NEWLY INDUSTRIALIZED COUNTRIES IN THE MODERN SYSTEM OF INTERNATIONAL TRADE COOPERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the main features of the participation of new industrial countries of Southeast Asia, in particular, Singapore, in the system of modern trade cooperation. When writing the article some works of a number of Russian experts, foreign sources were used. The co-authors applied the methods of comparative and quantitative analysis

Keywords:
economic development, foreign trade, export orientation, newly industrialized countries, Singapore, South-Eastern Asia
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Новоиндустриальные страны на современном этапе развития выступают как наиболее динамичные экономики в регионе Юго-Восточной Азии. К ним относятся Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, а также Индонезия (хотя по ее классификации пока не существует единого мнения экспертов). Особое положение среди них занимает Республика Корея. Некоторые из новоиндустриальных стран Азии являются традиционными партнерами Российской Федерации в сфере внешнеторговых связей, поэтому исследование их участия в современной системе торгового сотрудничества представляется соавторам актуальным.

Прежде всего, следует рассмотреть внешнеторговые связи Сингапура со странами – членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), членом которой он стал с момента ее формирования. Сингапур провозгласил свою независимость в 1965 г. За прошедшие полвека в стране получилось создать сильное как в экономическом, так и политическом плане государство.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была создана в 1967 г. Государствами – ее основателями – считаются Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (см.: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]).

Изначально организация создавалась для того, чтобы совместными силами развивать экономики стран-участниц, а также для сокращения своей зависимости от более крупных держав. Позднее к организации присоединились такие страны, как: Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа, статус наблюдателя имеют Папуа – Новая Гвинея и Восточный Тимор.

АСЕАН сейчас – одна из крупнейших в мире зон свободной торговли, к которой в ближайшее время планируют присоединиться такие страны, как КНР, Япония и Республика Корея. Для нас очень важно понять принципы взаимодействия в рамках данной организации, начать следует с точки зрения неформального лидера – Сингапура.

Региональные инвестиции крайне важны для поддержания конкурентоспособности сингапурского рынка, который может в скором времени потерять былую популярность в свете стремительно развивающейся экономики Китая, поэтому Сингапур сейчас активно сотрудничает со странами – членами АСЕАН (см.: [9; 10; 11; 12; 13; 14]).

Малайзия. Поддерживание хороших отношений с Малайзией необходимо для Сингапура хотя бы по той причине, что страна импортирует оттуда пресную воду. На текущий момент страны являются крупными торговыми партнерами. Лидерство Малайзии в экспорте и импорте Сингапура обусловлено тем, что государства находятся рядом друг с другом и им удалось наладить эффективный механизм взаимодействия.

В рамках АСЕАН как Сингапур, так и Малайзия относятся к группе государств, которые по большей части занимаются наукоемким производством. В основном это микрочипы, компьютерные платы, автомобильная электроника. Так как Сингапур более развит технологически, он способен производить современную электронику, но по сей день нехватка площадей для производства не дает возможности производить ее в больших объемах. При этом Малайзия готова предоставить производственные площади в рамках партнерства в АСЕАН, так как не испытывает проблем в нехватке территории и имеет дешевую рабочую силу. Также для создания единого конкурентоспособного технопарка привлекаются инвестиции зарубежных ТНК, в основном это компании из США и Японии, заинтересованные в удешевлении процесса производства электроники и электротехники.

Соответственно, Сингапур экспортирует в Малайзию высокотехнологичную электронику, а импортирует продукты питания и топливо. На данном этапе взаимодействие Сингапура и Малайзии не ограничено лишь торговлей нужными ресурсами, имеет характер всестороннего сотрудничества, а также тенденцию к дальнейшему улучшению не только экономических, но и политических связей между ними.

Индонезия. Перешагнув через трудности в национальной политике в 70-х гг. ХХ в. Сингапур и Индонезия начали активно выстраивать свои отношения. Странам было интересно взаимодействие в разных областях, однако Сингапур ставил во главу угла экономическое сотрудничество.

