DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF PUPILS AT PRIMARY GENERAL EDUCATION STAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article studies aspects of critical reasoning development technology through reading and writing as well as prospective of technology implementation at mathematics and Russian classes in primary school. Recommendations on carrying out described techniques and the algorithm of method implementation are offered. Study manuals for fragments of mathematics and Russian classes are provided.

Keywords:
Federal State Educational Standards for Primary General Education (FSES PGE), critical reasoning technology, challenge, understanding, reflection, methods of critical reasoning development.
Text

Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.1. «Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий»).

Система российского начального общего образования в начале ХХI в. предполагает приведение его содержания в соответствие с основными требованиями, изложенными в государственных документах. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками <…> в познавательной деятельности» [14, с. 3]. Кроме того, в материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одними из ценностных ориентиров являются: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера», «развитие навыков сотрудничества», «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии», «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»[14, с. 8–9].

Ребенок, который к окончанию начальной школы не приобрел этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять работу [8, с. 48].

References

1. Andronova O.V. Formirovanie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya pri obuchenii matematike v osnovnoy shkole: dis. … kand. ped. nauk. - M., 2010. - 245 s.

2. Bakulin S.V., Zamkin P.V. Pedagogicheskaya podderzhka kak tekhnologiya formirovaniya gotovnosti uchashchikhsya k lichnostnym dostizheniyam. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2012. - № 3 (11). - S. 7-10.

3. Bakulina I.V. Istoricheskie aspekty problemy razvitiya kriticheskogo myshleniya v obrazovatel´noy deyatel´nosti. Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2010. - № 2 (82). - S. 104-106.

4. Vodolazov G.G. Nash sovremennik Sokrat. Obshchestvennye nauki i sovremennost´. - 2005. - № 5. - S. 109-117.

5. Vodolazov G.G. Nash sovremennik Sokrat. Obshchestvennye nauki i sovremennost´. - 2005. - № 6. - S. 128-134.

6. Grudzinskaya E.Yu., Mariko V.V. Aktivnye metody obucheniya v vysshey shkole: uchebno-metodicheskie materialy po programme povysheniya kvalifikatsii «Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii». - Nizhniy Novgorod: ONS «Informatsionno-telekommunikatsionnye sistemy: fizicheskie osnovy i matematicheskoe obespechenie», 2007. - 182 s.

7. Demidova T.E., Kozlova S.A., Tonkikh A.P. Moya matematika: uchebnik. 1 kl. Ch 2. - M.: Izd. dom RAO Balass, 2005. - 80 s.

8. Dubova M.V. Kompetentnost´ i kompetentsiya kak pedagogicheskie kategorii: opredelenie, struktura, klassifikatsiya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2011. - № 2. - S. 17-22.

9. Dubova M.V., Kovtaenkova E.V. Formirovanie uchebnoy samostoyatel´nosti mladshikh shkol´nikov sredstvami matematiki. Nachal´naya shkola plyus do i posle. - 2011. - № 5. - S. 48-51.

10. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: posobie dlya uchitelya. - M.: Prosveshchenie, 2004. - 175 s.

11. Zeynalov G.G. Filosofskoe znachenie kontseptsii ustoychivogo razvitiya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2011, № 1. - S. 51-56.

12. Zykova T.V., Sherikhova I.E., Khramova Yu.N. Aktual´noe ispol´zovanie tekhnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya v uchebnom protsesse. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva, 2013. - № 3. - S. 89-95.

13. Koroleva A.V. Filosofskie aspekty kriticheskogo myshleniya. Gaudeamus. - 2011. - № 1. - S. 16-22.

14. Medvedev A.F. Dobro i zlo v vozzreniyakh sofista. Vestnik Russkogo khristianskogo gumanitarnogo instituta. Vyp. 4. - SPb., 2001. - S. 372-397.

15. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010). - M.: Prosveshchenie, 2010. - 31 s.

16. Khakimov R.Z. «Razum» kak determiniruyushchiy faktor v filosofskoy sisteme Anaksagora. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. - 1993. - № 3. - S. 56-64.

17. Shalina O.N. K voprosu o realizatsii evristicheskogo metoda obucheniya na zanyatiyakh po geometrii. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2011. - № 2 (6). - S. 133-135.

Login or Create
* Forgot password?