employee
Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article deals with the nature of the symbol, its influence on the perception, thinking and consciousness of man. Relevance of the use of such knowledge in the educational process of cadets of the Moscow University named after V. J. Kikot. In parallel, the properties of the object of study - a symbol for possible further clarification of the basic concept of the symbol and its consideration in the structure of symbolic perception and thinking of man. The subject of the study is the study of the properties of symbols of their compatibility, the search for symbolic correlations. For this purpose the research methodology based on the intersection of several social and psychological classifications, such scientists as G. Spencer, J. G. was outlined. Meade, K. G. Jung. Based on this technique, a pilot psychological test was developed and conducted, the results of which were the basis for some important theoretical interpretations. The novelty of the study lies in the interpretation of symbol and symbolic thinking (as opposed to the concept and logical thinking) more widely. This system combines the processes of perception, thinking conscious and subconscious processes. As an example, we can speculatively assume that building a chain of monotonous (for some reason, not always having logical connections) symbols can be considered thinking processes different from classical logic. The explanation of the processes of human thinking through the symbolic structure of consciousness can more accurately describe the motives and actions of a person in a particular situation. The results of this study can be included in seminars on the disciplines of Psychology in the activities of police officers, Socio-psychological training of professional communication, a Workshop on the psychology of communication.
symbol, symbolic perception, symbolic thinking, symbolic matrix of human consciousness.
Актуальность проблемы заключается в том, что природа символа, его влияние на восприятие, мышление и сознание человека в целом в недостаточной мере изучается и практикуется на сегодняшний день в образовательном процессе курсантов Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя. Различные дисциплины затрагивают отдельные стороны и значения символов, однако, целостного понимания и той значимости, которым обладает символ в жизни человека нет. Такие дисциплины, как философия и логика рассматривают мышление человека как систему понятий (логическая сторона символа) и их логическое взаимодействие (суждения, умозаключения и пр.), представляя человеческое сознание через понятийную сторону отражения мира. То есть переход от чувственных знаний к логическим рассматривается, минуя символическое их значение. Таким образом, упускается природа символьного восприятия мира человеком.
Психология рассматривает человеческое сознание как «психический интегративный процесс, который объединяет внимание, память, разные смыслы, опыт человека, его эмоции, восприятие и другие психические проявления» [5] . Разные «смыслы и другие психические проявления» как раз и есть та часть, в которой проявляет себя символ (как в сознании, так и в подсознании, формируя их), но в данной дисциплине в недостаточной степени исследуется понятийное и логическое значение символа в восприятии и мышлении человека. Отдельные узконаправленные исследования психологов рассматривают понятийную сторону символов (различные интерпретации символов), на основании которых формируется картина мира человека, однако, эти исследования существуют в виде эклектических знаний и нередко могут противоречить друг другу, не выводя фундаментальных знаний о природе символа. К примеру, если пройти одному и тому же человеку различные психологические тесты, то однозначности в результатах (по одинаковым логическим или эмоциональным основаниям) не будет.
В криминологии рассматривают символы лишь в связи с их использованием определенными группами, как особую форму субкультуры, не уделяя должного внимания ни логической, ни психологической сторонам символа. Эстетическая и этическая составляющие символа, влияющего на сознание человека крайне доминирующим образом, рассматриваемые в дисциплинах по культурологи, этнопсихологии и религиоведении, лишь косвенно с социальных позиций морали и нравственности касаются символа и не затрагивают то, какое влияние данные категории распространяют на подсознательные процессы, к примеру и пр. Вопрос о том, что именно символы, окружающие человека в процессе его социализации наибольшим образом формируют сознание человека, на первый план не выдвигается никакой из указанных дисциплин в учебном процессе курсантов Московского университета имени Н.Я. Кикотя.
Таким образом, курсант, получая разрозненные знания о природе символа, никогда даже и не задумается о том, какое последний имеет значение. К примеру, о том, что изменение окружающих символов может изменить характер человека, решить внутриличностные и межличностные конфликты [3]. С другой стороны многие подсознательные процессы становятся подвластными сознанию, если человек сможет изучить свою систему символов и особенности мировосприятия. Это также даст ключ к пониманию восприятия и мышления другого человека, и соответственно возможность к манипуляции его сознанием, что очень важно в процессах социализации и ресоциализации.
