employee
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Today there is a situation where the Russian Federation can become one of the significant players in the Latin American space, which in the future will help reduce foreign policy risks and strengthen Moscow’s negotiating positions. The decisive role in shaping the future of the Latin American region will be played by the strategic rivalry between the US and China in the face of the declining role of the EU and Russia's attempts to strengthen its positions here. Finding a balance of interests between the US, China and Russia in Latin America will mean the formation of a geopolitical triangle in the region, which will lead to a further expansion of alternative trade, economic and political opportunities for the countries of the Caribbean Basin.
Russia, USA, LACB, Latin America, ALBA, OAS, MERCOSUR, trade and economic cooperation
Примерно с 2008 года Кремль широко и разнообразно ускорил свое присутствие в Западном полушарии, воспользовавшись внезапной потерей внимания США в этом регионе с 2001 года в пользу других геостратегических сценариев (борьба с терроризмом, Азиатско-Тихоокеанский регион и Средний Восток) и ощутимое отсутствие Евросоюза[1].
Для России Латинская Америка представляет стратегический интерес из-за ее географической близости к США. Но также и в виду дипломатических альянсов, особенно после того, как Вашингтон и ЕС ввели санкции против Москвы из-за кризисов на Украине и в Крыму (2014 г.). Поддержка, оказанная Москве несколькими латиноамериканскими странами (Венесуэлой, Никарагуа, Кубой, Боливией и Эквадором) перед лицом западных санкций против России, и воздержание других (Бразилия)[2], а также тот факт, что эти государства также не поддержали критику Вашингтона, столкнувшегося с российской военной инициативой в Сирии с 2015 года, стали смягчающим обстоятельством для правительства России, чтобы интенсивней сосредоточить свое внимание на своих союзниках в Латинской Америке с целью снижения этого уровня международной изоляции. Таким же образом, пост-крымский контекст стал для Москвы соответствующей возможностью выйти на латиноамериканский рынок, особенно в связи с торговыми обменами перед лицом западных санкций.
После различных попыток западных стран попытаться избавиться от российского влияния на постсоветском евразийском пространстве (особенно с 2003 года на Украине и в Грузии), Москва воспроизвела стратегические военные альянсы (включая ядерные) на заднем дворе Вашингтона, особенно с Венесуэлой, Кубой Никарагуа и, в меньшей степени, Бразилией, Перу, Аргентиной и Боливией. В связи с этим в последние годы, ведущие американские аналитические центры предупреждают о якобы «российской угрозе» интересам американской национальной безопасности. Предупреждения, которые, подвержены большому сомнению, так как не имеют под собой доказательной базы и здравого смысла.
Современная Россия, в отличие от СССР, не руководствуется строго идеологическими мотивами, когда речь идет об открытии или укреплении отношений в Латинской Америке. Хотя геополитический фактор является ключевым, отношения Москвы с регионом также ориентированы на более высокий уровень прагматизма и гибкости. Этот контекст более четко прослеживается в недавних политических и избирательных изменениях в Латинской Америке в отношении консервативных и либеральных правительств, что побудило Кремль расширить свои экономические интересы, наладив сотрудничество в областях энергетики, транспорта, авиакосмической промышленности, биотехнологии и т.д., и открыв тем самым новые рынки для России. Этот уровень российского прагматизма был и остается успешным в ситуации с Аргентиной и Бразилии, стратегических партнеров Москвы со времен киршнеризма[3] и Лулизмо-Петизма (Lulismo-Petismo-исп), в случае Бразилии (2003-2016 гг.)[4]. Но теперь, с политическими изменениями в этих странах, особенно в случае президента Аргентины-консерватора Маурисио Макри, эти отношения с Россией остались неизменными и даже расширились и активизировались.
В этом смысле недавняя политическая переориентация на либеральное право после серии президентских выборов в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Перу и даже в Эквадоре после ухода Р.Корреа, предполагает улучшение их отношений с Вашингтоном, определяемых с точки зрения экономических, а не геостратегических интересов, а также и с внешними субъектами, такими как Россия и Китай. Таким образом для России возникла новая перспектива выгодных долгосрочных отношений в случае гибкой диверсификации интересов.
