Russian Federation
The work explores the implementation of the criminal policy of the Russian Federation in the field of ensuring the right to life. Criminal policy is an integral part of the social policy of any State. The objective of the criminal law policy in the field of life protection is to develop methods of criminal law impact on crime.
criminal policy, protection of the person, prevention of crimes, precise classification of crimes, protection of life by criminal means
В течение многовековой истории жизни и деятельности людей возникают новые поколения прав человека и совершенствуются старые. Права и свободы гражданина являются высшей ценностью, и государство является их гарантом. На современном этапе развития общественных отношений перед государством встают новые задачи, в числе которых, в частности, проблема гарантии прав человека в вопросах обеспечения права на жизнь.
Эффективность защиты прав и свобод граждан, государственных и личных интересов тесно связана с соблюдением уголовно-правовых норм. В связи с этим, важное место в области уголовно-правовых исследований занимает государственная политика в сфере борьбы с преступностью (уголовная политика) [3, с. 481-88].
Уголовная политика – это отношение власти к преступности. Именно власть решает, что является преступлением, а что нет, какое наказание должно быть определено за это преступление или за другое [2, с. 36]. Уголовная политика любого государства должна основываться на четком понимании того, каких изменений в структуре и динамике преступности можно будет добиться, совершенствуя соответствующие нормы уголовного законодательства.
На современном этапе уголовной политике уделяется особенное внимание, поскольку она напрямую влияет на состояние и показатели преступности в стране, а также позволяет строить прогноз на последующее совершенствование уголовно-правовых норм, с целью снижения уровня преступности в целом. Состояние преступности в нашей стране требует постоянного внимания общества и государства. С развитием средств массовой информации при совершаемом резонансном преступлении появляется широкая общественная оценка ситуации. Особенность состоит в том, что общественность требует изменений в действующее уголовное законодательство, зачастую путем ужесточения наказания за совершаемые деяния и введения новых составов преступлений. Сегодня изменения в действующее уголовное законодательство носят стихийный, бессистемный характер. Проводимые в стране реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволяют в полной мере решить основной возникающий вопрос – как существенно снизить количество совершаемых преступлений, в том числе против личности. Стоит отметить, что нельзя подходить к оценке уголовно-правовой политики с точки зрения репрессивности или либеральности, т.к. проблемы носят комплексный характер. У каждой социальной группы существуют свои претензии к уголовному праву. Объективно ответить на вопрос, какой все-таки должна быть уголовно-правовая политика – невозможно. Оценивать уголовно-правовую политику необходимо с точки зрения её эффективности, в частности по степени защищенности прав человека и различных слоев социума.
Интерес к данной проблеме возникает по той причине, что борьба с преступностью и предупреждение преступлений – это те области общественно-политической жизни, которые постоянно нуждаются в правовом регулировании. Отсюда следует, что к научным исследованиям в области уголовного права предъявляются особые требования, т.к. на протяжении долгого времени приходится наблюдать кризис уголовной политики, в том числе и в сфере обеспечения права человека на жизнь [6, c. 112-117]. Как сказано выше, уголовная политика – это направление, которое определяется программой борьбы с преступностью и порождающими ее причинами. Область уголовной политики охватывает и комплексную программу социально-экономических и политико-юридических мер по ее предупреждению (принципы, цели и формы реализации, субъекты, осуществляющие борьбу с преступностью).
Цель уголовной политики – обеспечение эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в интересах личности, общества и государства [4, c. 16-17]. Создание новых направлений уголовно-правовой политики по противодействию преступности повысило эффективность национального механизма уголовно-правовой охраны права человека на жизнь.
Уголовная политика играет ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм ее реализации. Она предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью.
Для успешной работы принципов уголовно-правовой политики по обеспечению права человека на жизнь необходима профилактика и предупреждение преступлений против личности. Нельзя отрицать ведущую роль в предупреждении преступлений, в том числе и связанных с убийством и покушением на убийство, правильной квалификации преступлений и назначением судом справедливого наказания [7, c. 53–56].
