осуществления модернизации экономики и общества и др. [4].
Новые угрозы и вызовы безопасности России в большинстве своем имеют пока метафизическую форму выхода за пределы практики, опыта в отличие от реальных угроз.
Для того, чтобы угрозы не нанесли ущерба национальной экономической безопасности, не привели к экономическим потерям, следует активно развивать социально - ориентированное производство, основанное на многообразии различных форм собственности, включая коллективную собственность хозяйствующих субъектов, а также обеспечивая приоритет национальных и общественных интересов над корпоративными интересами [1].
Одной из исторических задач любого общества является обеспечение сбалансированности спроса и предложения товаров широкого потребления. В России эта задача в основном решена, но её решение достигнуто, в последние годы, преимущественно за счет увеличения импорта, высокого уровня потребительских цен и высоких темпов их роста [9].
Однако насыщение товарами потребительского рынка не является для России решением социально-экономических проблем, что подтверждается наличием угроз её экономической безопасности.
Глубина противоречий и угроз настолько велика, что необходимо рыночные инструменты саморегулирования дополнить инструментами государственного стратегического планирования с использованием целевых показателей и заданий, балансов, программ и планов, включая стимулы их реализации и меры ответственности за невыполнение.
Методология. Стратегическое планирование без плана, в котором представлена система будущего видения страны в виде интегрированных и взаимосвязанных показателей, балансов и программ, не сможет выполнить функции государственного регулирования. Основным звеном стратегического плана должно стать создание ядра структурной модернизации высокотехнологичных отраслей, а также ряда традиционных отраслей, обслуживающих повседневные потребности общества и обеспечивающих проведение политики импортозамещения в экономическом развитии страны.
Одним из путей решения проблем обеспечения экономической безопасности в условиях применения США, скандинавскими странами и странами ЕС к Российской Федерации экономических санкций может стать использование импортозамещающей модели экономического развития. Выбор и разработка импортозамещающей модели должна производиться исходя из специфических особенностей и возможностей страны (природно-климатических условий, географического расположения страны, уровня развития отечественного производства, насыщенности страны факторами производства, реального потенциала отраслей национальной экономики).
По своей природе импортозамещение является способом защиты от проявления негативных факторов мирового рынка и мирового экономического сообщества.
Практика использования импортозамещения показывает, что некоторые страны, принявшие на вооружение импортозамещающую стратегию, рассматривали ее как конечную цель продолжения независимости (страны Латинской Америки). Другая группа стран развивала импортозамещение с целью повышения конкурентоспособности экономики и ее экспортной ориентации (Азиатские страны). В первом случае для реализации стратегии импортозамещения широко применялись инструменты протекционизма. В азиатских новых индустриальных странах, которые преследуют экспортоориентированное развитие, к протекционистским мерам относятся более осторожно [1].
Опыт использования импортозамещающей стратегии в различных странах указывает на то, что грамотное и научно обоснованное дополнение процесса импортозамещения протекционистскими мерами защиты и поддержки внутреннего производства позволяет достичь определенных положительных результатов.
Основная часть. В условиях всемерного развития системы экономических отношений, расширения глобализационных процессов, различных внутренних и внешних угроз экономической безопасности, обеспечение и поддержание социально-экономического развития на достаточном уровне немыслимо без поддержки развития отечественного производства. Именно поэтому импортозамещение как стратегия самообеспечения страны необходимыми товарами и услугами должна приобретать формы государственных программ.
При разработке научно обоснованных программ по реализации импортозамещающей стратегии необходимым условием является принятие во внимание всей совокупности особенностей национальной экономики, и только после этого можно успешно реализовать механизмы импортозамещения в сочетании с протекционистскими мерами.
Для российской экономики характерным является высокая степень импортозависимости от мирового рынка. За прошедший год условия воспроизводства ухудшились, о чем свидетельствует сокращение в многих отраслях объемов производства, обострение инвестиционного кризиса, снижение уровня занятости трудоспособного населения России.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что страна нуждается в собственной модели импортозамещающего развития, которая одновременно предполагала бы стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечивала ее экономическую безопасность.