Так последовательно развиваются связи России с действующими в регионе интеграционными объединениями. С 2000 года Россия совершила в общей сложности 44 визита на высоком уровне в страны Латинской Америки (см. рисунок 1)[5]. Половина из них сконцентрирована на так называемой оси АЛБА. Прорабатывается возможность полноформатной встречи с Сообществом государств Латинской Америки и Карибского бассейна на уровне глав внешнеполитических ведомств России и руководящего «квартета» объединения в 2019 г. Действует диалоговый механизм Россия-МЕРКОСУР на уровне политдиректоров стран-участниц. Поддерживаются деловые контакты с Андским сообществом и Карибским сообществом в рамках подписанных с ними меморандумов о создании механизмов политического диалога и сотрудничества. Предпринимаются шаги по формированию диалогового механизма с Тихоокеанским Альянсом. Проводится последовательная линия на укрепление связей со странами-участницами Союза южноамериканских государств, Боливарианским альянсом для народов Америки, а также с Центральноамериканской интеграционной системой, в Генеральный секретариат которой в марте 2015 г. была передана заявка на получение Россией статуса внерегионального наблюдателя при этой организации.
Рисунок 1 Визиты на высшем уровне в страны Латинской Америки за 2000-2018гг (Составлено автором на основе данных пресс-службы Президента России[6]).
Статус постоянного наблюдателя, имеющийся у России в Организации американских государств, используется для продвижения сотрудничества с регионом, в частности, в вопросах противодействия наркобизнесу в рамках Межамериканской комиссии по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД) и на антитеррористическом направлении – в Межамериканском комитете по борьбе с терроризмом (СИКТЕ).
С 1993 г. Россия имеет статус наблюдателя при Латиноамериканской ассоциации интеграции, с 1997 г. – при Ассоциации карибских государств. Россия выступает инициатором расширения взаимодействия с ЛАКБ в многостороннем формате, в том числе по линии Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии (ЕАЭС/ЕЭК). Диалоговые механизмы на основе меморандумов о взаимопонимании уже функционируют с Чили и Перу. В 2017 г. аналогичный документ подписан с Андским сообществом и с Эквадором, в мае 2018 г – с Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС) и Кубой. Полностью согласован и готовится к подписанию Меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между ЕЭК и МЕРКОСУР, охватывающий такие сферы, как торговля и инвестиции, энергетика, научное и технологическое развитие, финансы, транспорт, связь, сельское хозяйство, туризм, информационно-коммуникационные технологии. В перспективе стоит задача заключения соглашения о зоне свободной торговли между двумя объединениями. На очереди – установление диалоговых механизмов по линии ЕЭК с КАРИКОМ, ТА, ЦАИС.
ЛАКБ также является перспективным партнером России по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Для стимулирования диалога активно задействованы механизмы межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которые работают с Аргентиной, Бразилией, Боливией, Колумбией, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Перу, Уругваем, Чили, Эквадором. Важную роль играют двусторонние Комиссии высокого уровня (КВУ), которые действуют с Бразилией и Венесуэлой[7].
Укрепляется сотрудничество с Фондом «Росконгресс» по тематике латиноамериканского участия в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в рамках которого традиционно с 2014 г. проводится латиноамериканская секция. В 2018 г. состоялся XXII ПМЭФ при участии представителей правительственных и предпринимательских кругов Латинской Америки[8].
Согласно данным Федеральной таможенной службы, товарооборот России со странами ЛАКБ составил в 2017 г. 14,5 млрд. долл. США, а крупнейшими торговыми партнерами России в регионе явились: Бразилия – 5,2 млрд. долл. США, Мексика – 2,4 млрд. долл. США, Эквадор -1,5 млрд. долл. США, Чили – 903,3 млн. долл. США и Аргентина – 890,8 млн. долл. США[9].
В регионе все более активно работают отечественные компании, развиваются знаковые проекты сотрудничества, в частности, участие России в модернизации объектов энергетики на Кубе, содействие развитию электроэнергетики в Эквадоре и Аргентине, поставки вертолетной техники в Колумбию и Перу и др.