По этим причинам в настоящее время в образовательном процессе курсантов Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя символьное восприятие и мышление должны быть рассмотрены систематично, учитывая вышеперечисленные междисциплинарные связи. Для этого необходимо выстроить систему исследования и понимания символа. В данной работе хотелось бы наметить основы данной системы по исследованию символьного восприятия и символьно-логического мышления человека, в чем также заключается и новизна исследования.
Понятие символ (образовано от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) – идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание [6]. Понятие «символ» наиболее всесторонне использовал Э. Кассирер, который «отталкивается от понятия человека как деятельностного существа, производящего некие смыслы, символы»[4]. Основой производства символов выступают, по его мнению, язык, миф, наука, история. Они же составляют пространство человеческой деятельности. Это некие инструментарии, которые функционально используются человеком для порождения символа [4]. Так символы наполняют социальное пространство, продуцирующее как индивидуальное, так и коллективное сознание. Соответственно они меняются от эпохи к эпохе и являются основой формирования не только человеческого сознания, но и культуры.
Формирование и структура символа в человеческом сознании. Выше указывалось, что формирование мышления человека, связанное с переходом от чувственных форм восприятия к логическим также сопровождается процессом порождения и развития символа. Это происходит через познание на уровне триединства чувственно-логического восприятия - образа, эмоции и мотива. Все эти составляющие формируют символ: эмоция дает основу образу и предполагает рождение определенного мотива. Например, слово «собака» будет по-разному восприниматься человеком, которого она укусила (даже когда-то очень давно, что не вспомнить) и человеком, которого собака не кусала. Разные символы при одинаковом логическом понимании. Однако человек, которого она укусила скорее будет использовать слово собака как ругательное, а второй удивляться, почему его таким образом обругивают: «…первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, называя собакой…я лично ничего не вижу дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово».[1]
Также формируются и воздействуют впоследствии и абстрактные символы-понятия: здравый смысл, порядок, мера, добро, красота и многие другие, формирующие психологичность и социальность личности.
Так, понятийная матрица человеческого сознания может быть представлена в виде образов, наполненных символическим значением. На основании этого необходимо сформировать процесс обучения курсантов таким образом, чтобы они научились исследовать свою образно-символьную матрицу, что в дальнейшем даст им ключи к пониманию также и других людей. Классификации, представленные ниже, позволят расширить представления об этом.
Основанием для первой классификации выступает эмоциональное восприятие человеком окружающего мира. Самым широким образом эмоциональные процессы можно разделить на «позитивные» (формирующие положительные символы) и «негативные» соответственно. Существуют также и эмоционально «нейтральные» символы. Их можно сравнить с частью личностного бессознательного (по К.Г. Юнгу), не заряженного достаточной долей энергии [7], оседающие в подсознание в виде логических понятий. Однако символически неопределенных, имеющих чаще прямую символическую ассоциацию. Нейтральный символ в какой-то момент (например, при изменении общей социальной ситуации или психологических потрясений и пр.) могут окраситься положительно или отрицательно. На этом обычно «играют» психологи, управляющие толпой во время «оранжевых» революций и других подобных мероприятий, соединяя лозунгами «отрицательные» символы с «нейтральными», увеличивая общий энергетический потенциал, как толпы, так и отдельного индивида).
Данная амбивалентность символов в человеческом сознании формирует эстетическое восприятие и этическое отношение человека к миру. Это может выступить основой для изучения символов в дисциплинах по истории, социологии, культурологии, социальной психологии, психологии в деятельности сотрудника ОВД и прочих социально-психологических дисциплинах, где необходимо изучать личное или массовое сознание. Приведем простой пример. Понятие «американская демократия» примерно с конца XVIII века по 80-е гг. XX века для большинства людей во всем мире было связано со свободой, социальной справедливостью, равноправием, гражданственностью, защитой человеческих прав и пр. На сегодняшний день данное понятие на бумаге (то есть в американской конституции) осталось прежним, однако, в символьном значении трансформировалось на прямо противоположное - негативное. С юридической точки зрения еще 23 декабря 1913 г. был принят «закон о Федеральном резерве» [2], что впоследствии свело на нет все «гражданские» права, указанные в Великой конституции. В историческом и социально-политическом значении символ «американская демократия» стал трансформироваться, начиная с «Великой депрессии» 1929 г., однако, в силу некоторых обстоятельств (таких как противостояние СССР и США и др.) до конца 80-х гг. он снова поддерживался как положительный в массовом мировом сознании. На сегодняшний день для большинства сирийцев, иракцев, ливийцев и жителей Афганистана «американская демократия» является одним из самых страшных в их жизни символов. Другим примером трансформации понятий на символьном уровне являются понятия «социализм», «коммунизм» и др. в массовом сознании советского гражданина, который в 1991 году вышел на баррикады в Москве не защищать эти символы, а искоренить их совсем. В результате распалась великая держава и 25 миллионов граждан в один миг потеряли родину.