Для осуществления стратегии импортозамещения необходима разработка научно обоснованной модели импортозамещающего экономического развития. Логическим смыслом данной модели является то, что она носит системный и комплексный характер.
Системность и комплексность модели импортозамещающего экономического развития заключается в том, что положительный эффект возможен только при условии одновременного использования всех предусмотренных программой мер экономического развития.
Обеспечить наибольший эффект использования импортозамещающий модели экономического развития может лишь комплексный подход. Необходимость его использования объясняется тем, что в отдельности предусмотренные программой экономического развития меры не способны дать положительный результат.
В целях успешного использования импортозамещающей стратегии развития целесообразно акцентировать внимание на производстве тех товаров, по которым страна располагает определенными возможностями, позволяющими стимулировать развитие отечественной промышленности и производство сельскохозяйственной продукции.
В целях стимулирования импортозамещающего экономического развития, способствующего обеспечению экономической безопасности, необходима координация бюджетной и денежно-кредитной политики на основе определения объема эмиссии рубля с учетом важнейших бюджетных программ и «длинных денег» в виде государственных ценных бумаг различного рода (включая региональные). [6].
При этом должны быть введены налоговые льготы для развивающихся компаний, осуществляющих модернизацию и производство экспортной продукции. Это позволит повысить уровень инвестиций в промышленность и снизить отток капитала из страны.
Для развития импортозамещения следует использовать прогрессивную шкалу налогообложения для субъектов бизнеса. Введение прогрессивной шкалы будет стимулировать внедрение новых технологий и использование инновационных разработок для внедрения в производство, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что будет способствовать повышению качества выпускаемой продукции, росту её конкурентоспособности, востребованности на мировом рынке, и, в конечном итоге, увеличению валютной выручки и поступлению налоговых отчислений в федеральный бюджет [4].
В настоящее время банковские кредиты остаются недостаточно доступными для предпринимательского сектора экономики, несмотря на то, что их доступность для производственных предприятий, по своей природе, выступает в качестве косвенного фактора стимулирования импортозамещающего экономического развития.
При переходе к модели импортозамещающего развития возможно использование мер селективного протекционизма, которые в разумных пределах обеспечат возможность поддержки и стимулирования развития отечественного производства определенных товаров, по увеличению выпуска которых и поставки на мировой рынок Российская Федерация имеет всевозможные предпосылки.
Для этого необходимо определить объем внутреннего спроса на эти товары, увеличить долю отечественного производства в удовлетворении этого спроса, а недостающую часть покрывать за счет импорта, объем которого в перспективе должен сокращаться. Такой подход к квотированию импорта продукции, по которой осуществляется импортозамещение, с другими применяемыми мерами, позволит поддержать отечественного производителя и укрепить его позиции на внутреннем рынке с последующим выходом на международные рынки.
Для развития производственной деятельности отечественных предприятий необходимо предоставление фискальных механизмов стимулирования импортозамещающего производства.
Фискальные механизмы стимулирования импортозамещающего производства должны носить краткосрочный или среднесрочный характер.
С целью развития импортозамещающего производства следует использовать адекватные таможенно - тарифные ставки в соответствии со стадией переработки сырья, что будет способствовать стимулированию его переработки от более глубокой обработки до готовой к потреблению продукции. В этом направлении необходимо применить инструменты таможенно-тарифного регулирования, как для экспорта, так и для импорта продукции. При этом следует устанавливать более высокие тарифные ставки в отношении импорта готовой продукции (по тем товарам, по которым применяется стратегия импортозамещения), а для импорта продукции производственно-технического назначения – более низкие ставки таможенных тарифов (возможно и освобождение от таможенных тарифов первичного сырья), что не противоречит правилам ВТО, членом которой является Российская Федерация, предусматривающим защиту национальной экономики в условиях применения экономических санкций со стороны других государств. Такие меры, как нам представляется, в условиях низкого уровня отечественного производства дадут возможность увеличить производство ранее импортируемых товаров. В результате применения различных таможенно-тарифных ставок в отношении экспорта и импорта сырья, материалов, производственной техники и готовой продукции, в национальной экономике будут созданы и использованы предпосылки воспроизводства с относительно большой добавленной стоимостью [5].