В период с 2011 по 2015 год в Южной Америке было сосредоточено 6,2% от общего объема продаж вооружений в России, за тот же период Китай достиг 5%, а США - 2,3%. Венесуэла, Никарагуа, Куба, Перу и Бразилия стали главными военными партнерами Москвы в Латинской Америке. Оси этих отношений сосредоточены на совместных военных учениях в Карибском бассейне (при активном участии Венесуэлы и Никарагуа), сотрудничестве в борьбе с наркотиками и продаже высокотехнологичной военной техники. Доклад Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) о мировых расходах на оружие в 2017 году ставит Россию на четвертое место в мире после США, Китая и Саудовской Аравии. По сравнению с 2016 годом российские расходы на оружие сократились на 20%, скорее всего, из-за снижения мировых цен на нефть и западных санкций. В Южной Америке при наличии стратегических военных партнеров России, таких как Бразилия и Венесуэла, произошло увеличение этих расходов (4,4% в 2017 году), в Центральной Америке и Карибском бассейне (с такими российскими партнерами, как Никарагуа и Куба), эти расходы резко сократились (-6,6%)[10].
Однако, если поставить масштабы продаж оружия, военного сотрудничества и совместных военных учений России с Латинской Америкой, то по сравнению с США эти военные отношения минимальны. Если же Россия делает упор, на сотрудничество с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа, то Соединенные Штаты больше сосредоточены на таких государствах, как Колумбия и Мексика.
Внимание России в военных вопросах было сосредоточено на оси АЛБА, а также в странах с высокими военными расходами, таких как Перу, Бразилия и Аргентина. Эти контакты вызывают постоянную озабоченность в Вашингтоне, поскольку они могут изменить военный баланс полушария, а также тот факт, что Россия является ядерной державой, способной повлиять на интересы национальной безопасности США[11].
В случае Венесуэлы эти отношения с Россией являются абсолютно жизненно важными и стратегическими для правительства Н.Мадуро, даже с намеком на экономическую зависимость (Москва поддержала создание венесуэльской криптовалюты Petro) из-за тревожного финансового и социального кризиса, а также международного давления – со стороны таких стран и организаций, как США, ЕС, ОАГ, Лимская группа - которое постоянно угрожает преемственности президента Венесуэлы у власти[12].
Венесуэла представляет интерес для России, поскольку она представляет альтернативу геополитического расширения евразийской оси, которую Москва недавно разработала с Китаем, Турцией и Ираном. Россия, совместно с «Роснефть», также стала основным кредитором Венесуэлы, в частности в область реструктуризации, убывающей венесуэльской нефтяной промышленности. С 2005 года Каракас стал стратегическим военным партнером Кремля до такой степени, что Венесуэла получает 73% российских продаж оружия в Латинской Америке[13].
Венесуэла и Боливия также представляют энергетический интерес для Москвы благодаря своим запасам сырой нефти и природного газа. С другой стороны, российско-кубинские отношения вступили в новое измерение в 2014 году после того, как российское долговое списание кубинского долга в 30 000 млн. долл. США, сохранявшегося с советских времен, и возможность нового открытия российской электронной станции Лурдес (Куба), которая была закрыта именно Путиным в 2000 году[14]. Поездка президента России в 2014 г. по Кубе, Аргентине, Бразилии и Никарагуа и, главным образом, поездки министра обороны Сергея Шойгу в Венесуэлу, Кубу и Никарагуа в 2015 г. укрепила стратегические военные отношения Москвы с этими странами, что вызвало огромную озабоченность в Вашингтоне. Российская военная стратегия в Латинской Америке, кажется, благоприятствует своего рода взаимному сдерживанию влияния Вашингтона, в частности, противодействию вовлечению Запада в российское евразийское периферийное пространство. Кремль, таким образом, оказывает сдерживающее и даже отвлекающее воздействие на Запад[15].
Но упадок АЛБА, бесконечный венесуэльский кризис, возможность возобновления никарагуанского кризиса и давление Вашингтона на Кубу являются источниками нестабильности, которые убеждают Москву занять более осторожные позиции. Примером этого является отказ России от участия в качестве наблюдателя в АЛБА.
Аналогичным образом, отсутствие поддержки со стороны некоторых членов АЛБА (Эквадор, Боливия, Куба) для поддержки некоторых геополитических интересов Кремля (признание Абхазии и Южной Осетии) разрушило некоторые ожидания России в отношении этой организации, сделав ставку вместо этого на двусторонние отношения[16].