Для компаний, которые работают в Сингапуре, Индонезия является весьма привлекательной, так как, и в случае с Малайзией, это способ решения проблемы нехватки производственных площадей на территории страны за счет частичного или полного переноса производства на территорию Индонезии. Это позволяет добиться большего прогресса в секторе наукоемкого производства в странах АСЕАН. В размещении таких объектов на своей территории заинтересована и сама Индонезия, так как это позволяет создать новые рабочие места и уменьшить долю безработных по стране. Помимо создания рабочих мест, размещение технопарков способствует развитию образования и научно-техническому прогрессу в Индонезии.

Первым крупным совместным проектом двух государств стал технопарк в Батаме. В 1989 г. составили план по созданию нового технопарка на территории Индонезии, аналогичный тем, что уже существовали в Сингапуре. В результате  данный технопарк стал крупным центром наукоемкого производства и, несмотря на тяжелую экономическую обстановку в Индонезии, продолжал активно развиваться и привлекать инвесторов. К 1999 г. в этот проект было инвестировано 1,5 млрд долл. США, основными инвесторами выступали сингапурские компании (см.: [15; 16]).

Позже, к 2005 г. Сингапур занимал лидирующее место среди иностранных инвесторов в экономику Индонезии – около 4 млрд долл. США. Прямым доказательством успешности взаимодействия между Сингапуром и Индонезией является растущий объем внешней торговли между ними.

В 1992 г. была начата Сингапурская программа сотрудничества, которая находит спрос в Индонезии. Данная программа предоставляет для индонезийских управленцев очень качественное образование, нацеленное на то, чтобы повысить в АСЕАН уровень образования в принципе, чтобы общими силами решать социальные проблемы.

Стоит отметить, что Сингапур и Индонезия также активно сотрудничают в сфере обеспечения безопасности. Причина в том, что Малаккский пролив является одной из крупнейших транспортных артерий мира, однако не самой безопасной из них. Особенно остро стоит проблема пиратства. В связи с этим Сингапур и Индонезия совместно регулярно проводят учения военно-морского флота, а также оказывают всяческую поддержку для обеспечения безопасного прохода для торговых судов. Также в 2007 г. был подписан оборонный договор на 25 лет.

 Сингапур и Индонезия в начале ХХI в. вместе преодолели практически все разногласия и стали крупными торговыми и военными партнерами. Также в отношениях с Индонезией серьезную роль играет взаимодействие в социальной сфере: активно перенимается опыт сингапурских коллег, и благодаря этому становится легче взаимодействовать на всех уровнях.

Таиланд. Являясь крупными торговыми партнерами, Сингапур и Таиланд нарастили объемы взаимной торговли. Особое место в отношениях между этими странами отведено взаимодействию в научной сфере.

Таиланд является одним из лидеров АСЕАН в сфере инноваций. В среднем за год в стране регистрируется 1173 патентных заявок от граждан Таиланда и 4851 от иностранных граждан.

 В 2015 г. страны подписали Меморандум о сотрудничестве, являющийся серьезным шагом к дальнейшему развитию отношений между государствами. Полученные новые возможности в рамках переговоров для Ведомства интеллектуальной собственности Сингапура, разрешают регистрировать патенты на территории Таиланда, и они будут действовать также в Сингапуре. Это значительно упростило совместную работу в регистрации патентов.

Так как и Сингапур, и Таиланд настроены на дальнейшее продуктивное торгово-экономическое сотрудничество, то они продлили соглашение, в рамках которого граждане обоих государств не облагаются двойным налогом на прибыль, если получают ее на территории другого государства, либо от другого государства.

Одним из перспективных направлений взаимодействия между этими двумя странами является туризм. За последние несколько лет поток туристов в общем вырос примерно на 34%, поэтому можно сказать, что эта сфера может быть еще больше развита в будущем.

На данном этапе развития отношений между Сингапуром и Таиландом, можно сказать, что между странами сложилось весьма полное взаимопонимание. Сингапурская программа сотрудничества в значительной степени помогает решению социальных проблем, а также способствует взаимодействию в сфере инноваций. Некоторое внимание уделяется и вопросам безопасности: между Сингапуром и Таиландом имеется ряд договоров, которые касаются взаимодействия военных сил этих стран.

Филиппины. Как и в случае с Малайзией, Индонезией и Таиландом, с Филиппинами Сингапур связывают тесные торговые отношения, а также активное сотрудничество в осуществлении проектов АСЕАН. Вопросу безопасности отведено особое место, особенно после сентября 2001 г.