Для более всестороннего изучения символьного восприятия человеческого сознания необходимо также обратиться к иерархии сознательных и бессознательных процессов уже упомянутого К. Г. Юнга, который, как известно, помимо личностного бессознательного выделял и более глубинный пласт психики – «коллективное бессознательное». К нему он относил образцы поведения и мышления (архетипы), сложившиеся в культурах прошлого и передающиеся генетически от поколения к поколению [7] Благодаря данной классификации можно систематизировать символы по разным уровням влияния подсознательных символов на сознание человека.
Третья классификация – социальная, была приведена впервые в трудах Г. Спенсера [8]. Она затрагивает базовые характеристики общества в различных социальных областях. Сам автор считал, что общество имеет следующие базовые институты, без которых оно существовать и развиваться не сможет: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые или церемониальные (связанные с массовым культурным самосознанием), политические, церковные, промышленные и профессиональные [8]. Все эти базовые институты в каждом обществе представлены своими символами, которые будут, взаимодействуя друг с другом, определять структуру сознания человека.
На основании совмещения описанных выше классификаций можно разработать методику, которая будет раскрывать первичные данные о ценностно-мотивационном комплексе (ЦМК) человека.
Методика исследования символов в сознании человека. Данная методика поможет продвинуться в понимании того, что есть символ в разнообразных значениях и сферах, даст ключ к написанию психологического теста для их более детального изучения, о чем будет сказано ниже.
Символ является базовой единицей сознания также как и понятие – базовой единицей мышления. Соответствующее понятие символа на подсознательном уровне можно определить «комплексом подсознания» К.Г Юнга. Данные символы подсознания могут подключаться и «просвечиваться» сознанием с помощью внешних символов – уже упомянутых ранее: языком, мифом, наукой, историей по Э. Кассиреру. Так «живут и развиваются» символы в человеческом сознании, положительно, отрицательно окрашиваясь при их актуализации в практике, и снова превращаясь в «нейтральные», уходя на дно подсознания при смене ценностей и прочих причинах, которые также необходимо изучить в дальнейшем. Глубинные мифологические и культурно-исторические комплексы, на мой взгляд, при их частой актуализации будут иметь самое большое влияние на сознание и находиться где-то в основании ЦМК человека. Они проявляются как в архетипах коллективного бессознательного (первично в формах семьи, религии, политики и пр., по Г.Спенсеру), так и в сфере личностного бессознательного – на основании реального взаимодействия в социуме тех же самых форм. Сложно сказать о том, что окажется доминирующим при формировании поведения человека. Например, опыт личностного бессознательного для рационального мышления является самым первым и непреложным знанием, поэтому необходимо учитывать, что личностное бессознательное может вступить в конфликт с коллективным после проверки очередного шаблона последнего. При осознании такой конфликт быстро разрушится, поскольку здравый смысл и логика легко дискредитируют «неверные» символы в системе сознания. Но редкий человек в современном социуме задумывается об этом. Такую взаимозависимость необходимо закладывать для изучения сознания человека. В приведенном в исследовании психологическом тесте, к примеру, такие противоречия можно открывать с помощью провоцирующих вопросов, наподобие, таких как вопрос № 8:
- Вы вместе с напарником патрулируете ночью участок дороги, на котором видите, что некий автомобиль нарушил ПДД, проехав на красный свет, да еще по встречной полосе с превышением скорости. Вы останавливаете нарушителя. Кого бы Вы хотели больше всего/меньше всего видеть за рулем автомобиля и почему:
А) Вашу жену/мужа
Б) Вашего друга
Г) Депутата государственной думы
Д) Незнакомого человека.
Конечно, данный вопрос не всегда встретит искренний ответ, поэтому результаты теста необходимо научиться «читать» самим курсантам. Более того, курсанту эта ситуация поможет определиться «здесь на берегу» со степенью своей «коррумпированности». Особенно подтолкнет к этому еще пару дополнительных вопросов к ситуации: какие действия Вы предпримете к нарушителю? И почему?