По словам Александра Щетинина, Директора Латиноамериканского департамента Министерства иностранных дел России, отношения Российской Федерации со странами Латинской Америки "не являются конъюнктурными"[17]. С учетом нынешнего контекста, похоже, все указывает на то, что Москва продолжит делать ставку в ближайшие годы на расширение и укрепление отношений с этим регионом. Помимо геополитических императивов, подход России к Латинской Америке определяется по существу реалистичным и прагматичным характером, осознавая его возможности, но также и его ограничения, особенно в военных вопросах. В некоторых случаях этот подход имеет довольно риторическую призму, поскольку Кремль с осторожностью взвешивает, в какой степени его уровень глобальных отношений с Латинской Америкой больше ориентирован на многообещающие ожидания, а где на структурно консолидированные долгосрочные отношения[18].
[1] Троянский М.Г. К новому уровню сотрудничества // Латинская Америка. 2011. № 2. С. 84-90.
[2] Троянский М.Г. К вопросу о войне и мире // Латинская Америка. 2016. № 1. С. 97-99.
[3] Киршнеризм» – это совокупность политических тенденций в современной Аргентине, связанных с деятельностью сторонников внутренний политики президента Кристины Фернандес де Киршнер, занявшей пост главы государства в 2007 году
[4] Троянский М.Г. Отношения между Российской Федерацией и странами Латинской Америки и Карибского Бассейна на современном этапе // Дипломатическая служба. 2018. № 6. С. 6-15 ; Троянский М.Г. Современный латиноамериканский вектор внешней политики России // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 3 (17). С. 17-32
[5] Троянский М. Близкая страна в далеких Андах (о визите Министра иностранных дел России в Перу) // Международная жизнь. 2007. № 11. С. 18-24; Troyansky M. A Close Country in the Far-Away Andes // International Affairs: A Russian // Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2008. Т. 54. № 1. С. 154-162; Официальный сайт Правительства России // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/trips (дата обращения: 01.05.2019)
[6]Официальный сайт Правительства России // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/trips (дата обращения: 01.05.2019)
[7] Шангараев Р.Н. Влияние "центров силы" на региональную безопасность на примере консолидации интеграционных группировок Латиноамериканского Региона // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 50-57.
[8] Итоги Петербургского международного экономического форума – 2018 // Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201805301613-1b8x.htm (дата обращения: 01.05.2019)
[9] Итоги Петербургского международного экономического форума – 2018 // Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201805301613-1b8x.htm (дата обращения: 01.05.2019)
[10]SIPRI YEARBOOK 2018. Armaments, Disarmament and International Security // Режим доступа: https://www.sipri.org/sites/default/files/2018-06/yb_18_summary_en_0.pdf (дата обращения: 01.05.2019)
[11]Шангараев Р.Н. Влияние "центров силы" на региональную безопасность на примере консолидации интеграционных группировок Латиноамериканского Региона // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 50-57
[12] Rusos y Maduro burlarán las sanciones de EE.UU. con el Petro // Режим доступа: http://revistazeta.net/2018/10/07/rusos-y-maduro-burlaran-las-sanciones-de-ee-uu-con-el-petro/ (дата обращения: 01.05.2019)
[13]Virtual Russian Influence in Latin America // Режим доступа: https://www.csis.org/analysis/virtual-russian-influence-latin-america (дата обращения: 01.05.2019)
[14] Russia: Playing a Geopolitical Game in Latin America // Режим доступа: https://carnegieendowment.org/2018/05/03/russia-playing-geopolitical-game-in-latin-america-pub-76228 (дата обращения: 01.05.2019)
