METHODS OF TEACHING LAW IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article sets the task to consider the methods used by teachers during classes in legal discipline at educational institutions of secondary vocational education. The most effective methodologies of presentation of legal material are identified in this article. Recommendations in the selection of suitable methodologies for the mastery of basic knowledge in the field of law are presented.

Keywords:
method, teaching methodology, law
Text
Publication text (PDF): Read Download

Подготовка специалиста среднего звена требует большой работы и постоянного совершенствования образовательного процесса, любой компетентный специалист должен обладать определенными знаниями в области современного законодательства, должен знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности и уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством. Специалист должен знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности.

Изучение права в образовательных организациях среднего профессионального образования является жизненной необходимостью, перед преподавателями ставится важная задача – обеспечить качественное преподавание и применять для этого разнообразные методы и способы.

Педагогическая наука выработала немало различных методик. Методика правового обучения включает в себя специфические частные закономерности обучения правовым дисциплинам, технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности.

Начнём с классической схемы проведения урока по праву – это диалоговое изложение нового материала на уроках, которой пользуется большинство педагогов. Классический урок состоит из двух частей: объяснения нового материала, озаглавленного в тематическом плане проведения уроков, и повторения пройденной на прошлом занятии темы, проверка домашнего занятия. Данный метод позволяет задействовать различные способы подачи материала, схема неплохая, но проблема состоит в том, что студенты могут и не слушать, перед преподавателем ставится задача, чтобы на конкретном жизненном примере или правовом казусе показать необходимость изучения предлагаемого на уроке материала.

Но более эффективной методикой изложения правового материала является: интерактивная методика, в процессе её использования можно применить разнообразные приёмы создания диалога. Дискуссия на правовую тему хороший способ проведения учебного занятия, можно выбрать один из важных вопросов темы урока, другие вопросы студенты изучат самостоятельно при подготовке к дискуссии.

На уроках по праву необходимо применять интеллектуальные тренинги: анализ пословиц и поговорок о праве, латинских изречений, юридических афоризмов. Мудрость народа, заложенная в пословицах и поговорках, особенности национальных правовых систем, афоризмы великих людей позволят подготовить студентов к серьёзному осмыслению, восприятию учебного материала и сделает труд преподавателя эффективным.

Словарный диктант как метод преподавания права рекомендовано использовать, но не на каждом уроке [1, с. 48]. Юридический язык сложен для восприятия, поэтому требуется изучение большого количества терминов, которые в дальнейшем окажут помощь будущим специалистам в любой отрасли и станут привычными слуху каждому.

Важным методом преподавания юридических дисциплин является использование правовых документов. Право – это система формально-определённых норм, которые имеют письменную форму выражения [3, с. 6]. Ни один специалист железнодорожного транспорта не может обойтись без Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», не говоря уже о Приказах Министерства транспорта России и Распоряжениях ОАО «РЖД». Перед преподавателем ставится задача – научить студентов работать с нормативно-правовыми актами, осуществлять их поиск через справочно-правовые системы и применять законодательство на практике.

Игровой метод обучения представляет собой сложный феномен, которому посвящено множество психологических и педагогических исследований, ведь игра является одним из древнейших методов обучения [2, с. 91]. Игра может быть ролевой, дидактической и деловой.

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли, направленные на развитие определённых навыков и умений.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Деловые игры – обучают студентов применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем, в которых взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные подходы к разрешению ситуации.

Главное отличие игры от другой деятельности в том, что её предмет – сама человеческая деятельность, каждый участник и команда в целом объединена решением главной задачи и ориентирует своё поведение на выигрыш. Ценность данного метода заключается в том, что полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность.

Положения права эффективно усваиваются тогда, когда они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям. Для этого необходимо на учебных занятиях педагогам применять метод решения правовых казусов (задач по праву), в научной литературе этот метод назван методом «анализа правовых казусов» [4, с. 77], а в последнее время известен всем педагогам как кейс-метод.

Решение задачи – сложная умственная операция, в процессе которой нужно ситуацию подвести под закон или закон наложить на ситуацию и дать ответ о законности действий физического или юридического лица. Поэтому анализ казуса – это метод, который помогает студентам использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям, студенты учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого обучающиеся включают все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения.

В заключение, хотелось бы отметить, творчество преподавателя – залог успеха в применении тех или иных методик. Применение любого метода должно основываться на демократических ценностях и быть практико-ориентированным. Подготовка компетентного специалиста невозможна без формирования у него потребности в постоянном совершенствовании своих знаний, умений и общих и профессиональных компетенций, лежащих в основе успешной профессиональной деятельности.

 

References

1. Kashanina T.V. Osnovy prava: Metodicheskoe posobie dlya prepodavateley uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya. - M.: Vyssh.shk., 2005. - 645 s.

2. Kropaneva E.M. Teoriya i metodika obucheniya pravu: Ucheb. posobie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof. - ped. un-ta, 2010. - 166 s.

3. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu / E.A. Pevcova: Uchebnik dlya stud. vysshih uchebnyh zavedeniy. - M.: Vlados, 2003. - 400 s.

4. Pron'kin V.N., Gutnikov A.A, Eliasberg N.I. Zhivoe pravo. Zanimatel'naya enciklopediya prakticheskogo prava: Kniga dlya prepodavatelya: Ucheb.- metod. posobie. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo instituta prava im. Princa P.G. Ol'denburgskogo, 2001. - 432 s.

Login or Create
* Forgot password?