Подобными вопросами-ситуациями из различных общественных сфер можно нащупать костяк своего мышления и восприятия мира, а исследованные символы откроют истинное свое значение и влияние. Ниже приведены примеры подобных символов из разных социально-психологических сфер человеческого сознания. Это далеко не полный перечень символов, здесь они даны просто как пример.
- Мать отец, брак, дети, дом, семья, братья сестры, друзья, враги, жена, муж и т.д.
- Вера, религиозность, чувство единства, вселенская любовь, знание и т.д.
- Справедливость, гражданин, правило, свобода, закон, право, конституция и т.д.
- Работа, быт, деньги, экономика, демократия, тоталитаризм.
Отдельно необходимо изучить эстетические и этические символы, влияние которых может отражаться в каждой из перечисленных категорий. К ним следует отнести: символы красоты, уродства, гордости, тщеславия, любви, страха и пр.
В качестве примера приведем еще один кейс из теста. Вопрос № 9. Вы встречаетесь с девушкой три месяца, водили ее в кино, кафе раза три-четыре и тут она решает по случаю «круглой» даты сама Вас угостить и сводить в дорогой ресторан. Вы ощутили в этом намек на развитие более серьезных отношений. Следует учесть то, что девушка Вам нравится, но Вы в будущем точно не женитесь на ней. Как Вы поступите?
С помощью других типов вопросов можно проверить такие качества сознания и мышления как ригидность, творческая составляющая, конформизм и пр.
Вопрос № 7
Найдите соответствие между символами и если Вас какое-либо соответствие не устраивает, заполните пустые строчки.
1 лимон а. червяк
2 мороженое б. галстук
3 длинный в. облако
4 серый г. оранжевый
5 белое д. целое
6_______ е.__________
Относительно психологического теста еще бы хотелось добавить то, что шаблонность при составлении должна отсутствовать вовсе. Тем более нет необходимости составлять вопросы, переходя от одной категории символов к другой. К примеру, вместе с анкетными данными, можно поставить сопутствующие вопросы по символам.
- Охарактеризуйте то место, где Вы живете (от 5 до 10 символов). Можно использовать словосочетания и предложения.
- Какой, по Вашему, самый интересный возраст в жизни человека и почему?
Кроме прочего, в тесте (с целью дальнейших исследований) проводилось параллельное изучение цветового «ощущения» символов, для чего курсанты должны были обозначать цветом символические образы, всплывающие при указании на них.
Психологический тест «Первые три ступеньки кроличьей норы».
Данный тест поможет Вам прикоснуться к изучению символов, формирующих психические процессы. От Вас требуется полная включенность. От нее будет зависеть то, насколько глубоко Вы загляните вглубь своего подсознания.
- Напишите, как бы Вам хотелось, чтобы к Вам обращались следующие люди:
А) старший по званию
Б) близкий родственник
В) друг
Г) недруг
Дополнительный вопрос: Какого цвета Вам представляются перечисленные персонажи?
- Охарактеризуйте то место, где Вы живете (от 5 до 10 символов, можно использовать словосочетания и предложения).
Дополнительное требование: описывать все в цветах.
- Какой, по-Вашему, самый интересный возраст в жизни человека и почему?
Дополнительный вопрос: с каким цветом этот возраст сочетается?
- Весной на тонком льду попались двое: женщина средних лет не очень красивая и толстая и собака вашей любимой породы. Кого Вы спасете?
Дополнительный вопрос: в какие цвета раскрашены: лед, собака, женщина.
- Подберите пару к следующим словам:
А) Россия
Б) Родина мать
В) Русь
Г) Страна
Д) Держава
Дополнительный вопрос: напишите цвета встретившихся символов.
- Как Вы называете свою родительницу?
- Дополнительный вопрос: с каким цветом она ассоциируется?
- Найдите соответствие между символами. Если Вас какое-либо соответствие не устраивает, заполните пустые строчки.
- лимон а. червяк
- мороженое б. галстук
- длинный в. облако
- серый г. оранжевый
- белое д. целое
- _______ е.__________
- Вы патрулируете ночью вместе с напарником участок дороги, на котором видите, что некий автомобиль нарушил ПДД, проехав на красный свет, да еще по встречной полосе с превышением скорости. Вы останавливаете нарушителя. Кого бы Вы хотели меньше всего увидеть за рулем автомобиля? Напишите цифры от 1 до 5, где 1 – персонаж, которого бы хотели увидеть меньше всего.