Известно, что важнейшим признаком демократического государства является соблюдение прав и свобод личности. Основными правами человека, как отмечено и в ст. 41 Конституции РФ, являются право человека на жизнь, на оказание качественной и своевременной медицинской помощи. С недавнего времени российское общество изменило отношение к медицинским происшествиям: возросла гражданская активность населения, нормативно-правовая база здравоохранения подверглась значительным изменениям, что привело к таким последствиям, как рост числа доследственных проверок с последующим возбуждением производства в отношении медицинских работников уголовных дел, преимущественно по подозрению в ненадлежащем оказании медицинской помощи, а также обращение в суд потерпевших. Задача государства и ее уголовной политики в сфере обеспечения права человека на жизнь состоит в редактировании законодательства так, чтобы жизнь и здоровье граждан были максимально защищены. В этом случае актуальным остается вопрос об определении важнейших научных направлений социального, медицинского, уголовного и другого законодательства, а также о работе органов, осуществляющих охрану жизни и здоровья граждан.
Содержание политики по охране жизни базируется на понятии правовой политики, которую определяют как «…научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формировании правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности» [4].
Цель политики охраны жизни определяется ее содержанием, базируется на приоритете прав личности (ст. 18, 20, 21, 22, 23 Конституции РФ). Ее задача – создание и практическое применение эффективного механизма защиты права человека на жизнь, которое в последние годы часто остается без необходимой правовой охраны.
Уголовная политика – часть внутренней политики государства в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, которая заключается в выработке и формировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы. Важной задачей является и формирование целесообразных, достаточных и справедливых видов и размеров наказаний лиц, виновных в совершении преступлений против жизни [5, c. 123-126].
При применении правоохранительными органами уголовно-правовых средств в борьбе с посягательствами на личность большое значение имеют правильная квалификация посягательств на личность, использование мер пресечения, учет смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также применение мер, стимулирующих позитивное посткриминальное поведение. Это способствует минимизации криминальных последствий, формированию полного и точного представления об опасности личности преступника.
Важнейшей частью осуществления целей уголовной политики по защите личности от рецидивной преступности является организация успешного взаимодействия с органами, осуществляющими наказание, а также органами социальной защиты, расширение последующих мер контроля и помощи тем, кто отбывал наказание.
Для обеспечения правовой и психологической подготовки полиции для защиты лиц от преступности необходима соответствующая подготовка и обучение персонала, включая распространение положительного опыта и критическую оценку отрицательного опыта, использование дисциплинарных мер (поощрение и взыскание) по основным результатам работы.
Эффективность защиты жизни с помощью уголовного права связана с решением многих вопросов, имеющих важное значение для разработки и применения его норм. Принимаемые федеральные законы о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ не имеют общей идеологии и методологии. В проводимой уголовной политике отсутствует общий вектор развития, поскольку принимаемые законы носят хаотичный и бессистемный характер. Отсутствует в перспективе долгосрочное планирование целей, которых государство планирует достичь с помощью принимаемых федеральных законов. Необходима четкая выработка направлений развития уголовной политики, которыми должны являться, в частности: гуманизация уголовного законодательства, а также плановая и последовательная систематизация проводимых изменений.
1. Alekseev S.S. Sobr. soch.: v 10 t. T. 6: Voshozhdenie k pravu. - M., 2010. - 558 s.
2. Gavrilov B.Ya. Sovremennaya ugolovnaya politika Rossii: cifry i fakty. - M., 2008. - 208 c.
3. Dryga V.A. Ponyatie ugolovnoy politiki // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. - N 3. - 2017. - S. 81-88.
4. Ermakova N.V. Ponyatie, celi i zadachi pravoohranitel'noy politiki v Rossiyskoy Federacii // Molodoy uchenyy. - 2017. - № 21.1. - S. 96-98.
5. Matveev V. Konstitucionnye garantii prav i svobod cheloveka i ih realizaciya v sovremennoy ugolovnoy politike Rossii // Pravo i zhizn'. - 2009. - № 9. - S. 16-17.
6. Malyaev K.V. Ugolovno-pravovaya ohrana zhizni: dis. ... kand. yur.nauk. - Nizhniy Novgorod, 2005. - 247 s.
7. Pobegaylo E.F. Krizis sovremennoy rossiyskoy ugolovnoy politiki // Ugolovnoe pravo. - 2004. - № 4. - S. 112-117.
8. Stramilova T.P. Pravo na zhizn' kak ob'ekt konstitucionnoy zaschity v usloviyah realizacii ugolovnoy politiki gosudarstva // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2018. - № 12. - S. 53-56.