[15] 1. Красных О.В. Перспективы российско-боливийского сотрудничества в энергетической сфере // «Социально-гуманитарные знания», 3, 2019, С. 357-362
[16] ¿El «retorno ruso» a América Latina? Entrevista a Vladimir Rouvinski // Режим доступа: http://nuso.org/articulo/rusia-entre-nosotros/ (дата обращения: 01.05.2019)
[17] Александр Щетинин, Директор Латиноамериканского департамента МИД РФ: «Латинская Америка – наш стратегический партнер» // Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/15228 (дата обращения: 01.05.2019)
[18] Rusia en América Latina: geopolítica y pragmatismo // Режим доступа: https://www.esglobal.org/rusia-en-america-latina-geopolitica-y-pragmatismo/ (дата обращения: 01.05.2019)
1. Aleksandr Schetinin, Direktor Latinoamerikanskogo departamenta MID RF: «Latinskaya Amerika - nash strategicheskiy partner» // Rezhim dostupa: https://interaffairs.ru/news/show/15228 (data obrascheniya: 01.05.2019)
2. Itogi Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma - 2018 // Rezhim dostupa: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201805301613-1b8x.htm (data obrascheniya: 01.05.2019)
3. Krasnyh O.V. Perspektivy rossiysko-boliviyskogo sotrudnichestva v energeticheskoy sfere // «Social'no-gumanitarnye znaniya», 3, 2019, S. 357-362
4. Oficial'nyy sayt Pravitel'stva Rossii // Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/trips (data obrascheniya: 01.05.2019)
5. Troyanskiy M. Blizkaya strana v dalekih Andah (o vizite Ministra inostrannyh del Rossii v Peru) // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2007. № 11. S. 18-24
6. Troyanskiy M.G. K voprosu o voyne i mire // Latinskaya Amerika. 2016. № 1. S. 97-99.
7. Troyanskiy M.G. K novomu urovnyu sotrudnichestva // Latinskaya Amerika. 2011. № 2. S. 84-90.
8. Troyanskiy M.G. Otnosheniya mezhdu Rossiyskoy Federaciey i stranami Latinskoy Ameriki i Karibskogo Basseyna na sovremennom etape // Diplomaticheskaya sluzhba. 2018. № 6. S. 6-15
9. Troyanskiy M.G. Sovremennyy latinoamerikanskiy vektor vneshney politiki Rossii // Vestnik Diplomaticheskoy akademii MID Rossii. Rossiya i mir. 2018. № 3 (17). S. 17-32
10. Shangaraev R.N. Vliyanie "centrov sily" na regional'nuyu bezopasnost' na primere konsolidacii integracionnyh gruppirovok Latinoamerikanskogo Regiona // Diplomaticheskaya sluzhba. 2017. № 2. S. 50-57.
11. El «retorno ruso» a América Latina? Entrevista a Vladimir Rouvinski // Rezhim dostupa: http://nuso.org/articulo/rusia-entre-nosotros/ (data obrascheniya: 01.05.2019)
12. Rusia en América Latina: geopolítica y pragmatismo // Rezhim dostupa: https://www.esglobal.org/rusia-en-america-latina-geopolitica-y-pragmatismo/ (data obrascheniya: 01.05.2019)
13. Rusos y Maduro burlarán las sanciones de EE.UU. con el Petro // Rezhim dostupa: http://revistazeta.net/2018/10/07/rusos-y-maduro-burlaran-las-sanciones-de-ee-uu-con-el-petro/ (data obrascheniya: 01.05.2019)
14. Russia: Playing a Geopolitical Game in Latin America // Rezhim dostupa: https://carnegieendowment.org/2018/05/03/russia-playing-geopolitical-game-in-latin-america-pub-76228 (data obrascheniya: 01.05.2019)
15. SIPRI YEARBOOK 2018. Armaments, Disarmament and International Security // Rezhim dostupa: https://www.sipri.org/sites/default/files/2018-06/yb_18_summary_en_0.pdf (data obrascheniya: 01.05.2019)
16. Troyansky M. A Close Country in the Far-Away Andes // International Affairs: A Russian // Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2008. T. 54. № 1. S. 154-162
17. Virtual Russian Influence in Latin America // Rezhim dostupa: https://www.csis.org/analysis/virtual-russian-influence-latin-america (data obrascheniya: 01.05.2019)
18. Karpovich O.G. Global'nye problemy i mezhdunarodnye otnosheniya // Moskva, 2014.
19. Karpovich O.G. Global'nye problemy mezhdunarodnyh otnosheniy v kontekste formiruyuschegosya mnogopolyarnogo mira // Pravo i politika. 2014. № 5. S. 620-629.