А) Жену/мужа
Б) Друга
В) Родителя
Г) Депутата государственной думы
Д) Незнакомого человека
Дополнительный вопрос: какого цвета каждый из этих персонажей?
- Вопрос (для молодых людей). Вы встречаетесь с девушкой три месяца, водили ее в кино, кафе раза три-четыре и тут она решает по случаю «круглой» даты сама Вас угостить и сводить в дорогой ресторан. Вы ощущаете в этом намек на развитие более серьезных отношений. Следует учесть то, что девушка Вам нравится, но Вы в будущем точно не женитесь на ней. Как Вы поступите?
Дополнительный вопрос: какого цвета платье у девушки в ресторане?
- Вопрос (для девушек) Вы встречаетесь с парнем два месяца, но он, что называется «про запас». Его приглашает босс на барбекю к себе домой, вы идете вместе. Ваш молодой человек по какой-то причине оставил Вас на несколько минут одну, и его босс-холостяк в это время намекнул, что хотел бы с Вами познакомиться поближе в другой обстановке. Что Вы будете делать?
Дополнительные вопросы: Во что одеты босс, парень? Сколько лет Вашему молодому человеку и боссу?
10. Почему на Ваш взгляд так устроено в обществе, что необходимо здороваться первым со старшими?
Описание результатов психологического теста. В данном пробном исследовании приняли участие курсанты второго курса Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя в филиале в г. Рузе в общем количестве 36 человек. Представленный психологический тест был проведен с целью «нащупывания» наиболее часто встречающихся корреляций в символьной матрице человеческого сознания. Полученные данные нашли отражение в теоретических выкладках. В таблице № 1 представлены наиболее часто встречающиеся цветовые и другие символические повторения. Некоторые из них нашли отражения более чем, в 80% случаях.
Таблица № 1
Символы |
Наиболее часто встречающиеся варианты цветовых ассоциаций в порядке количественного убывания |
Другие виды символов |
Родные и близкие |
Желтый, красный, белый, бежевый, |
Теплые, мягкие |
Друг |
Розовый, голубой, желтый, розовый |
|
Недруг |
Черный, красный, серый |
Клякса |
Юность, молодость, привлекательность |
Желтый, красный, Зеленый, малиновый |
|
Любовь материнская |
Красный, цвет солнца, белый, голубой |
Тепло, свет, солнце |
Казарма, служба |
Черный, серый |
Грусть, печаль |
Старший по званию |
Зеленый, синий, черный |
|
Россия, Родина, Держава, Русь |
Синяя, красная, золотая, черная (в определенных случаях) |
Гордость, честь, прошлое, дом |
Лед |
голубой |
|
Собака |
коричневая |
|
Описание вопросов. Вопрос № 1 связывался с задачей проанализировать, как респондент реагирует на социальное окружение. Взаимосвязь между социальными статусами окружающих людей и цветами получила наиболее детерминированную корреляцию. С родственниками и друзьями связывали светлые и теплые цвета (желтый, белый, красный). Старшие по званию – зеленые, синие (полагаю, что форма явилась основой для ассоциаций) иногда черные; недруги – черные и красные (возможно ассоциация с кровью). Эти данные достаточно устойчивые, проявлялись в 80% анкет.
Вопрос № 2. С описанием места жительства также связаны определенные цвета. Примечательно, что около 50% курсантов, описывая казарму, связывали ее с серым и черным цветами, еще добавляя такие явления и признаки как, тусклость, темнота, а также ощущения страха, рутины, напряжения и пр. Однако некоторые прямо указывали на цвета здания и стен, что также необходимо взять во внимание (прямые ассоциации). Более того, ответы на другие вопросы таких респондентов более логичны и уместны с социальной точки зрения. На мой взгляд по таким ответам можно встретить либо слишком рационального курсанта, и в целом, правильного будущего сотрудника МВД, либо хитрого курсанта, который интуитивно знает все «правильные» ответы и действия в определенных ситуациях, но в жизни найдет первую возможность не брать их в расчет.
