Right is often called "a continuation of politics by other means", as a war has the same value. In another way right is "the right hand of politics". Therefore, the right has an instrumental character and public origin (as opposed to morality).
state, power, civil society, morality, liberalism, ideology, freedom, political and legal nihilism.
В либеральных взглядах распространен постулат об автономности и самодостаточности права. В публичной сфере его часто трактуют в духе независимости юридических институтов и судей. Риторические заявления на этот счет звучат едва ли не чаще, чем их нарушения в практике правоприменения. Тем самым положение о независимости права становится скорее благим пожеланием, чем работающим принципом, а реальный статус права делается неопределенным и проблематичным. Чтобы решить этот вопрос, разделим его на публичную и научную стороны. После принятия законодательными органами право не подлежит чьей-либо корректировке и произвольным изменениям или ограничениям и в этом смысле действительно остается независимым. Но при научном его рассмотрении, когда приходится прибегать к средствам анализа, выходящим за пределы самой юридической науки, выводы на этот счет будут иными. Одним из таких средств является философский, вернее, социально-философский подход к проблеме права, где обнаруживается его очевидная и всесторонняя обусловленность другими общественными факторами.
Что же это за факторы? Обращение к философии позволяет увидеть в праве прежде всего идеологию. Но право как идеология внутренне связано с другими идеологическими формами, а вместе с политикой составляет ядро идеологии, т.е. самосознания общества. Иными словами, принадлежность правовых взглядов к идеологии делает эти взгляды частью общественного самосознания, т.е. частью большого общественного «Я».
1. Tolstoy A.K. Istoriya gosudarstva Rossiyskogo ot Gostomysla do Timasheva. Poeticheskaya Rossiya. M., 1977.