DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ RESEARCH POTENTIAL IN FULL-TIME SCHOOL
Rubrics: EXPERIMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents ideas on how to develop research potential of upperclassmen, attending full-time school, based on ideological principles of recently introduced Federal State Educational Standard. Special attention is given to methods, designed to realize ideas of subjectivity and subjectness in developing senior high school students’ research qualities based on use of advanced information and communication technologies in the context of close interrelation of class and extracurricular activities.

Keywords:
high school students, research potential, information and communication technologies, subjectness, Federal State Educational Standard, full-time school.
Text

Идея модели школы полного дня не нова. Хорошо известно, сколько проблем возникало, если эта модель была реализована в образовательной системе, ориентированной на трансляцию сведений, умений и навыков. С позиций идей нового образовательного стандарта образовательная модель школы полного дня, интегрирующая школьное и дополнительное образование обущающихся, призвана отразить мировые образовательные тренды и вызовы времени:

  • обеспечить эффективную систему постоянного, эволюционного обновления содержания образовательных программ в ответ на культурные и технологические изменения («не давать устаревать новому стандарту»);
  • преодолеть формальное («архаичное») обучение в рамках классно-урочной системы;
  • снизить тенденцию повышения отличий в результатах обученности между группой «одаренных» и группой «обычных» школьников;
  • повысить уровень функциональной грамотности обучаемых, «умений применять знания на практике»;
  • более активно расширять функции и повышать ответственность системы дополнительного образования;
  • увеличивать тесноту связей школы с территориальными детскими организациями, детской культурной индустрией;
  • усилить взаимодействие с семьей;
  • активно использовать информационно-коммуникационные ресурсы в решении конкретных педагогических задач.

Именно школа такой модели может стать организатором получения образования школьниками, обеспечить развитие их исследовательского потенциала, который проявляется в стремлении и способностях личности исследовать новизну и сложность изменяющегося мира, в умениях создавать новые стратегии деятельности и поведения, в «компетенциях обновления компетенций», отражающих процессы глобализации, информатизации современного общества, жизнедеятельности в ситуациях неопределенности. Конечно, нужно время, чтобы педагоги осмыслили пути перехода от традиционной (нормативной) образовательной системы к образовательной системе, которая будет ориентирована на возрастание субъектности учеников.

References

1. Makotrova, G.V. Ekspertnaya otsenka uchebno-issledovatel’skoy kul’tury shkol’nikov [Expert evaluation of teaching and research culture of pupils]. Issledovatel’skaya rabota shkol’nikov [Research students]. 2008. I. 1, pp. 33-41.

2. Kovaleva, T.M. Antropologicheskiy vzglyad na sovremennuyu didaktiku [Anthropological view of modern didactics]. Pedagogika [Pedagogy]. 2013, I. 5, pp. 51-56.

3. Celiverstova, E.N. Kontseptualizatsiya nauchnykh predstavleniy o razvivayushchey funktsii obucheniya: na puti k neklassicheskoy didaktike [Conceptualization of scientific ideas about developing a learning function: towards nonclassical didactics]. Osnovnye tendentsii razvitiya didaktiki: innovatsionnyy potentsial didakticheskogo znaniya: materialy mezhdunar. nauch. - prakt. Konf [Major trends of didactics: the innovative potential of the didactic knowledge: Proceedings of the international . scientific-practical. conf.]. Moscow-Yaroslavl’: FGNU ITIP RAO Publ., 2012, pp. 75-83.

4. Makotrova, G. V. Printsipy ispol’zovaniya seti Internet v razvitii nauchnogo potentsiala starsheklassnikov [Development kulturotvorcheskih situations via the Internet]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2012, I. 1, pp. 189-195.

5. Makotrova G. V. Razrabotka kul’turotvorcheskikh situatsiy s pomoshch’yu Interneta [Using the Internet in the development of research situations kulturotvorcheskih personality traits senior pupil]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. Moscow, 2012, I. 7, pp. 207-214.

6. Makotrova, G.V. Ispol’zovanie seti Internet v kul’turotvorcheskikh situatsiyakh razvitiya issledovatel’skikh kachestv lichnosti starsheklassnika [Using the Internet in the development of research situations cultural personality traits senior pupil]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. 2012, I. 1, pp. 45-50.

7. Makotrova. G.V. Issledovatel’skiy potentsial starsheklassnikov: konstruirovanie uchebnykh zadaniy [Senior research potential: designing learning activities]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2013, I. 7, pp. 153-159.

Login or Create
* Forgot password?