Вопрос № 3. 80% респондентов назвали лучшим возрастом в жизни человека возраст от 18 до 25. Верхняя граница вилки, на мой взгляд, связывается с надеждами, что многое изменится после учебы, особенно материальное положение, на что довольно часто указывалось. Был респондент, который указал в качестве лучшего возраста – школьные годы, подчеркнув период беззаботности. Так возможно данный символ «прошедших лучших лет» будет теперь «давить» и подталкивать этого курсанта к фрустрации, если не изменить понимание этого символа, например, на такое: лучший возраст тот, который проживаешь.
Вопрос № 4. Вопрос о спасении утопающих не получил однозначности. Женщину спасти хотели не все (около 15% спасли бы только собаку). Женщина в этом случае окрашивалась в темные и черные цвета, а собака в цвет любимой породы (часто коричневый, каштановый). Однако многие указали, что спасли бы обоих. Цвета в этом смысле также менялись: женщина становилась розовой, красной, собака окрашивалась в бело-коричневый, золотой (косвенная ассоциация). Попадались и, так называемые символьные «неконгруэнтности». Один из респондентов написав в четвертом вопросе, что постарается спасти обеих, женщину при этом раскрасил в крайне суровые цвета в отличие от желтой собаки. Оба символа связаны с косвенными ассоциациями).
Вопрос № 5 показал, на первый взгляд, определенную однозначность символьных ассоциаций в матрице сознания курсанта. Символы родины, родной страны связывались с прошлым, историей, с гордостью, честью, домом, силой и пр. Также он был рассчитан кроме прочего знание прошлых символов у курсантов и многие написали их «Родина-мать зовет!», «Русь святая» и пр.
Дополнительный вопрос здесь был проверочным на ложь и отношение к данному тесту. Безусловно, некоторая часть отмечала три цвета на Российском флаге, и именно эти респонденты отвечали наиболее шаблонно, в том числе и помня шаблоны прошлых лет. Вывода напрашивается два: одна часть таким образом маскируется и защищается от окружающей действительности, другая – живет в кругу социальных шаблонов, не утруждая себя поиском новых. Однако интересны больше были именно не «шаблонные» ответы. Среди них к сожалению Держава раскрашивалась в «Священный красно-черный» в одном варианте, и распалась – в другом, в третьем никак не может состояться вновь и т.д.; страна ассоциируется с черным или мраком. Такие ответы выражают отношение к власти, родине, любимой стране и они должны, на мой взгляд, ассоциироваться с какими-то другими символами.
Интересен также тот факт, что данный вопрос напрямую соотнесся с вопросом №10, на который ответили не все, было много «сухих» ответов типа – «уважение». На мой взгляд, это связано с тем, что символьная матрица данных понятий не заполнена сопутствующими символами и поэтому больше нейтральная среди матрицы символов. Логически мало кто себя не утруждает подумать над этим вопросом.
Вопрос № 6 связан с семьей и семейными отношениями. Абсолютное большинство называет родительницу мамой, мамочкой или мамулей, ассоциируя с бело-голубым, красным, розовым. На мой взгляд, это говорит о том, что большинство респондентов - выходцы из семей со здоровыми отношениями, и подобные отношения они будут также распространять на свою будущую семью.
Вопрос № 7 связывался с исследованием конформизма, однако, он оказался также не однозначным. Помимо всех перечисленных ассоциаций, не подходила более или менее одна – «лимон – оранжевый». В задании указывалось, что есть возможность пару ассоциаций дописать самим. Почти никто этим не воспользовался, решив, что оранжевый лимон вполне может быть привычной ассоциацией.
Однако данный вопрос выявил другое: то, как может выглядеть символьная матрица в виде различных связей символов и то, как ее можно исследовать далее. К примеру, можно брать несочетаемые символы и «заставлять» подсознание курсанта напрямую искать неосознаваемые связи. Конечно, необходимо сделать тщательную подборку, чтобы символы все равно как-то сочетались.
Вопрос № 8 о нарушителях ПДД оказался достаточно однозначным. Ответы большинства примерно имели следующую структуру. Меньше всего хотели бы увидеть родителей и друзей (хотя некоторые, напротив, встретились бы с другом и, наверное, благородно его отпустили?), на втором месте оказались жена или муж. Депутатов государственной Думы одни хотели бы очень увидеть, другие совсем не хотели (нужно узнать почему!) С помощью указанной иерархии ответов можно предположить то, как в дальнейшем прогнозировать то или иное поведение респондента в определенной ситуации.
Вопрос № 9 о системе этических символов вызвал довольно бурные честные реакции у большей части девушек, однако были и те, кто согласился бы и познакомиться с боссом. Наименее честным, на мой взгляд, по отношению к партнеру вариантом был – «заплачу сам, и пойду».
