USE OF ECONOMETRIC METHODS FOR SUBSTANTIATION OF RECOMMENDATIONS FOR INCREASING RETAIL ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The successful functioning of a commercial organization depends on the right tools for implementing a marketing strategy. For the organization plays an important role - obtaining positive financial results and maximizing them. In this article, the example of a specific trading organization considers recommendations for increasing profits. The paired linear regression method was used as an instrument..

Keywords:
retail, profit, correlation, regression equation, statistical significance
Text
Text (PDF): Read Download

Розничная торговля является одним из важнейших рыночных сегментов экономики в Российской Федерации. Роль торговли в экономике нашей страны сложно недооценить. В структуре формирования ВВП на ее долю приходится около 22%. По размеру налоговых поступлений в консолидированный бюджет торговля занимает третье место, а в федеральный бюджет – 11 место среди основных отраслей экономики. В сфере торговли задействовано более миллиона хозяйствующих субъектов, численностью работников свыше 5 млн чел. На долю государственного сектора и оборота розничной торговли приходится менее 3% и несколько больше в обороте общественного питания – 8%. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых работников [10].

Динамика организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, представлена на рис. 1 [10].

Для организаций розничной торговли важной составляющей является эффективная реклама, налаженные каналы сбыта, послепродажное обслуживание. Обеспечение и повышение конкурентоспособности на рынке обуславливает необходимость разработки маркетинговой стратегии.

Маркетинговая стратегия организации должна быть  связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим организации. Она служит базой для разработки стратегии продаж, конкурентных преимуществ и общей стратегии развития организации. Планирование и анализ принимаемых решений руководителями и контроль над их исполнением позволяют своевременно обнаружить угрозы и минимизировать риски организации.

Основной целью деятельности торговой организации является максимизация прибыли.

ООО Торговый дом «Гранд» является коммерческой организацией, занимающейся продажей мебельных товаров – спальных  и кухонных гарнитуров, диванов и кресел, стенок,  компьютерных столов и стульев. С 2014 г. торговый дом осуществляет доставку и сборку мебели во все близлежащие населенные пункты. Стоимость доставки напрямую зависит от расстояния населенного пункта (табл. 1). В 2019 г. по сравнению с 2014 г. цена на бензин АИ – 92 возросла с 31,7 руб. до 44,5 руб. Поэтому торговой организации следует пересмотреть расценки на свои услуги. Для этого можно использовать методы эконометрики, а именно метод парной линейной регрессии. Эконометрические методы заключаются в применении математических, статистических и экономических инструментов для оценки состояния организации и разработке мероприятий по совершенствованию ее деятельности.

 Проведем расчет параметров управления парной линейной регрессии для торговой организации (табл. 2).

Таблица 1

Стоимость доставки товаров ООО Торговый дом «Гранд»

Пункт доставки мебели

Расстояние, км., х

Стоимость доставки, руб., у

р.п.Гремячево

10

100

д.Меляево

15

150

д.Саконы

20

250

г.Ардатов

27

400

с.Теплово

20

250

с. Ломовка

27

350

с.Шилокша

36

400

г.Кулебаки

45

500

р.п.Саваслейка

55

600

г.Арзамас

70

750

 

Таблица 2

Исходные данные для расчетов параметров уравнения регрессии по методу наименьших квадратов

Пункт доставки мебели

Расстояние, хi

xixср

Стоимость доставки, уi

yiyср

(xixср)2

(xixср) (yi– yср)

ŷi

р.п.Гремячево

10

-22,5

100

-275

506,25

6187,5

140,55

д.Меляево

15

-17,5

150

-225

306,25

3937,5

192,65

д.Саконы

20

-12,5

250

-125

156,25

1562,5

244,75

г.Ардатов

27

-5,5

400

25

30,25

-137,5

317,69

с.Теплово

20

-12,5

250

-125

156,25

1562,5

244,75

с. Ломовка

27

-5,5

350

-25

30,25

137,5

317,69

с.Шилокша

36

3,5

400

25

12,25

87,5

411,47

г.Кулебаки

45

12,5

500

125

156,25

1562,5

505,25

р.п.Саваслейка

55

22,5

600

225

506,25

5062,5

609,45

г.Арзамас

70

37,5

750

375

1406,25

14062,5

765,75

Итого

325

-

3750

-

3266,5

34025

3750

Среднее

32,5

-

375

-

326,65

3402,5

375

Расчет коэффициентов:

b= xi-xyi-yxi-x2= 34025 3266,5=10,42

a= y-bx=375-10,42*32,5= 36,35

Уравнение регрессии:

ŷi= 36,35 + 10,42  × xi.

