The article deals with the interpretation of the concept of "extremism", the causes and conductors of extremism, presents the types of extremism and their distinctive features. A secondary empirical analysis of two sociological studies was carried out, as a result of which the attitude of the younger generation to extremism, the possibility of youth participation in extremist activities in the context of the growth of ethno-cultural and religious extremism was clarified.
extremism, youth, extremist activities, intolerance, superiority, ethnic and religious conflicts
Современный мир представляет собой общество, в котором представители разных религиозных вероисповеданий, рас и этносов живут как бы «по соседству», постоянно взаимодействуя друг с другом. В условиях глобализации и взаимопроникновения культур мы часто сталкиваемся с множеством проблем, связанных с религиозностью, расовой и этнической принадлежностью. Некоторым людям тяжело принять тот факт, что в обществе помимо их религии могут проповедоваться другие религиозные учения, представители одной этничности находятся в конфликте с другой этничностью.
Нынешнее состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием этнокультурных контактов всех уровней, существенным изменением ценностных ориентиров. Несмотря на идею о том, что современный мир является пространством для широких возможностей для всех людей, вне зависимости от вероисповедания, национальности и цвета кожи, ненависть, злоба по отношению к людям другой расы, непринятие и отрицание других, отличных от своих взглядов, жестокость – все это, к сожалению, имеет место быть в нашем мире. Во всех сферах жизнедеятельности общества отмечается повышение уровня культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма.
В последнее время в России, как и во всем мире, особенно горячо обсуждаются вопросы этноконфессиональных и религиозных отношений, а также проблемы терроризма, этнического и религиозного экстремизма.
Этнокультурный и религиозный экстремизм в современном обществе затрагивает проблемы национальной безопасности и носит масштабный характер. Именно поэтому эта тема является актуальной в нашем обществе.
Таким образом, объектом данного исследования является этнокультурный и религиозный экстремизм. Предметом исследования являются причины, характеристики этнокультурного и религиозного экстремизма. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить причины возрастания этнокультурного и религиозного экстремизма в современном обществе и определить, как относится к экстремизму молодежь.
Для начала стоит уделить внимание термину «экстремизм». Данный термин имеет множество значений в различных сферах. Например, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой экстремизм определяется как приверженность крайним взглядам и методам и используется в основном в политике [1].
С точки зрения закона Российской Федерации, экстремистская деятельность представляет собой:
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
И это лишь часть определения, содержащаяся в законе, который освещает в основном правовую и политическую характеристику экстремизма.
В современной исследовательской литературе можно встретить разные трактовки экстремизма: как одной из форм отчуждения и, прежде всего, отчуждения от культуры, базовых ценностей, культурных традиций; как крайних взглядов и насильственных действий; как превышения пределов допустимого при наличии злого умысла.
Основными причинами экстремизма являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, которая сопровождается социальной дифференциацией граждан, борьбой за власть, растущей преступностью в обществе, а также низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов и отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения в целом. Все это приводит к увеличению попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов [2].
Проводниками экстремизма могут быть как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности.
В целом можно выделить наиболее общие факторы формирования экстремизма, среди которых:
– социально-экономические (расслоение общества по уровню материального достатка; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи);
– идеологические (состояние идеологического вакуума; возможность практически бесконтрольного использования новых информационных систем для пропаганды различных идей, в том числе экстремистских; попытки копирования и повторения старых форм идеологической работы, которые не оказывают эффективного воздействия на молодежь);
– миграционные (увеличение миграционных потоков; изменение этнического состава населения).
Теперь стоит уделить внимание видам экстремизма, среди которых в контексте темы статьи выделяются этнический и религиозный экстремизм.
Этнический экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в 21 веке, так как этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов [3]. Целью этнического экстремизма можно назвать создание этнической самоидентификации, расширение и защита прав этноса в политической сфере. Этнический экстремизм в современности затрагивает проблемы национальной безопасности: возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы. Основой или причиной этнического экстремизма может быть пропаганда исключительности, превосходства по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности.