Приоритетность экспорта готовой продукции и импорта сырья, материалов и производственной техники послужит дополнительным стимулом для преимущественно инновационного развития промышленности и создания новых производств с использованием передовой техники и технологии, что позволит существенно снизить уровень безработицы, будет способствовать тем самым не только снижению импортной зависимости, но и обеспечению экономической безопасности страны.
Выводы. Предлагаемая модель импортозамещающего производства, как следует из вышеизложенной логической схемы и форм проявления национальной экономической безопасности, предусматривает преимущественно обеспечение продовольственной безопасности. Это связано с тем, что потенциал аграрного сектора экономики страны используется не достаточно, не все сельскохозяйственные культуры имеют высокую урожайность по причине недостаточного соблюдения элементарных агротехнических норм, поэтому интенсификация аграрного сектора может сыграть важную роль во взаимосвязи с преимущественно инновационным развитием и стимулированием импортозамещающего производства, направленного на обеспечение экономической независимости страны и ее продовольственной безопасности [3].
Следует подчеркнуть, что предлагаемая модель импортозамещающего производства, как любая модель развития, носит комплексный и системный характер. Предлагаемые в этой модели меры взаимосвязаны и взаимозависимы между собой в процессе их использования. Только комплексное их использование может обеспечить получение синергетического эффекта. Так, применение фискальных механизмов стимулирования без применения инструментов таможенно-тарифного регулирования и квотирования объемов импорта импортозамещающей продукции не позволит получить желаемый результат.
Таким образом, для сложившейся в экономике России ситуации, при условии ее членства в ВТО и значительной зависимости от импортных поставок сырья, комплектующих изделий и оборудования, одним из оптимальных путей обеспечения экономической безопасности выступает развитие импортозамещающего производства.
Модель развития импортозамещающего производства, представленная выше, позволит снизить уровень безработицы, повысить уровень материального благосостояния населения, преодолеть импортную зависимость России от зарубежных стран, повысить национальную и экономическую безопасность государства. При этом особое внимание необходимо уделить обеспечению продовольственной безопасности как важнейшему элементу экономической безопасности России.
1. Alidzhanov D.A. Model' importozameschayuschego ekonomicheskogo rosta perehodnoy ekonomiki // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2014. № 4(52). S. 340-347.
2. Matveeva O.P., Prushkovskaya E.E. Povyshenie zhiznennogo urovnya naseleniya na osnove razvitiya vnutrennego rynka prodovol'stvennyh tovarov stran Tamozhennogo soyuza // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2014. № 3(51). S. 264-272.
3. Meshechkina R.P. Neobhodimost' zaschity i predposylki razvitiya prodovol'stvennogo rynka Rossii // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2010. № 1. S. 29-35.
4. Meshechkina R.P. Ocenka vliyaniya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti na ekonomiku Rossii // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoy kooperacii. 2007. № 2. S. 101-106.
5. Meshechkina R.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost' EAES i rol' Rossii v ee obespechenii // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2015. № 3(55). S. 79-85.
6. Meshechkina R.P. Sovershenstvovanie vneshnetorgovogo regulirovaniya prodovol'stvennogo rynka. Belgorod : Izdatel'stvo BUKEP, 2010. 87 s.
7. Meshechkina R.P., Pidoymo L.P. Vneshnyaya torgovlya kak indikator realizacii politiki importozamescheniya v Rossii // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2015. № 6(66). S. 90-100.
8. Mirgorodskaya O.A., Narozhnaya G.A. Sistema prodovol'stvennogo obespecheniya kak slozhnoe social'no-ekonomicheskoe formirovanie // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2013. № 2(46). S. 249-252.
9. Ternovskiy D.S., Kadackaya D.V., P'yankova M.G. Potencial predpriyatiy roznichnoy torgovli v reshenii problemy importozamescheniya v sovremennyh usloviyah razvitiya ekonomiki Rossii // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2015. № 1(53). S. 66-73.