При существующих ценах стоимость на 1 км составляет 36,35 руб. Далее проведем проверку наличия и тесноты связи.

 

 

 

 

Таблица 3

Исходные данные для расчета коэффициента корреляции

Пункт доставки мебели

Расстояние, хi

Стоимость доставки, уi

x^2

xy

y^2

р.п.Гремячево

10

100

100

1000

10 000

д.Меляево

15

150

225

2250

22 500

д.Саконы

20

250

400

5000

62 500

г.Ардатов

27

400

729

10 800

160 000

с.Теплово

20

250

400

5000

62 500

с. Ломовка

27

350

729

9450

122 500

с.Шилокша

36

400

1296

14 400

160 000

г.Кулебаки

45

500

2025

22 500

250 000

р.п.Саваслейка

55

600

3025

33 000

360 000

г.Арзамас

70

750

4900

52 500

562 500

Итого

325

3750

13829

155 900

1 772 500

Среднее

32,5

375

1382,9

15 590

177 250

 

varx=x2-x2=1382,9-32,52=326,65

vary=y2-y2=177250-3752=36625

covx,y= xy-xy=15590-32,5*375= 3402,5

rxy= 3402,5326,65×36625=0,984

Связь между расстоянием и стоимостью доставки мебели высокая.

Проведем оценку качества модели парной регрессии и оценку качества подбора и статистической значимости уравнения регрессии в целом.

Таблица  4

Расчет средней ошибки аппроксимации

Пункт доставки мебели

Стоимость доставки, (эмпирический ряд),  уi

Стоимость доставки (теоретический ряд), ŷi

Ошибка аппроксимации, Ai,%

р.п.Гремячево

100

140,55

41

д.Меляево

150

192,65

28

д.Саконы

250

244,75

2

г.Ардатов

400

317,69

21

с.Теплово

250

244,75

2

с. Ломовка

350

317,69

9

с.Шилокша

400

411,47

3

г.Кулебаки

500

505,25

1

р.п.Саваслейка

600

609,45

2

г.Арзамас

750

765,75

2

Итого

3750

3750

111

Среднее

375

375

11,1

 

Коэффициент детерминации:

R2= rxy2=0,9842=0,968 .

Качество модели по критериям средней ошибки аппроксимации и коэффициенту детерминации может быть оценено как высокое.

Оценка значимости уровня регрессии:

Fфакт=R21-R2×n-2=0,9681-0,968×8=242 .

Табличное значение при k1 = 1 и k2 = 10 – 2 = 8 составляет 5,32. Поскольку расчетное значение превышает табличное, уравнение признается статистически значимым.

Проведем оценку значимости коэффициентов регрессии.