Одной из анкет обнаружилась примечательная корреляция, показавшая, что у каждого человека есть четкие привязки социально-психологических символов к цветам. Пример корреляции был обнаружен между вопросами № 1, 2, 6 и 9. Респондент в первом вопросе отмечал красные и желтые цвета, связанные с близкими людьми, а также с домом в вопросе №2. В вопросе №9 он пошел бы в ресторан с девушкой в красном платье (красный в вопросе №6 также ассоциируется с мамой). Это означает, что у такого человека нет отношений «про запас». Этот же респондент в вопросе № 4 отметил женщину черным цветом, собаку – желтым, однако, не написал, будет ли он спасать кого-либо. Можно предположить, что он спас бы собаку первой, но не нельзя принимать такой вывод как непреложную истину.
В целом тест выявил и неточности исследования. К сожалению, конформизм курсантов заставил многие их ответы «копировать у соседа». В следующих исследованиях это будет учтено. Еще респонденты слишком щепетильно относятся к символам «правильно» и «неправильно». В последующих исследованиях будет выявлен ассоциативный символьный ряд, сочетающийся с данными категориями, а также исследованы этические категории «хорошо и плохо» в сочетании с предыдущими.
Также стоит упомянуть о выявленных необходимых составляющих для разработки более качественного психологического теста. Необходимо помимо цветовых соотношений находить иные цепочки соотношений символов, таких, какие вычленял из глубин подсознания З.Фрейд и другие психологи. Такие системы отсчета должны не противоречить друг другу как минимум, поэтому также нужно разработать методику «чтения» даже тех же цветов. Одним из оснований для чтения может выступить уже упомянутая абстрактно-конкретная ассоциативность символов. Предположительно прямые ассоциации менее актуализированы в сознании и поэтому менее связаны (они также более нейтральны) с глубинными комплексами; косвенные ассоциации больше связаны с подсознательными символами и комплексами.
В теоретической части наиболее важным выводом является то, что символ более широк по объему, чем понятие и связывает воедино восприятие, мышление, сознательные и подсознательные процессы. С другой стороны символ является продуктом социума, но каждый человек примеряет к себе его по-своему, в зависимости от собственной индивидуальной социализации.
Следующим этапом в познании символьного восприятия является - поиск различных алгоритмов матриц сознаний, которые можно изменять различными способами (де и ресоциализировать). Также необходимо рассмотреть в будущем прямую связь между давлением общественного символа на индивидуальное сознание и его психологическим и энергетическим состоянием. Ведь, примеру, можно заставить делать человека Сизифов труд, и он сойдет с ума совсем не от физической усталости.
В целом данная разработка по изучению символьного восприятия сознания человека является довольно перспективной для исследования.
1. Bulgakov M.A. Master i Margarita [The Master and Margarita] / [Elektronnyy resurs].-URL: https://socratify.net/quotes/master-i-margarita-mikhail-afanasevich-bulgakov/43055
2. Zakon o Federal'nom rezerve SShA [Us Federal reserve act] / [Elektronnyy resurs].-URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Maltseva T. V. Experience in using in psychological training meditations-visualizations "Inner Animal" // Applied psychology and pedagogy . 2018. no. 4. pp. 1-14. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5acd05a363d6b1.41175132
4. Ponyatie simvola v rabotah Kassirera [The concept of symbol in the works of Cassirer] / [Elektronnyy resurs].- URL: https://knowledge.allbest.ru/philosophy/2c0b65625a3bd79a5c53b88421306c37_0.html
5. Psihologiya. Vse tonkosti razuma [Psychology. All the subtleties of the mind] / [Elektronnyy resurs].- URL: (https://obu4ayka.ru/obshhenie/soznanie-psihologiya.html)
6. Studencheskaya biblioteka onlayn [Student library online] / [Elektronnyy resurs].- URL: https://studbooks.net/2094582/literatura/ponyatiya_znaka_simvola_vidy_znakov_simvolov
7. Teoriya bessoznatel'nogo K.G.Yunga [Theory of the unconscious] / [Elektronnyy resurs].- URL: https://studfiles.net/preview/1728603/page:3/
8. Teoriya social'nyh institutov G.Spensera [Theory of social institutions] / [Elektronnyy resurs].- URL: https://helpiks.org/9-44783.html