Globalization, which is one of the major lines of development in the sphere of education, requires that a common education space be created and different systems of education be made compatible. Russian HE institutions improve academic mobility through developing double degree programmes in partnership with non-Russian HE institutions, which brings to the fore such issues as a joint curriculum development, and alignment of core curricula of partner-HE-institutions though content cross-pollination. The article deals with the approaches to double degree undergraduate programme as developed by the Russian State University of Tourism and Service (Moscow) for the Bachelor in Management programme and the International Business School (Budapest) for the BA in Business Studies. In the article, the authors identify the key components of the double degree programme as jointly developed by the Russian State University of Tourism and Service and the International Business School: the specifics of the curricula and syllabi of the two institutions, the procedure of credit transfer, the content of the teaching materials of the disciplines involved, formative, summative, and final academic assessments. The authors emphasize the difference in the workload of the disciplines on the curricula, and conclude that the curriculum currently employed by the International Business School is more application-driven, while that employed by the Russian State University of Tourism and Service is more theory-driven. The authors also identify discrepancies in the number of elective courses, with the Russian State University of Tourism and Service offering 14 elective courses in 2011, which is 9 courses more than in 2010 and 4 courses more than offered by the International Business School.
academic mobility, Bachelor, Russian State University of Tourism and Service, International Business School, double degree programme, curriculum, students, faculty
Обоснование актуальности. На протяжении последних десятилетий развитие мирового сообщества происходит в условиях глобализации. Особенностью названного процесса является интеграция и унификация экономической, политической и культурной сфер деятельности разных стран. Распространяется он и на систему высшего профессионального образования (ВПО). В Европе импульсом его активизации послужила разработка Болонской декларации и последующих межнациональных рамочных соглашений, направленных на признание совместных степеней и квалификаций (Прага — 2001 г.; Берлин — 2003 г., Страсбург – 2004 г., Берген – 2005 г., Лондон – 2007 г., Левен – 2009 г., Будапешт – Вена – 2010 г.).
Университеты разных стран не только признают академические результаты друг друга, но и, опираясь на национальные стандарты, в условиях межнационального сотрудничества разрабатывают совместные программы профессионального обучения. Разнообразные международные, национальные, независимые фонды поддерживают академические обмены студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, проведение широкого спектра научных исследований.
Присоединение России к Болонскому процессу явилось важным шагом вхождения страны в европейское образовательное пространство. Оно привело к реформированию системы образования, введению в 2011 г. ФГОС ВПО третьего поколения, принятию в 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отличительные особенности отечественной системы ВПО в настоящее время определяют:
• двухуровневая модель образования;
• кредитная система оценки освоения образовательной программы;
• развитие международных образовательных контактов;
• совместимость и согласованность межнациональных образовательных программ;
• сохранение и развитие национальных интересов и особенностей образования.
В сложившихся условиях проблема формирования российскими вузами совместных образовательных программ с европейскими партнерами становится все более востребованной и актуальной. Раскрытие ее основных организационных аспектов поможет вузам, приступающим к разработке программ двойных дипломов, в определении подходов к их построению, а вузам, реализующим подобные программы, в выявлении путей дальнейшего совершенствования.
Научный инструментарий и источники исследования. В рамках изучения особенностей обучения менеджменту в России и в Европейском академическом пространстве (на примере конкретных вузов) было проведено сравнительное исследование педагогической документации.
1. Il´kevich S.V., Sakharchuk E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoychivogo razvitiya turizma v regionakh Rossiyskoy Federatsii. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T. 8. 2014. №2. S. 4-17.
2. Suslova I.A. Otsenka kachestva uchebnogo plana FGOU VPO «RGUTIS» po osnovnoy obrazovatel´noy programme napravleniya podgotovki « Menedzhment» (bakalavriat). Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2011. №1. S. 74-80.
3. Zorina N.M. The Formation of Intercultural Competence as an Integral Part of Professional Training in the Field of Tourism. World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 41-42, 2014.