Не менее распространённым видом экстремизма в последнее время также является религиозный экстремизм, под которым понимают нетерпимость к представителям той же или других религий. Религиозный экстремизм характеризуется приверженностью к крайним толкованиям вероучений и методов действий по распространению своих взглядов и реализации своих целей [1]. Характерной чертой религиозного экстремизма выступает крайняя нетерпимость к инакомыслию, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, что представляет опасность для стабильного существования государства. Опасность религиозного экстремизма вытекает также из криминальных наклонностей внутренней жизни членов сект.
Так же следует отметить еще один важный вид экстремизма, который носит название молодежный [2]. Важно выделить данный вид экстремизма, так как молодежная среда сильней подвержена воздействию извне, чем более старшее поколение и внедрение экстремизма в юные умы способно повлиять на рост религиозного и этнокультурного экстремизма.
Молодежь является частью взрослого мира, которая только находится на стадии социализации и становления, в силу чего не имеет определенной твердой социальной позиции и поэтому оказывается уязвимой. Многие события в молодом возрасте воспринимаются эмоционально, иногда болезненно и остро.
Причинами, ведущими к молодежному экстремизму, можно считать рост социальной патологии (высокий уровень психических заболеваний, алкоголизма, наркомании), социальный паразитизм, распространение международного терроризма и радикальных религиозных движений, криминализация общественных отношений [4].
За основу вторичного эмпирического анализа были взяты два исследования, проводимые в Тамбовском государственном университете, Тольяттинском государственном университете, Волжском университете, Поволжском государственном университете сервиса [5] и в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского [6]. В исследованиях рассматривается молодежная среда, оценка межэтнических и этнокультурных проблем, отношение к экстремизму и уровень осведомлённости в данном вопросе. Данные исследования были взяты для того, чтобы определить предрасположенность молодежи к экстремистской деятельности в условиях роста этнокультурного и религиозного экстремизма.
Первое исследование было проведено Л.А. Апанасюк в 2017 г. на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Тольяттинского государственного университета, Волжского университета им. В.Н. Татищева и Поволжского государственного университета сервиса. Целью данного исследования стала оценка потенциальных конфликтогенов, межэтнических и этнокультурных проблем молодежи.
Результаты исследования показали, что мужчины в 37,5% случаев предрасположены отмечать и даже подчеркивать свою этничность, женщины же только в 28,7% случаев проявляют подобную реакцию. Из людей, кто отметил превосходство своей национальности (32,6%) 57,3% анкетируемых поясняют причины этого превосходства, ссылаясь на исторические наследие, которое вызывает гордость; 50,1% молодых людей обосновали ответ превосходства своей национальности над другими по морально-нравственным качествам. Также следует отметить, что наибольшая разница у представителей разных национальностей проявляется во взглядах на собственное превосходство. Например, молодые люди русской национальности при оценке собственной исключительности наиболее важным считают историческое наследие (28,3%), а представители нетитульных наций самой актуальной причиной своего превосходства называют морально-нравственные характеристики.
Второе исследование было проведенного в 2019 г. в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. В исследуемую группу вошли студенты разных факультетов и разных курсов. Возраст опрашиваемых варьировался от 17 до 21 года. Целью опроса стало определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма и терроризма.
Студентам задавались различные вопросы по теме экстремизма. К таким вопросам относились понимание термина «экстремизм» студентами, возможные причины экстремистской деятельности, столкновение с экстремизмом в реальной жизни. Было выявлено, что только 50% опрошенных никогда не сталкивались с таким явлением, как экстремизм, 22% – сталкивались несколько раз, 16% – хотя бы один раз, а 5% – сталкиваются с экстремизмом достаточно часто.