Таблица 5

Исходные данные для расчета значений стандартной ошибки  коэффициентов регрессии

Пункт доставки мебели

Расстояние, хi

x^2

xi – xср

(xi– xср)2

Стоимость доставки, (эмпирический ряд),  уi

Стоимость доставки (теоретический ряд), ŷi

уi - ŷi

(уi - ŷi)^2

р.п.Гремячево

10

100

-22,5

506,25

100

140,55

-40,55

1644,3025

д.Меляево

15

225

-17,5

306,25

150

192,65

-42,65

1819,0225

д.Саконы

20

400

-12,5

156,25

250

244,75

5,25

27,5625

г.Ардатов

27

729

-5,5

30,25

400

317,69

82,31

6774,9361

с.Теплово

20

400

-12,5

156,25

250

244,75

5,25

27,5625

с. Ломовка

27

729

-5,5

30,25

350

317,69

32,31

1043,9361

с.Шилокша

36

1296

3,5

12,25

400

411,47

-11,47

131,5609

г.Кулебаки

45

2025

12,5

156,25

500

505,25

-5,25

27,5625

р.п.Саваслейка

55

3025

22,5

506,25

600

609,45

-9,45

89,3025

г.Арзамас

70

4900

37,5

1406,25

750

765,75

-15,75

248,0625

Итого

325

13829

0

3266,5

3750

3750

0

11833,81

Среднее

32,5

1382,9

0

326,65

375

375

0

1183,38

 

Стандартная ошибка коэффициента регрессии b:

mb=yi-yi2/n-2xi-x2=0,67.

Стандартная ошибка коэффициента регрессии a:

ma=yi-yi2n-2×xi2nxi-x2=0,057 .

Ошибка коэффициента корреляции:

mrxy=1-rxy2n-2=0,06 .

Оценка значимости коэффициентов регрессии и коэффициентов корреляции с помощью t-статистики Стьюдента:

tb=bmb=10,420,67=15,55 .

ta=ama=36,350,057=637,72 .

tr=rxymr=0,9680,06=16,13 .

Табличное значение tc составляет 2,3060. Следовательно, коэффициенты регрессии a, b и коэффициент корреляции являются статистически значимыми.

Проведенное исследование выявило прямую, высокую связь между стоимостью по доставке мебельной продукции и расстоянием места назначения. Следовательно, организации целесообразно пересмотреть стоимость доставки на свои товары. С учетом того, что стоимость доставки за 1 км можно увеличить примерно в 10 раз, определим изменение прибыли.

Таблица 6

Изменение прибыли с учетом новой стоимости по услугам доставки товаров

Пункт доставки мебели

Расстояние, км,

Фактическая цена, руб.

Предлагаемая цена, руб.

Изменение, руб.

р.п.Гремячево

10

100

200

100

д.Меляево

15

150

300

150

д.Саконы

20

250

450

200

г.Ардатов

27

400

670

270

с.Теплово

20

250

450

200

с. Ломовка

27

350

620

270

с.Шилокша

36

400

760

360

г.Кулебаки

45

500

950

450

р.п.Саваслейка

55

600

1150

550

г.Арзамас

70

750

1450

700

Итого:

-

3750

7000

3250

 

References

1. Ayvazyan S.A. Ekonometrika / S.A. Ayvazyan, S.S. Ivanova. - M.: Market DS, 2017.

2. Afanasenko I.D. Torgovoe delo. Uchebnik / I.D. Afanasenko, V.V. Borisova. - M.: Piter, 2015. - 384 c.

3. Kotler, F. Osnovy marketinga. 5-e evropeyskoe izd / F. Kotler, A. Gari. - M.: Vil'yams, 2015. - 752 c.

4. Kremer N.Sh. Matematika dlya ekonomistov. Ot Arifmetiki do Ekonometriki / N.Sh. Kremer i dr. - M.: Yurayt, 2017.

5. Sklyar E.N. Marketingovye issledovaniya: Praktikum / E.N. Sklyar, G.I. Avdeenko, V.A Aleksunin. - M.: ITK Dashkov i K, 2016. - 216 c.

6. Ekonometrika / Pod redakciey V.B. Utkina. - M.: Dashkov i Ko, 2017.

7. Kalinushkin V.S. Roznichnaya torgovlya v Rossii i ee sovremennye tendencii - //Ekonomika v XXI veke - Ekonomika i ekonomicheskie nauki -№5-2017.

8. Menyaykin D.V., Talanova A.O. Sovremennoe sostoyanie roznichnoy torgovli v Rossii // Molodoy uchenyy. - №21. - 2015.

9. Muhina Yu.N. Povyshenie konkurentosposobnosti torgovogo predpriyatiya // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy. -2017. - № 12 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15623.

10. Oficial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki: http://www.gks.ru/

Login or Create
* Forgot password?