В 1998 г. Филиппины и Сингапур подписали Меморандум о взаимопонимании, а его одной из основных целей является укрепление дружественных отношений между странами. План действий поделили на 6 составляющих: сотрудничество в области экономики, IT-сотрудничество, развитие рынка капиталов, сотрудничество в области образования, сотрудничество в области культуры, сотрудничество в области международного обмена, сотрудничество в военной сфере.

Основным направлением сотрудничества в экономической сфере является создание технопарков. Крупнейшим и успешным является технопарк «Carmelray». Благодаря этому проекту Филиппины стали одним из крупнейших производителей электроники в АСЕАН. Сингапурские инвесторы вкладывают свои деньги в филиппинскую экономику и делают это активно, так как был создан благоприятный инвестиционный климат из-за сотрудничества на общегосударственном уровне.

Между Сингапуром и Филиппинами активно развивается туризм, для привлечения в данный сектор инвестиций сотрудничество осуществляют министерства туризма двух стран. Причем основными инвесторами являются правительства Сингапура и Филиппин.

Между Сингапуром и Филиппинами сложились дружественные межгосударственные отношения. За более чем 20 лет после подписания Меморандума о взаимопонимании были укреплены взаимодействия почти во всех сферах. Успех совместных предприятий говорит сам за себя, сейчас эти проекты становятся объектом интереса иностранных ТНК, которые активно расширяют свою присутствие в странах АСЕАН.

 

***

Проведенный анализ показывает, что внешняя торговля, инвестиции Сингапура способствуют налаживанию добрососедских связей между странами – членами АСЕАН, позволяют ее лидеру обеспечивать перспективы дальнейшего развития сотрудничества.

 

References

1. Bulavina E.M. Opyt novyh industrial'nyh stran po preodoleniyu ekonomicheskoy otstalosti. Monografiya. - Ekaterinburg. 2017. - 221 c.

2. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya na pereput'e: aktual'nye trendy//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2019. - № 4. - S. 6-14.

3. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2018: peremeny v gruppe liderov (uspehi i neudachi) // Vlast'. - 2019. - T. 27. - № 2. - S. 88-92.

4. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut // Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 5. - S. 77-84.

5. Gladkov I.S. Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya novyh industrial'nyh stran (na primere stran Vostochnoy Azii). Monografiya. - M., 2000. - 104 s.

6. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya 2001-2015: trendy i provaly 2015 g// Vlast'. - 2016. - T. 24. - № 6. - S. 92-100.

7. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2001-2013 gg.: trendy v gruppe liderov // Vlast'. - 2014. - № 5. - S. 15-18.

8. Gladkov I.S. Postkrizisnaya evolyuciya mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2014. - № 7. - S. 31-38.

9. Gololobov V.Ya. Fenomen novoindustrial'nogo razvitiya v regione Azii (na primere ekonomiki Singapura) // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - T. 5. - № 2. - 2019. - S. 99-101.

10. Ivaschenko A.S. Prichiny dinamichnogo razvitiya ekonomiki novyh industrial'nyh stran Yugo-Vostochnoy Azii (60-e gg. HH v. - nachalo XXI v.). - M., 2013. - 125 c.

11. Obolenskiy V.P. Vneshnetorgovaya politika v processe otkrytiya ekonomiki_//_ Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. - 2018. - № 1. - S. 78-90.

12. Sobolevskiy A.A. Rol' vneshney torgovli v razvitii nacional'noy ekonomiki // Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. - 2019. - № 3. - S. 37-39.

13. Suslova E.I., Paskar' A. Rol' vneshney torgovli v ekonomicheskom razvitii strany // Prilozhenie Rossiyskiy importer. Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. - 2019. - № 6. - S. 5-10.

14. Firsov Yu.I. Innovacionnaya ekonomika Singapura//v sb. Sovremennye korporativnye strategii i tehnologii v Rossii. - M., 2015. - S. 162-168.

15. Hasbulatov R.I. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra / Posvyaschaetsya 110-letnemu yubileyu Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova / M., 2017. - 234 s.

16. UNCTAD. Oficial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.unctadstat.unctad.org (Data obrascheniya 01.07.2019.)

Login or Create
* Forgot password?