VALIDITY OF TAX BENEFIT AND «BAD FAITH» OF COUNTERAGENT OF TAX PAYER
Abstract and keywords
Abstract (English):
In article the analysis loose is provided in the legislation of the Russian Federation of criteria which taxing and judicial authorities use when carrying out an assessment of validity of application by the taxpayer of tax benefit in cases of «dishonesty» of the contractor of the taxpayer. Approach of the legislator to definition of the concept «integrity» of the taxpayer is investigated. The position of the author on the practical problems arising in the course of use by the taxpayer of the right to use tax benefit is stated. The author of the real work comes to a conclusion that lack of due legal regulation of process of use by the taxpayer of the right for use of tax benefit often allows taxing authorities to resolve an issue of validity of tax benefit at discretion.

Keywords:
Tax benefit, taxpayer, dishonesty, contractor, taxing authorities, tax duty.
Text

Прошло уже более семи лет с момента принятия Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ постановления от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Формирующаяся сегодня судебно-арбитражная практика имеет различные подходы к рассмотрению дел, связанных с реализацией налогоплательщиком своего права на налоговую выгоду.

В настоящей работе мы хотим проанализировать критерии, по которым налоговые органы и суды оценивают обоснованность применения налогоплательщиком налоговой выгоды в случае «недобросовестности» контрагента налогоплательщика (такие случаи, как, например, руководитель (учредитель) контрагента отказался от руководства организацией; отнесение организации-контрагента к категории «фирм-однодневок»; организация-контрагент зарегистрирована по адресу «массовой» регистрации и т. п.). Сразу же оговоримся, что ни один из приведенных нами критериев «недобросовестности» контрагента налогоплательщика нормативно не установлен — в данном случае речь идет о квазинормативном определении этих понятий. Так, ФНС России в письме от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 отмечает, что налоговым законодательством Российской Федерации понятие «недобросовестность налогоплательщика» не определено. В арбитражной практике указанное понятие было введено после принятия Конституционным Судом РФ определения от 25 июля 2001 г. № 138-О.

В связи с принятием вышеназванного постановления ВАС РФ понятие «добросовестность» налогоплательщика в целях обеспечения единообразия судебной практики заменено на понятие «получение необоснованной налоговой выгоды». При этом понятие «необоснованная налоговая выгода» налоговым законодательством Российской Федерации также не определено.

Через оценку деятельности контрагента налогоплательщика (иными словами, его «добросовестности») определяется право налогоплательщика на получение налоговой выгоды, что в итоге приводит к совершенно необоснованному доначислению сумм налогов налогоплательщику. Такой подход к оценке добросовестности налогоплательщика используется практически во всех проанализированных нами судебных актах — в целом речь можно вести о переложении налоговой обязанности с контрагента на налогоплательщика3, поскольку налогоплательщик (а, как правило, это кредитоспособное лицо) вынужден пройти все «круги ада», связанные с обжалованием решения налогового органа о доначислении сумм «неуплаченных» налогов — не принятых к вычету налоговым органом. Оценка добросовестности налогоплательщика ставится в зависимость от «недобросовестных» действий его контрагента.

 

References

1. Ofitsial´nye dokumenty. 2010. 2 marta. № 9 (ezhenedel´noe prilozhenie k gazete «Uchet, nalogi, pravo»).

2. Sbornik resheniy Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii, Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii, Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiyskoy Federatsii po voprosam deyatel´nosti Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii. Ch. 1. 2004.

Login or Create
* Forgot password?