В исследовании также ставилась задача выяснения отношения опрашиваемых к национальности. Ответы респондентов по данному вопросу распределились в следующем порядке: совсем не испытывают неприязнь лишь 53% респондентов, 20% – скорее не испытывают, 14% – испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности, 13% – скорее испытывают неприязнь, а отношение к собеседнику и к человеку зависит от его принадлежности к какой- либо национальности. Также респондентам задавали вопросы касательно их отношения к национальности человека и лишь 51% совсем не испытывает неприязнь по отношению к представителям другой национальности, а 17% скорее не испытывают.
В исследовании также было выявлено отношение респондентов к деятельности экстремистских организаций и непосредственно к самим экстремистам. С абсолютной уверенностью осудили их действия 66% опрошенных, скорее осуждают – 20%, затрудняются с ответом – 12%. По 1% высказались за варианты «одобряю» и «скорее одобряю».
Таким образом, результаты данных исследований показали, что молодое поколение в целом хорошо относится к представителям другой национальности, осуждает действия представителей экстремистских организаций и ни в коем случае не станет поддерживать терроризм и деятельность экстремистов.
Так, в результате проекта удалось рассмотреть трактовки понятия экстремизма, виды экстремизма, среди которых были выделены этнический, религиозный и молодежный. В качестве основных причин возникновения экстремизма были выделены длительные периоды социально-экономической нестабильности, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения, рост социальной патологии, социальный паразитизм, распространение международного терроризма и радикальных религиозных движений, криминализация общественных отношений.
В результате вторичного эмпирического анализа выяснилось, что молодое поколение негативно относится к экстремизму и в целом толерантно к представителям другой нации и религии. В сознании молодежи экстремизм – это насильственные действия по отношению к этническим и религиозным группам, реже – действия, касающиеся различий по политическим взглядам. Участие респондентов по результатам данных исследований в деятельности экстремистских организаций незначительно. Но данный показатель может оказаться заниженным в связи с необходимостью учета возможного факта неискренности анкетируемых, так как здесь стоит упомянуть о социально ожидаемом поведении.
Методы противодействия экстремистской деятельности разнообразны, в том числе к ним относятся и государственные программы, содержащие комплекс мер, направленных на формирование толерантного сознания и неприятие насилия по отношению к другим [7]. Данные меры должны оказать влияние на распространение экстремизма среди людей, а особенно среди молодежи. И в следствие снизить рост религиозного и этнокультурного экстремизма.
1. Rimskiy A.V., Artyuh A.V. Ekstremizm i terrorizm: ponyatie i osnovnye forma proyavleniya // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo, 2009. - № 16 (71). - S. 244-249.
2. Ekstremizm: ponyatie, prichiny poyavleniya, tendencii razvitiya. // Stanica Borgustanskaya. / Elektronnyy resurs / http://borgustanskaya.ru/?p=883 (data obrascheniya: 14.04.2019).
3. Ob osobenostyah proyavleniya etnicheskogo ekstremizma i mery protivodeystviya. // Ofical'nyy sayt municipal'nogo obrazovaniya «Mirnyy». / Elektronnyy resurs / http://www.mirniy.ru/info/anti_terror/5724-ob-osobennostyah-proyavleniya-etnicheskogo-ekstremizma-i-mery-protivodeystviya.html (data obrascheniya: 20.04.2019).
4. Telyakaeva A.F. Istoki etnicheskogo i religioznogo ekstremizma v sovremennoy Rossii // Konfliktologiya, 2014. - № 5. - S. 429-431.
5. Apanasyuk L.A. Mezhetnicheskie problemy molodezhi kak ob'ekt sociologicheskogo analiza // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya, 2017. - № 1(18). - S. 11-13.
6. Social'nyy opros «Net ekstremizmu i terrorizmu». // V ritme zhizni Medicinskoy akademii imeni S.I. Georgievskogo. / Elektronnyy resurs / https://vritmema.ru/socialnyj-opros-net-ekstremizmu-i-terrorizmu/ (data obrascheniya: 23.04.2019).
7. Sergienko N.L., Muha V.N. Gosudarstvennye mery formirovaniya tolerantnosti v molodezhnoy srede: ocenka effektivnosti // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. - 2013. - № 10. - S. 69-72.